2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Детская литература_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Детская литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 3/6
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
18
18
32
32
50
50
Кoнтактная рабoта
18
18
32
32
50
50
Сам. работа
18
18
40
40
58
58
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Детская литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании целостного представления о детской литературе как о  самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры и литературы
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
дать представления о специфике детской литературы как основном источнике детского чтения для выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп;
1.5
1.6
способствовать усвоению навыков методики изучения художественных текстов, решая задачи межличностного и межкультурного взаимодействия;
1.7
привить навыки анализа  текстов детской литературы разных жанров, используя основы профессиональной этики и речевой культуры; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Противодействие коррупции
2.1.4
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
История зарубежной литературы
2.2.5
Выразительное чтение
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.10
Курсовая работа по литературе
2.2.11
Современный литературный процесс
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Современная русская литература
2.2.14
История литературной критики
2.2.15
История лингвистических учений
2.2.16
Литература русского зарубежья
2.2.17
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
творчество выдающихся детских писателей, поэтов и драматургов;
3.1.2
специфику детской литературы;
3.1.3
общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать  произведения детской литературы;
3.2.2
использовать различные методы литературоведческого анализа;
3.2.3
критически осмысливать произведения детской литературы с учётом общих тенденций развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками аналитического подхода к художественному тексту;
3.3.2
навыками использования различных методов литературоведческого анализа;
3.3.3
навыками критического осмысления произведений детской литературы с учётом общих тенденций развития отечественной и мировой культуры, литературы;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.Особенности русской детской литературы.

 
1.1
Устное народное творчество.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
1.2
Древнерусская литература. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 2. Русская детская литература 17-18 в.

 
2.1
Особенности русской детской литературы 17-18 в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
3
0
 
2.2
Рукописные книги для детей. Азбука И. Федорова. Симеон  Полоцкий, Карион Истомин, их вклад в развитие детской литературы. Круг детского чтения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Русская детская литература 1-й половины 19 в.

 
3.1
Басни И.А.Крылова.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
3.2
Детские журналы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
3.3
Русская литературная сказка в эпоху романтизма. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
3
0
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 4. Русская детская литература 2-половины 19 в. 

 
4.1
К.Д.Ушинский Л.Н.Толстой. «Азбука» /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
4.2
Поэзия 2-й половины 19 века в детском чтении /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
4.3
Русская детская проза о детях и для детей.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
3
0
 
4.4
Нравственно -этическая направленность детской литературы 2-половины 19 в.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
3
0
 
4.5
Автобиографическая проза 2-й половины 19 века в детской литературе. С.Аксаков. Л.Н.Толстой. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
3
0
 
4.6
Рассказы Д.Н. Мамин-Сибиряка, А.П.Чехова, Л. Андреева. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
3
0
 
 
Раздел 5. Русская детская литература на рубеже веков. 

 
5.1
Массовая литература для детей. Детские журналы. «Феномен» Л.Чарской. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
5.2
Тема детства в прозе В.Короленко и А.Куприна.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
5.3
А.М.Горький. Повесть «Детство». Целостный анализ.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
5.4
Автобиографическая проза М. Горького. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 6. Русская детская литература  20 века

 
6.1
Поэзия Серебряного века.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.2
Становление новой детской литературы.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.3
А.Блок. К.Бальмонт. С. Есенин. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
6.4
Произведения В.Маяковского, К. Чуковского. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3
4
0
 
6.5
Художественно-познавательная литература 20-х годов 20 века.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.6
Природоведческая литература в 20-е годы.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.7
Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.8
Б. Житков. Литературный сказ П. П. Бажова. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.9
М.Пришвин. К.Паустовский. В. Бианки.

Е. Чарушин.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.10
А.Н. Толстой. С. Черный.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.11
Тема гражданской войны и тема мирной жизни в творчестве А.Гайдара. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.12
Детская литература 30-50-х годов.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.13
Детская литература 40-50-х г.

Социально-историческая тема в сказках для детей.  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.14
А.Толстой. «Золотой ключик».

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
6.15
Литературная сказка 30-х г. Сказки В. Катаева. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.16
Детская поэзия 60-80-х годов. Творчество Э.Успенского, С.Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, И. Токмаковой, Б. Заходера. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
6.17
Русская детская литература 60-80-х г.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.18
Проза в детском чтении.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
6.19
Творчество Н.Носова,

Драгунского.Современная детская литература.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 7. Зарубежная детская литература

 
7.1
А.Линдгрен, Р.Киплинг

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
7.2
А. Экзюпери. М. Твен /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3
4
0
 
7.3
Зачёт по дисциплине "Детская литература" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачёту

1.Детская литература и  устное народное творчество. Жанры детского фольклора. Малые жанры. Большие жанры. Героический характер былин. Аллегория в сказках  2.Возникновение и развитие русской детской литературы в России (16-17 в.) Рукописные книги для детей. Азбука И. Федорова. Симеон  Полоцкий, Карион Истомин, их вклад в развитие детской литературы. Круг детского чтения.

3.Детская литература 18 в. «Юности честное зерцало». Ф. Прокопович. «Первое учение отрокам». Курганов «Письмовник». А. Болотов и его произведения для детей. Новиков и его журнал «Детское чтение для сердца и разума».

4.Русская детская литература 1-й половины 19 в. Нравственно-этическая направленность басен И.А. Крылова.

5.А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

6.Жанровое своеобразие. Проблематика и герои повести. Специфика  детской литературы:  художественный  и педагогический компоненты.

7.В. Одоевский. Сказка «Городок в табакерке. Сочетание реальных и волшебных событий. Образ ребенка.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
8.В.А. Жуковский. Элегический характер стихов для детей. Мир природы и человека. Своеобразие творческой манеры Жуковского-сказочника.

9.Сказки  А.С. Пушкина. Проблематика и герои.

10.Композиция сказки «Конек-горбунок» П.  Ершова. Отражение народных идеалов в сказке. Социально-сатирические мотивы сказки.

11.Детская литература 2-половины 19 в. К.Д. Ушинский. Система жанров детской литературы.

12.Л.Н. Толстой. «Азбука», «Новая азбука». Рассказы-миниатюры.  Научно-познавательные рассказы. Сказки. Научно-познавательный характер сказок Аллегорическая символика.

13.Поэзия 2-й половины 19 века в детском чтении. Поэты   «некрасовского» кружка. Кружок «чистой» поэзии. Творчество для детей Н. А. Некрасова.

14.Л.Н. Толстой Повесть «Детство». Целостный анализ.

15.Педагогические  и морально-этические проблемы в повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

16.А.П. Чехов. Рассказы для детей. Изображение мира детства.

17.Д.Н. Мамин-Сибиряк. Человек и природа. Общественное зло в рассказах Мамина  - Сибиряка. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.

18.В.Г. Короленко. Повести о детях. Проблематика, герои повести.

19.А.И. Куприн. Изображение мира животных в рассказах.

20.Л. Андреев. Процесс омертвения детской души, очеловечивание мира животных.

21.Русская детская литература на  рубеже  19-20 веков.  Массовая детская литература. «Феномен Лидии Чарской».

22.А.М. Горький. Повесть «Детство». Целостный анализ.

23.Детская литература 20-30-х годов. Чуковский о детской литературе. Детская проза Чуковского.

24.Поэзия Серебряного века. Фольклоризм, авангардизм, реализм в поэзии А. Блока,

К. Бальмонта.

25.Любовь к родному краю в стихах С. Есенина.

26.Новая социальная мораль в произведениях В. Маяковского. Дидактический рассказ в стихах.

27.М. Пришвин. Рассказы о природе.

28.К. Паустовский. Рассказы о животных. Изображение мира  ребенка и природы. Психологизм рассказов Паустовского.

29.Научно-художественная направленность рассказов Б. Житкова.

30.Урок добра в повести Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости Темы письменных работ 1.Антропоморфизм в создании образов животных, птиц в произведениях В. Бианки. Художественный энциклопедизм природы в «Лесной газете». 2.П. Бажов «Серебряное копытце» Сказы из цикла «Малахитовая шкатулка». 3.Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов.  Творчество Саши Черного для детей. «Детский остров» Саши  Черного. 4.Память о Родине и о детстве в  повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». 5.Тема гражданской войны и тема мирной жизни в творчестве  А.П. Гайдара. 6.Литературная сказка 30-х годов. Позиция автора в сказке «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. 7.Социально-историческая тема  в сказках для детей. Тема театра. Особенности образов в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения  Буратино». 8.С. Михалков. Драматургия. Басни С. Михалкова. 9.Идея самоценности личности в творчестве Э. Успенского. Гуманистическая педагогика Успенского в веселых повестях-сказках. Основные  этапы   истории  отечественной  и  зарубежной детской  литературы.   10.Лирический герой стихотворений В. Берестова. Динамичность, парадоксальность стиля берестовских миниатюр. 11.Творчество Н. Носова. Рассказы для детей . Юмор и комизм. 12.Н. Носов. Трилогия о Незнайке. Жанровое своеобразие. Приключенческое  и юмористическое начало, композиция, герои. 13.Психологическая достоверность и сочетание лирического и комического в рассказах Драгунского. Тенденции   развития  современной детской литературы. 14.Творчество А. Алексина. Изображение мира, его драматический характер, психологизм, диалектика души в повестях. 15.Изображение внутреннего неблагополучия за внешней благопристойностью  в произведениях В. Железникова. 16.Философская романтическая сказка А. де Сент-Экзюпери   «Маленький принц». Целостный анализ. 17.Художественный мир сказочных повестей А. Линдгрен. Проблематика и герои. Основные  этапы   истории  отечественной  и  зарубежной детской  литературы.   18.Психологизм, формы авторского присутствия в прозе М. Твена. Основные образы.                                                       
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Минералова, И. Г.
Минералова, И. Г.  Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Г. Минералова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00343-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433364
Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. К. Сигов [и др.] ; под научной редакцией В. К. Сигова.
Детская литература : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт,,  2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова, О.П.
Детская литература : Методические указания к самостоятельным работам студентов по дисциплине Б1.В.ДВ.09.01 Детская литература вариативной части дисциплин по выбору Модуля 11. Теории и технологии в области дошкольного образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ,,  2019 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека Гумер 
 
Э2
Филологический портал
 
Э3
Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ). 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                           Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.                                                                                                       Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков                                                            

                                                            Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                                                                Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.