2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Русская литература в контексте культур_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русская литература в контексте культур
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологический наук, доцент, Окишева Карина Анатольевна _________________
 
 
Русская литература в контексте культур
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-0223 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов принципа исторического подхода к тексту, умение видеть его в контексте художественной картины мира, быта, верований, системы ценностей, уровня научных представлений той или иной эпохи и страны. Конечным результатом освоения дисциплины является формирование широкого кругозора в оценке и интерпретации художественного произведения, способности совмещения синхронных и диахронных аспектов в анализе явления; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить студентов с основными периодами развития мировой литературы;
1.4
овладеть методикой комплексного и сравнительного анализа художественного произведения;
1.5
создать условия для дальнейшего углубления знаний в области истории русской литературы в контексте других культур.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История лингвистических учений
2.1.2
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.3
Современные проблемы науки и образования
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практикум по литературе
2.2.2
Практикум по русскому языку
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Современные образовательные технологии
2.2.5
Современный литературно-критический процесс
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Отечественная литература
2.2.10
Функциональная грамматика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
Знать:
 
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологии;
3.1.2
основные образовательные технологии;
3.1.3
способы осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.1.4
этапы разрешения проблемы с учетом вариативных контекстов;
3.1.5
информацию, необходимую для выработки стратегии действий по ситуации разрешению проблемной ситуации;
3.1.6
различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски;
3.1.7
способы грамотно, логично, аргументировано формулирования собственных суждений и оценок;
3.1.8
практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации;
3.1.9
современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области "Русский язык" "Литература".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологии;
3.2.2
применять основные образовательные технологии;
3.2.3
осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
3.2.4
выявлять проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее раз-решения с учетом вариативных контекстов;
3.2.5
находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выра-ботки стратегии действий по ситуации разрешению проблемной ситуации;
3.2.6
рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски;
3.2.7
грамотно, логично, аргументировано формулировать собственные суждения и оценки и предлагать стратегию действий;
3.2.8
определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации;
3.2.9
использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества обра-зовательного процесса в предметной области "Русский язык" и "Литература".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения основных и дополнительных образовательных программ с использованием современных технологии;
3.3.2
нгавыками применения основных образовательных технологии;
3.3.3
навыками осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.3.4
навыками выявления проблемной ситуации в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
3.3.5
навыками нахождения, критического анализа и выбора информации, необходимой для выработки стратегии действий по ситуации разрешению проблемной ситуации;
3.3.6
навыками использования современных образовательных технологий для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области "Русский язык" и "Литература".
3.3.7
навыками рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски;
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
3.3.8
навыками грамотно, логично, аргументировано формулировать собственные суждения и оценки и предлагать стратегию действий;
3.3.9
навыками определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации.
3.3.10
3.3.11
3.3.12
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческая поэтика и история мирового литературного процесса 

 
1.1
Предмет и метод исторической

поэтики в контексте мирового литературного процесса /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Метод исторической поэтики в отечественном и зарубежном литературоведении /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Мировая литература как процесс /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Понятие "литература" в культурно-исторической перспективе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.5
История русской литературы: традиции мировой культуры и самобытность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Синхронный и диахронный подход к литературе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.7
Миф и литература в эстетике романтизма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.8
Диалектика «мифа-фольклора-литературы» в свете исторической поэтики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.9
Литература и фольклор /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.10
Художественный текст как объект филологического исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.11
Понятия "национальная литература", "Региональная литература", "Зональная литература", "Мировая литература" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Эволюция русской литературы в контексте мировой и культурной традиции

 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.1
Евангельский текст русской литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
2.2
"Чужое слово" в литературном произведении /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
2.3
Периодизация межлитературного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.4
Типология контактных связей между литературами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
2.5
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Литературные связи и параллели

 
3.1
Взаимодействие литератур Востока и Запада /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Пушкин и русская литература /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Н.В. Гоголь в контексте русской культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
3.4
Традиции Ф.М. Достоевского в мировой литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
3.5
Л.Н. Толстой и Восток /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
3.6
Восприятие и интерпретация творчества писателя иностранными читателями и критиками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
3
0
 
3.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и метод исторической поэтики в контексте мирового литературного процесса

2. Метод исторической поэтики в отечественном и зарубежном литературоведении

3. Мировая литература как процесс

4. Понятие "литература" в культурно-исторической перспективе

5. История русской литературы: традиции мировой культуры и самобытность

6. Синхронный и диахронный подход к литературе.

7. Миф и литература в эстетике романтизма

8. Миф и литература в эстетике романтизма

9. Диалектика «мифа-фольклора-литературы» в свете исторической поэтики

10. Литература и фольклор

11. Художественный текст как объект филологического исследования

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
12. Понятия "национальная литература", "Региональная литература", "Зональная литература", "Мировая литература"

13. Евангельский текст русской литературы

14. "Чужое слово" в литературном произведении

15. Периодизация межлитературного процесса

16. Типология контактных связей между литературами

17. Взаимодействие литератур Востока и Запада

18. Пушкин и русская литература

19. Н.В. Гоголь в контексте русской культуры

20. Традиции Ф.М. Достоевского в мировой литературе

21. Л.Н. Толстой и Восток

22. Восприятие и интерпретация творчества писателя иностранными читателями и критиками

23. Взаимовлияние русской литературы и западной

24. Новейшая русская литература в контексте западных культур

25. Взаимосвязи исторической поэтики с теорией и историей литературы

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений (эссе)

1. Русская и польская литература конца XIX – начала XX века

2. Русская литература и европейская литература: проблема симбиоза

3. Литература XVIII века: контакт с литературой Запада

4. Литература XIX века: начало европейского диалога

5. Мировое признание И.С. Тургенева

6. Пушкин и Гюго об истории драмы: судьба традиций Шекспира и Мольера в русской и французской драматургии

7. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина и «Dramatic scenes» Бари Корнуола

8. А. С. Пушкин: русская «всемирность» (к вопросу о восприятии европейской литературы)

9. Ф.М. Достоевский и Ф.Шиллер: творческий диалог

10. Типология стилевого развития русской и зарубежных литератур 20-30-х годов: сходства и различия

11. Мировой постмодернизм и его «русская» версия.

12. Международное признание русскоязычной поэзии И.Бродского

13. Тема сильной личности в прозе А.И.Куприна и Р.Киплинга

14. Тема судьбы интеллигенции в пьесах Б.Шоу («Дом, где разбиваются сердца»), М.Горького («Дети Солнца»)

15. Ф.М. Достоевский в восприятии западных читателей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рыбальченко, Т. Л. 
Анализ художественного текста для педагогических вузов : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12436-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447480 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
А. П. Авраменко [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 3. Акмеизм, футуризм и другие : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Авраменко [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04784-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438527 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией С. И. Кормилова
История русской литературы ХХ века: проза 1920-1940-х гг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. И. Кормилов [и др.] ; под редакцией С. И. Кормилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 174 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07056-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434276 
Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
М. В. Михайлова [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 227 с. — (Бакалавр и магистр). — ISBN 978-5-534-04783-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438526 
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.3
А. П. Авраменко [и др.] 
История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 1. Реализм: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Авраменко [и др.] ; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04781-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437952 
Москва: Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой 

 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет. При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программойпримерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx