2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Литературоведческий анализ текста_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературоведческий анализ текста
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Мубаракшина И.И. _________________
 
 
Литературоведческий анализ текста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся знаний в области литературоведческого анализа  текста для решения задач воспитания и повышения качества учебного процесса
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки работы с научной литературой
1.4
сформировать навыки анализа художественных произведений
1.5
сформировать у обучающихся целостное восприятие литературного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.4
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.5
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.6
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8
2.2.9
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.10
Контроль и оценка образовательных результатов по предметам "Русский язык" и "Литература"
2.2.11
Литература русского зарубежья
2.2.12
Литературное краеведение
2.2.13
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.14
Современная русская литература
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.17
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.18
Производственная преддипломная практика
2.2.19
Современный литературный процесс
2.2.20
Возвращенная литература
2.2.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.22
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.2.23
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.24
Творчество писателей Закамского региона
2.2.25
Литературная критика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
методологию литературоведческих наук в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.3
содержание обучения для реализации предмета  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.6
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой;
3.2.2
анализировать основные вопросы литературы в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих явлений, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.5
определять задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками научного анализа теоретических источников по теории и истории литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе произведений литературы;
3.3.3
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические и методологические предпосылки литературоведческого анализа

 
1.1
Художественное произведение и его свойства. Функции художественного произведения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
1.2
Художественный метод и стиль /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 2. Роды, виды, жанры художественной словесности

 
2.1
Категория рода, вида и жанра в литературоведении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
2.2
Комплексный анализ эпического произведения русской литературы XIX века. Рассказ Л.Н. Толстого "Люцерн". Виды и функции музыки в литературном произведении  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
2.3
Комплексный анализ эпического произведения русской литературы XX века. Рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
2.4
Направление, течение и школа в литературе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 3. Лирический род литературы

 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1
Художественная и стихотворная речь. Объект художественного изображения в лирике /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
3.2
Комплексный анализ лирического произведения XIX века. М.Ю. Лермонтов "Сон"  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
3.3
Комплексный анализ лирического произведения XX века. А.А. Блок "Незнакомка" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
3.4
Комплексный анализ лирического произведения XX века. В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", "Cкрипка и немножно нервно", С. Есенин "Шаганэ, ты моя, Шаганэ!" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
3.5
Лироэпические произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 4. Драматический род литературы

 
4.1
Развитие драматического рода. Типы пьес /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
4.2
Комплексный анализ драматического произведения XX века. А. Вампилов "Утиная охота"  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
4.3
Комплексный анализ драматического произведения XIX века. А.П. Чехов "Медведь" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 5. Сюжет и композиция литературного произведения

 
5.1
Сюжет литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
5.2
Композиция литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 6. Время и пространство в литературном произведении. Художественная деталь и ее виды

 
6.1
Хронотоп в литературном произведении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
6.2
Проблема художественного произведения. Литературный контекст /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
6.3
Художественные образы, мотив, лейтмотив в литературном произведении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 7. Внесюжетные элементы в литературном произведении

 
7.1
Композиционно-стилистические приемы литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
7.2
Способы психологической характеристики человека в художественной литературе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 8. "Рамочные" элементы  в лирическом произведении

 
8.1
Лирический герой и автор в лирическом произведении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.3
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
8.2
Виды пафоса в литературном произведении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.3
4
0
 
8.3
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Задания для подготовки к зачету:                

1.Определите основные признаки и структуру литературно-художественного произведения.

2.Объясните теоретический смысл толстовского сравнения литературно-художественного произведения с «бесконечным лабиринтом сцеплений».

3.Приведите примеры совпадения и несовпадения фабулы и сюжета в произведениях классической литературы.

4.Покажите на конкретных примерах, чем тип отличается от характера.

5.Покажите на конкретных примерах, как речевая характеристика персонажей служит средством их типизации и индивидуализации.

6.Охарактеризуйте сказ как особый тип повествования.

7.Приведите несколько примеров использования просторечий и вульгаризмов в высокой классической литературе.

8.Приведите примеры перехода индивидуальных неологизмов в разряд общеупотребительных.

9.Объясните происхождение термина «роман».

10.Объясните этимологию термина «ритм».

12.Опишите перипетии соперничества Тредиаковского и Ломоносова в ходе реформы.

13.Назовите и охарактеризуйте три главные отрасли литературоведения.

14.Назовите и охарактеризуйте вспомогательные литературоведческие дисциплины.

15.Охарактеризуйте эпический род литературы.

16.Охарактеризуйте лирический род литературы.

17.Охарактеризуйте драматический род литературы.

18.Охарактеризйте основные худоственные направления.

19 Литературоведческий анализ прозаического произведения.

20. Литературоведческий анализ поэтического произведения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы письменных работ:

1. «Парус» М.Ю. Лермонтова («Незнакомка» А.А. Блока, «Анчар» А.С. Пушкина): опыт целостного анализа стихотворного произведения.

2. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

3. Жанрово-композиционное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Справка» («Хамелеон»).

4. Сюжет рассказа И.С. Тургенева «Муму».

5. Искусство портрета в рассказе И.А. Бунина «Натали».

6. Образ Осени, образная символика и цветовая гамма стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

7. Мастерство композиции новеллы О.Генри «Последний лист».

8. Композиция рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте».

9. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

10. Искусство портрета в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

11. Жанрово-композиционное своеобразие новеллы И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

12. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска».

13. Функции рассказчика в сатирико-юмористических новеллах М. Зощенко.

14. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.

15. Точки зрения в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

16. Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

17. Поэтический язык стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

18. Поэтический строй стихотворения В.В. Маяковского «Тамара и Демон».

19. Идейно-тематическое содержание стихотворений В. Ходасевича «Дактили» и и «Не ямбом ли четырёхстопным».

20. Повседневное и волшебное в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».

21. Внешность и сущность персонажей в романтических сказках бр. Гримм (Гофмана, Андерсена).

22. Время в сюжете сказки Х.-К. Андерсена «Калоши счастья».

23. Вещи в сказках Андерсена.

24. Сюжет и композиция сказки Андерсена «Суп из колбасной палочки».

25. Художественное время и пространство в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

26. Мечта и действительность в сказке Гофмана «Золотой горшок» (в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»).

 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
27. Сюжет и мораль повести А. Погорельского «Лафертовская маковница».

28. Романтические традиции в повести А.К. Толстого «Упырь».

29. Проблематика рассказа Н.С. Лескова «Приведение в Инженерном замке».

30. Сюжет и композиция рассказа Н.С. Лескова «Грабёж».

31. Сюжет и конфликт повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон».

32. Идеи и образы повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

33. Роль художественных приёмов в создании смыслового рисунка стихотворения Н. Гумилёва «Сады души».      

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                                   

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Минералов, Ю. И. 
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : Учебник для вузов / Ю. И. Минералов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08849-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426638 
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рыбальченко, Т. Л. 
Анализ художественного текста для педагогических вузов : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12436-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447480 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Литературоведческий анализ текста: Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "Литературоведческий анализ текста" [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 53 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Анализ художественного текста
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э4
Русская литературная критика
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                              Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                             Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                                  

                                                          Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                             

                                                                        Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачету студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к нему. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.