2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Теория литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
14
14
30
30
Практические
16
16
30
30
46
46
Итого ауд.
32
32
44
44
76
76
Кoнтактная рабoта
32
32
44
44
76
76
Сам. работа
40
40
28
28
68
68
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Ахатова Зифа Фаритовна _________________
 
 
Теория литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие на основе изучения общетеоретических вопросов литературы общекультурного и интеллектуального уровня, абстрактного мышления обучающихся, способствующего решению задач воспитания и духовно-нравственного развития
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и методы теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения
1.4
привить навыки работы с художественной, критической и научной литературой
1.5
сформировать навыки применения различных методов анализа художественного произведения
1.6
сформировать у обучающихся целостное восприятие литературного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Русская диалектология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Старославянский язык
2.1.9
Фольклор
2.1.10
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.11
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.4
Курсовая работа по русскому языку
2.2.5
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.6
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.9
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.10
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Современная зарубежная литература
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.13
Современный литературный процесс
2.2.14
Теория и практика русской орфографии
2.2.15
Филологический анализ текста
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.18
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Современная русская литература
2.2.21
История литературной критики
2.2.22
История лингвистических учений
2.2.23
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.24
Литература русского зарубежья
2.2.25
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.26
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.27
Основы этимологического анализа
2.2.28
Функциональная грамматика русского языка
2.2.29
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.30
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.31
Педагогическая риторика
2.2.32
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного

мировоззрения;

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе.
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Владеть:
 
навыком формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
навыками разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.5
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
3.1.6
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.8
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.9
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе литературоведческих  факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.5
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.6
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.8
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.9
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.4
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.5
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.6
навыками разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.7
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.9
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические и методологические предпосылки литературоведческого анализа

 
1.1
Художественное произведение и его свойства. Функции художественного произведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.2
Учение о литературном процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.3
Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.4
Художественный метод и стиль /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Роды, виды, жанры художественной словесности

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1
Категория рода, вида и жанра в литературоведении /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.2
Комплексный анализ эпического произведения русской литературы XIX века. Рассках Л.Н. Толстого "Люцерн". Виды и функции музыки в литературном произведении  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.3
Комплексный анализ эпического произведения русской литературы XX века. Рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание" /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.4
Тестовая работа по типу ЕГЭ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.5
Направление, течение и школа в литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Лирический род литературы

 
3.1
Художественная и стихотворная речь. Объект художественного изображения в лирике /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.2
Комплексный анализ лирического произведения XIX века. М.Ю. Лермонтов "Сон"  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.3
Комплексный анализ лирического произведения XX века. Паузники. А.А. Блок "Девушка пела в церковном храме" /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.4
Комплексный анализ лирического произведения XX века. Паузники. В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", "Cкрипка и немножно нервно", С. Есенин "Шаганэ, ты моя, Шаганэ!" /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.5
Тестовая работа по типу ЕГЭ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Драматический род литературы

 
4.1
Развитие драматического рода. Типы пьес /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
4.2
Комплексный анализ драматического произведения XX века. А. Вампилов "Утиная охота"  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 5. Поэтика заглавия. Тип заголовка

 
5.1
Виды заглавий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 6. Сюжет и композиция литературного произведения

 
6.1
Сюжет литературного произведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
6.2
Композиция литературного произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 7. Проблема художественного произведения. Литературный контекст

 
7.1
Тема и проблема художественного произведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
7.2
Виды контекста /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 8. Русское стихосложение

 
8.1
Классическая система русского стихосложения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
8.2
Метрическая система стихосложения  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 9. Предметно-образный уровень художественного произведения

 
9.1
Художественные образы, мотив, лейтмотив в литературном произведении /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
9.2
Тропы. Фигуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 10. Особенности художественного произведения

 
10.1
Лирический герой и автор в лирическом произведении.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
10.2
Виды пафоса в литературном произведении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.3
Психологизм в художественной системе  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.4
Литературоведческий анализ произоического произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.5
Литературоведческий анализ поэтического произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.6
Хронотоп времени и пространства в художественном произведении /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.7
Комплексный анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.8
Комплексный анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

8
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
10.9
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

36
ОК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Литература как вид искусства. Художественный метод. Литературные направления.

2. Художественный образ. Его основные свойства, функции и виды.

3. Содержание и форма литературного произведения.

4. Основные стороны художественного содержания: тема и тематика.

5. Основные стороны художественного содержания: проблема и проблематика.

6. Основные стороны художественного содержания: идейный мир.

7. Пафос художественного произведения и его разновидности.

8. Пейзаж как компонент «изображенного в художественном произведении мира»: его виды и функции.

9. Портрет как компонент «изображенного в художественном произведении мира»: его виды и функции.

10. Персонаж: его виды и функции в литературном произведении.

11. Сюжет и фабула художественного произведения.

12. Сюжетные элементы. Внутренняя композиция сюжета.

13. Внесюжетные элементы. Их значение в литературном произведении.

14. Композиция художественного произведения. Функции композиции.

15.  Композиционные приемы и виды композиции.

16. Тропы: характеристика основных видов. Функции тропов в художественном произведении.

17. Характерные особенности основных фигур речи. Их функции в художественном произведении.

18. Фоника художественной речи. Ассонанс и аллитерация.

19. Поэзия и проза как 2 основные формы художественной речи. Отличительные свойства поэзии и прозы.

20. Стихосложение и его виды. Характеристика метрического, силлабического и тонического стихосложения.

21. Силлабо-тоническое стихосложение. История возникновения. Метр, ритм, размер. Виды размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха.

22. Рифма и способы рифмовки.

23. Строфика: определение строфы и характеристика основных видов строф.

24. Понятие о литературных родах и жанрах: теория и история вопроса.

25. Лирика как литературный род. Лирические жанры.

26. Эпос как литературный род. Эпические жанры.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
27. Лироэпика и ее жанровые формы.

28. Драма как литературный род. Драматические жанры.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений (эссе)

1. «Парус» М.Ю. Лермонтова («Незнакомка» А.А. Блока, «Анчар» А.С. Пушкина): опыт целостного анализа стихотворного произведения.

2. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

3. Жанрово-композиционное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Справка» («Хамелеон»).

4. Сюжет рассказа И.С. Тургенева «Муму».

5. Искусство портрета в рассказе И.А. Бунина «Натали».

6. Образ Осени, образная символика и цветовая гамма стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

7. Мастерство композиции новеллы О.Генри «Последний лист».

8. Композиция рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте».

9. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

10. Искусство портрета в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

11. Жанрово-композиционное своеобразие новеллы И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

12. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска»

13. Функции рассказчика в сатирико-юмористических новеллах М. Зощенко.

14. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.

15. Точки зрения в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

16. Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

17. Поэтический язык стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

18. Поэтический строй стихотворения В.В. Маяковского «Тамара и Демон».

19. Идейно-тематическое содержание стихотворений В. Ходасевича «Дактили» и и «Не ямбом ли четырёхстопным».

20. Повседневное и волшебное в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».

21. Внешность и сущность персонажей в романтических сказках бр. Гримм (Гофмана, Андерсена).

22. Время в сюжете сказки Х.-К. Андерсена «Калоши счастья».

23. Вещи в сказках Андерсена.

24. Сюжет и композиция сказки Андерсена «Суп из колбасной палочки».

25. Художественное время и пространство в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

26. Мечта и действительность в сказке Гофмана «Золотой горшок» (в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»).

27. Сюжет и мораль повести А. Погорельского «Лафертовская маковница».

28. Романтические традиции в повести А.К. Толстого «Упырь».

29. Проблематика рассказа Н.С. Лескова «Приведение в Инженерном замке».

30. Сюжет и композиция рассказа Н.С. Лескова «Грабёж».

31. Сюжет и конфликт повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон».

32. Идеи и образы повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

33. Роль художественных приёмов в создании смыслового рисунка стихотворения Н. Гумилёва «Сады души».

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                                

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мещеряков, В. П.,  Козлов, А. С., Кубарева, Н. П.,  Сербул, М. Н.
: Введение в литературоведение. Основы теории / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул; под общей редакцией В. П. Мещерякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — ISBN 978-5-534-07660-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431991
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Минералов, Ю. И. 
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец
Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447470 
Юрайт, 2023
 
Л1.4
Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец
Введение в литературоведение в 2 т. Том 2 :  учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 388 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12425-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447472
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Энгельгардт, Б. М. 
Литературоведение. Избранное : Литературоведение. Избранное / Б. М. Энгельгардт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11017-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439064
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория литературы» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 48 с.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Теория литературы. - Режим доступа: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                           Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                     Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                    Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                         Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.