Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой доцент, канд. филол. наук Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Перечень вопросов и заданий к зачету:
1. Понятие публицистического текста.
2. Языковые особенности публицистического текста.
3. Схема реферирования статьи.
4. Стилистические особенности публицистического текста.
5. Структурные особенности публицистического текста.
6. Языковые особенности качественной прессы.
7. Языковые особенности разных типов публицистического текста.
8. Структура статьи.
9. Приемы работы с публицистическим текстом.
10. Содержание статьи.
11. Заголовок. Структура. Языковые особенности.
12. Структура и правила построения абзаца публицистического текста.
12. Структура и составные части публицистического текста.
13. Схема реферирования статьи.
14 Языковые особенности оформления реферата статьи.
15. Особенности реферирования публицистического текста по актуальным проблемам общества.
16. Теоретические основы и профессиональные приёмы редактирования текста.
17. Методика редактирования публицистического текста.
18. Грамматические проблемы переводов публицистического текста.
19. Технологии перевода публицистического текста.
20. Типология публицистических текстов.
21. Свойства текста: цельность.
22. Свойства текста: связность.
23. Типы связности публицистического текста.
24. Средства связи публицистического текста.
25. Свойства текста: композиция.
26. Факторы, обеспечивающие цельность публицистического текста.
27. Место публицистического текста в ряду лингвистических единиц.
28. Текстовое семантическое пространство.
29. Современные подходы к изучению публицистического текста.
30. Факторы текстообразования.
Задание к зачёту:
Список статей для реферирования на иностранном языке:
1. English-teaching in the post-truth era. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/english-teaching-post- truth-era
2. From English Language Learners to Intercultural Citizens. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/english-language-learners-intercultural-citizens
3. Audio and Text. - Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/audio-text
4. Text and Activity. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/text-activity
5. An Introduction to Using Visualization. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/introduction-using- visualisation
6. A Day in the Life of an English School for Learners with Special Education Needs. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/a-day-life-english-school-learners-special-educational-needs
7. Short and Sweet: Using Short Films to Promote Creativity and Communication. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/short-sweet-using-short-films-promote-creativity-communication
8. Teenagers and Grammar by Helen Hadkins. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/teenagers- grammar-0
9. Grouping Students. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/grouping-students
10. Peer and Self-Assessment. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/peer-self-assessment
11. Reluctant talkers -1. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/reluctant-talkers-1
12. Error Correction by Joe Budden. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/error-correction
13. Question Techniques and Strategies by Clare Lavery. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/question-techniques-strategies
14. Translation activities in the Language Classroom by Paul Kaye. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/translation-activities-language-classroom
15. Classroom Layout by Jo Budden. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/classroom-layout
16. Using Drama Texts in the Classroom. – Режим доступа URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/using-drama-texts- classroom
17. How do you know when society is about to fall apart? by Ben Ehrenreich. – Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2020/11/04/magazine/societal-collapse.html
18. How Gillian Welch and David Rawlings held onto optimism. – Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2020/11/03/magazine/gillian-welch-david-rawlings.html
19. Leave fat kids alone by Aubrey Gordon. – Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2020/11/13/opinion/childhood-obesity-health.html
20. “Women’s Work” can no longer be taken for granted by Anna Louie Sussman. – Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2020/11/13/opinion/women-pay-gender-gap.html
1. Write an annotation of the given text:
Язык дельфинов
Язык дельфинов можно разделить на 2 группы, впрочем как и у людей: язык жестов или тела (различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками) и язык звуков - сигналы, выраженные звуковыми импульсами и ультразвуком.
Очень четко различимы в дельфиньей речи, даже для стороннего наблюдателя, - характерные для этих животных свисты. Всего таких свистов насчитывается 32 вида, каждый из них означает определенную фразу. Например, сигнал боли или тревоги, приветствие и призывной клич и т.д.
На сегодняшний день ученые, применив специальный метод Зипфа, обнаружили около 180 коммуникационных знаков у морских млекопитающих. Исследователи работают над их систематизацией, и даже пытаются составить словарь общения дельфинов. Однако, несмотря на многочисленные исследования, полностью расшифровать язык дельфинов до настоящего времени так и не удалось.
Ученым удалось выяснить, что в речи дельфинов есть, как минимум, шесть уровней организации: звук, слог, слово, простая фраза, сложная фраза, абзац. Эта структура напоминает большинство человеческих языков.
2. Watch the scientific Euronews Science report and prepare an annotation.
Видео: http://ru.euronews.com/2012/05/16/gifted-children/
Текст: Специальные репортажи learning world
Одаренный ребенок: умный и чуткий?
Одаренность ребенка, как правило, оценивается по его выдающимся способностям к восприятию и интерпретации новой информации, постижению знаний. Однако сегодня все больше специалистов говорят о так называемой социальной и эмоциональной одаренности, – иной грани личности ребенка. С учетом таких особенностей ребенка разработаны специальные обучающие программы в Португалии и России. На этот же счет своим мнением делится профессор Йельского университета Макс Брэккет.
Португалия: полет ума, границы терпения
Одаренность, как следует из слова, дар, но и зачастую нагрузка для ребенка, возводящая стену между ним и, сверстниками и даже взрослыми. Жоау Пауло 17 лет и его дважды исключали из школы из-за конфликтов с учителями. При этом речь идет об очень одаренном подростке. Сам он утверждает, что постоянно проверяет учителей… эти провокации и послужили причиной исключения из школы. Педагог Марсела Пиньо занимается одаренными детьми: “У них способности выше среднего и на уроках они скучает. Они смотрят на происходящее вокруг с презрением, им неинтересно. Наша задача –
Профессор М.Брэккет: “IQ больше не показатель”.
Одаренность – очень обобщенный термин. Конкретизировать его мы попросили психолога Йельского университета, профессора Марка Брэккета.
М. Брэккет: “Говорим мы об опережении в социальном, эмоциональном или чисто академическом развитии? Мы сегодня различаем эти три направления. Представьте человека с блестящими способными к обучению, то есть с сильным когнитивным интеллектом, который при этом не сходится с людьми, не умеет с ними ладить. И обратный пример: необычайно эмоционально одаренный и чуткий человек, гений общения, но далеко не первый в сфере наук. В современной педагогике мы делаем ставку на параллельное развитие когнитивного и эмоционального интеллекта. При этом мы не считаем IQ единственным критерием одаренности. Есть немало людей с выдающимися способностями, которых при этом мы не можем назвать ни одаренными, ни творческими.Так что сводить оценку одаренности лишь к тестам на IQ – очень ограниченный подход”.
Россия: Лига Школ – школа первопроходцев
Расположенная на юге Москвы Лига Школ, или школа 1199 для одаренных детей, от обычного общеобразовательного заведения отличается всем. Учебный день здесь начинается с уборки. Одаренность – ничто без работоспособности и дисциплины, убежден один из создателей, а ныне директор Лиги Школ Сергей Бебчук: “ Школ для детей, которые являются по складу их личности творцами и придумщиками, таких школ не было совсем. И мы затеяли такую школу именно как школу первопроходцев”.
Проект родился в 1993 году. В школу отбираются дети от 12 до 16 лет, равно сильные в математике, физике, истории и литературе. Для поступления кандидаты проходят трехступенчатый отбор.
Две главные особенности преподавания в Лиге Школ: опора на первоисточники, будь то гуманитарные дисциплины или естественнонаучные. Вторая особенность: во всех преподаваемых предметах прослеживаются взаимные связи.
Через два года Лига Школ отметит свое 20-летие. На ее счету – 138 выпускников, ставших высококлассными специалистами в самых разных областях, от ядерной физики до дизайнерского искусства. 20 лет – не возраст: воспитание универсальных личностей продолжается.
Sabdiferentes
Nagcbritain
“afep-asso”: http://www.afep-asso.fr/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
pedagooogia3000
3. Listen to a BBC Science report and annotate it.
http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2011/04/110401_witn_heartache_page.shtml
Аудио: http-ws.bbc.co.uk.edgesuite.net/mp3/learningenglish/2011/04/witn_heartache_report_intro_110401_witn_heartache_report_audio_au_bb.mp3
Текст:
Emotional pain can cause real pain, says study
You've broken up with your girlfriend or boyfriend, your wife or husband has left you and you feel rejected, dejected, broken-hearted. Well, new research suggests that intense feelings of rejection are as hurtful as physical pain.
The lead author of the study, Ethan Kross, said the reason is because the same regions of the brain that become active in response to painful sensory experiences are also activated during intense experiences of social rejection.
The researchers hope their findings will offer new insight into how the experience of intense social loss may lead to various physical pain symptoms and disorders.
They also confirmed the notion that people from different cultures all around the world use the same language, words like 'hurt' and 'pain', to describe the experience of both physical pain and social rejection.
James Cowling, BBC News
Целью лабораторных занятий (далее ЛЗ) выступает контроль знаний, развитие умений и навыков работы с научной литературой, а также с практическим материалом, приучение студента к самостоятельной работе с научными и газетными текстами, подготовка к проведению самостоятельных исследований.
ЛЗ являются традиционной формой организации аудиторной работы студентов. На ЛЗ по дисциплине формируются как научно-исследовательские, так и общекультурные профессиональные компетенции. Работа на ЛЗ строится на основе изученного лекционного материала, часть теоретического материала студенты прорабатывают самостоятельно. ЛЗ позволяют применить изученные знания на практике при выполнении реферирования газетного текста, расширяет кругозор студента за счет изучения содержательной стороны газетного текста.
ЛЗ по дисциплине предлагается проводить в виде обсуждения теоретических вопросов, а также выполнения анализа
Индивидуальная работа на ЛЗ предполагает выступление с докладом или презентацией комплексного реферирования газетной статьи. ЛЗ также предполагают выполнение студентом ряда заданий и упражнений, направленных на формирование навыков реферирования газетного текста. Работа ведется по принципу «от простого – к сложному», а именно сначала обсуждаются отдельные аспекты реферирования (тема, идея газетной статьи, коммуникативная цель автора, языковые особенности газетного текста и др.), затем студенты выходят на целостный анализ текста.
Такая организация ЛЗ способствует развитию научно-исследовательских, общекультурных и профессиональных компетенций студента, что согласуется с требованиями ФГОС нового поколения.
Методические рекомендации по организации взаимообучения в группах.
Студенты готовятся по 4 вопросам лабораторного занятия. Но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов. К примеру, если их 12 человек, то можно распределить по 2 человека на один вопрос. На занятии обучаемые рассаживаются за столами попарно, в соответствии с изученными вопросами. По знаку преподавателя обучаемые в указанное время должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению. Затем один из рядов смещается на одно место. 1-й обучаемый объясняет 4-му содержание первого вопроса, уточненное и расширенное в беседе со 2-м обучаемым. 4-й объясняет 1-му содержание 2-го вопроса и т.д. За полный круг все слушатели могут обменяться мнениями по всем вопросам. Преподаватель дает короткие консультации тем, кто обращается к нему.
Вопросы для обсуждения:
1. The stylistic peculiarities of the newspaper political discourse.
2. The lexical-grammatical peculiarities of the newspaper political discourse.
3. The scheme for rendering a newspaper article and the useful vocabulary.
4. The main political events discussed in the press of today.
Методические указания к самостоятельной работе
Методические рекомендации по реферирования научно-публицистическойстатьи статьи
1. What was the headline for the story?
2. Discuss the effectiveness of the headline in summarizing the story and getting the reader’s attention.
3. Briefly describe the factual content of the story related to the lead: 5 W’s and the H.
• Who:
• What:
• When:
• Where:
• Why:
• How:
4. How did the end of the story summarize the main ideas and provide closure for the reader?
5. Facts in a news story are supposed to be arranged from most to least important. Do you believe the author did this effectively? Why?
6. Writing style is important in keeping those reading and listening to the story engaged. Comment on the use of the following throughout this story:
• active voice,
• precise, concise wording,
• interesting and varied word choices,
• unbiased reporting.
7. Discuss the accuracy of the facts used in the story. How do you know that the sources used were reliable and accurate? Provide specific examples.
8. In what way did the use of quotations….
• add to the credibility of the story?
• make the story more interesting?
• present differing points of view about the topic?
The Plan of Rendering Article
1. The headline of the article is ... (The article is headlined ..., The headline of the article I've read is...)
2. The author of the article is...
3. The article is taken from the newspaper...
4. The central idea of the article is about... (The main idea of the article is... the article is devoted to... the article deals with... the article touches upon... the purpose of the article is to give the reader some information on... the aim of the article is to provide a reader with some material on...)
5. Give a summary of the article (no more than 10-20 sentences).
6. State the main problem discussed in the article and mark off the passages of the article that seem important to you.
7. Look for minor peculiarities of the article.
8. Point out the facts that turned out to be new for you.
9. Look through the text for figures, which are important for general understanding.
10. State what places of the article contradict your former views.
12. Speak on the conclusion the author comes to.
13. Express your own point of view on the problem discussed.
Useful Vocabulary:
The article is headlined…
The author of the article is…
It was published in…
The article is concerned with …
The article deals with…
The subject of the article is…
At the beginning of the article the author describes…
To depict, to dwell (up)on, to touch (up)on, to explain, to introduce, to mention, to recall, to characterize, to analyze, to comment on, to enumerate, to point out, to emphasize, to stress, to underline, to generalize about, to criticize, to make a few critical remarks on, to reveal, to expose, to accuse, to blame, to condemn, to mock smth, to ridicule, to praise, to give a summary of, to give one’s account of…
The article (the author) begins with a (the) description of…
By mentioning, the analysis of, the summary of, a comment on, a review of, an account, characterization of, one’s opinion of/about, one’s recollection of, some (a few) critical remarks about (of, concerning…), the accusation of, the generalization of…
The article opens with…
Then (after that, further on, next) the author passes on to, goes on to say that, gives a detailed (thorough) analysis (description)…
In conclusion the author…
The article ends with…
At the end of the article the author draws the conclusion that…
We find the conclusion that…
To finish the article the author describes…
At the end of the article the author sums it all up (by saying…)…
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.