2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Детская литература_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Детская литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
46
46
46
46
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Детская литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании целостного представления о детской литературе как о  самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры и литературы
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать представления о специфике детской литературы как основном источнике детского чтения для выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп;
1.4
1.5
способствовать усвоению навыков методики изучения художественных тексто, решая задачи межличностного и межкультурного взаимодействия;
1.6
1.7
привить навыки анализа  текстов детской литературы разных жанров, используя основы профессиональной этики и речевой культуры; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.3
Организация дошкольного образования
2.1.4
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.5
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.6
Методика обучения татарскому языку
2.1.7
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.8
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.9
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.11
Профессиональная этика
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
Иностранный язык
2.1.16
Русский язык и культура речи
2.1.17
Теория начального языкового образования
2.1.18
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.19
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.20
Татарский язык
2.1.21
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
определение понятий «язык» и «речь», функции языка и речи;
3.1.2
формы, типы, модель вербальной речевой коммуникации, виды речевой деятельности;
3.1.3
основные единицы вербальной коммуникации;
3.1.4
потенциал невербальных средств коммуникации;
3.1.5
понятие «речевая норма», типы норм русского языка;
3.1.6
основные критерии культуры речи, коммуникативные и этические аспекты культуры речи;
3.1.7
творчество выдающихся детских писателей, поэтов и драматургов;
3.1.8
специфику детской литературы;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1.9
общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выстраивать устную и письменную коммуникацию в режиме диалога и монолога в соответствии с нормами;
3.2.2
соблюдать нормы публичного выступления и регламент;
3.2.3
выстраивать устную и письменную коммуникацию в режиме диалога и монолога в соответствии с нормами;
3.2.4
готовить план выступления на основе заданных целeй, целевой аудитории и жанра выступления;
3.2.5
отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;
3.2.6
применять в своей речи логические, риторические приемы и приемы обратной связи с аудиторией;
3.2.7
анализировать  произведения детской литературы;
3.2.8
использовать различные методы литературоведческого анализа;
3.2.9
критически осмысливать произведения детской литературы с учётом общих тенденций развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
3.3.2
словесного оформления публичного выступления;
3.3.3
речевыми приемами, позволяющими достичь поставленных целей в конкретной ситуации;
3.3.4
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
3.3.5
навыками применения основных критериев и аспектов культуры речи;
3.3.6
навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за культурой диалога и монолога;
3.3.7
навыками аналитического подхода к художественному тексту;
3.3.8
навыками использования различных методов литературоведческого анализа;
3.3.9
навыками критического осмысления произведений детской литературы с учётом общих тенденций развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.Особенности русской детской литературы.

 
1.1
Устное народное творчество.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
1.2
Древнерусская литература. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 2. Русская детская литература 17-18 в.Русская детская литература 1-й половины 19 в.

 
2.1
Особенности русской детской литературы 17-18 вв. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
2.2
Русская литературная сказка в эпоху романтизма. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 3. Русская детская литература 2-половины 19 в. 

 
3.1
Поэзия 2-й половины 19 века в детском чтении /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
3.2
К.Д.Ушинский Л.Н.Толстой. «Азбука» /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
3.3
Автобиографическая проза 2-й половины 19 века в детской литературе.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
3.4
Проза С.Аксакова и  Л.Н.Толстого. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.5
Русская детская проза о детях и для детей. Д.Н. Мамин-Сибиряк. А.П.Чехов. Л. Андреев. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 4. Русская детская литература на рубеже веков. 

 
4.1
Массовая литература для детей. Детские журналы. «Феномен» Л.Чарской. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
4.2
Автобиографическая проза М. Горького. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
4.3
Тема трудного детства в прозе писателей конца века.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 5. Русская детская литература  20 века

 
5.1
Становление новой детской литературы. В.Маяковский. К. Чуковский. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.2
Поэзия Серебряного века. А.Блок. К.Бальмонт. С. Есенин. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.3
Художественно-познавательная литература 20-х годов 20 века. Б. Житков. Литературный сказ П. П. Бажова. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.4
Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов. А. Н. Толстой. С. Черный. Тема гражданской войны и тема мирной жизни в творчестве А.Гайдара. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.5
Литературная сказка 30-х г. Сказки В. Катаева. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.6
Детская литература 40-50-х г.

Социально-историческая тема в сказках для детей. А.Толстой. «Золотой ключик».

Детская поэзия 60-80-х годов. Творчество Э.Успенского, С.Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, И. Токмаковой, Б. Заходера. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.7
Русская детская литература 60-80-х г. Проза в детском чтении Творчество Н.Носова, Драгунского.Современная детская литература.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.8
Проза в детском чтении 90-х г.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5.9
Современная детская литература.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 6. Зарубежная детская литература

 
6.1
Творчество А.Линдгрен, Р.Киплинг  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
6.2

Творчество А. Экзюпери. М. Твен

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-4 ПК-13
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.3
Зачёт по дисциплине "Детская литература" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОК-4 ОПК-5 ПК-13
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

                                              

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Минералова, И. Г.
Минералова, И. Г.  Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Г. Минералова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00343-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433364
Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. К. Сигов [и др.] ; под научной редакцией В. К. Сигова.
Детская литература : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт,,  2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова, О.П.
Детская литература : Методические указания к самостоятельным работам студентов по дисциплине Б1.В.ДВ.09.01 Детская литература вариативной части дисциплин по выбору Модуля 11. Познавательное развитие детей по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э2
Филологический портал
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                           Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.                                                                                               Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков                                                            

                                                      Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                                             Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.