2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Практическая грамматика_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практическая грамматика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет 1 зачет с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
зачет
8
самостоятельная работа
182
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
26
26
26
26
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
182
182
182
182
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филол.наук,  доцент, Шараева Гульнара Замировна _________________
 
 
Практическая грамматика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой доцент, канд. филол. наук Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель  освоения дисциплины "Практическая грамматика" заключается в обучении грамматике иностранного языка, что предполагает комплексное формирование коммуникативных и профессиональных навыков в предметной области "Иностранный язык".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить моделировать типичные ситуации общения и использовать грамматические явления  в устной и письменной речи, соблюдая нормы профессиональной этики и культуры;
1.4
развивать умения понимать грамматические явления в устной и письменной речи; объяснять их использование, выявлять и преодолевать возможные трудности и ошибки обучающихся;
1.5
формировать умения использовать грамматические явления в типичных ситуациях устной и письменной коммуникации;
1.6
формировать навыки организации  контроля и оценки  образовательных результатов по предмету "Иностранный язык";
1.7
совершенствовать навыки отбора грамматических явлений из различных источников для письменной и устной коммуникации в типичных ситуациях общения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Практическая грамматика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения иностранного языка на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иноязычная письменная речь
2.2.2
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.2.3
Практикум по профессиональному иностранному языку
2.2.4
Учебная технологическая практика
2.2.5
Учебная языковая практика
2.2.6
Коммуникативный практикум английского языка
2.2.7
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.8
Производственная педагогическая  практика
2.2.9
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.10
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.11
Учебная технологическая практика
2.2.12
Аналитическое чтение (английский язык)
2.2.13
Деловой иностранный язык
2.2.14
Литература стран изучаемого языка
2.2.15
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.16
Практикум по культуре речевого общения (английский язык)
2.2.17
Стилистика английского языка
2.2.18
Страноведение
2.2.19
Теоретическая грамматика английского языка
2.2.20
Межкультурная коммуникация
2.2.21
Теория и практика перевода
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.24
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
2.2.25
Работа с иноязычным художественным текстом
2.2.26
Основы работы с иноязычным публицистическим текстом
2.2.27
Практикум по иноязычному чтению (английский язык)
2.2.28
Практикум по пунктуации и синтаксису
2.2.29
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
УК-4.2: Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему языка и нормы функционирования  изучаемого языка;
3.1.2
грамматический строй изучаемого языка;
3.1.3
содержание программы и ФГОС по предмету "Иностранный язык";
3.1.4
критерии отбора грамматических явлений с целью осуществления коммуникации в письменной и устной форме;
3.1.5
лингвокультурную специфику вербальной и невербальной деятельности участников межкультурного взаимодействия на иностранном языке.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
моделировать типичные ситуации общения и использовать грамматические явления  в устной и письменной речи, соблюдая нормы профессиональной этики и культуры;
3.2.2
понимать грамматические явления в устной и письменной речи;
3.2.3
обьяснять их использование в целях преподавания;
3.2.4
использовать грамматические явления в типичных ситуациях устной и письменной коммуникации;
3.2.5
выстраивать взаимодействие с другими членами общества с учетом национальных и социокультурных особенностей для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия  как в общей, так и профессиональной сферах общения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования грамматических структур в моделируемых ситуациях общения;
3.3.2
навыками отбора грамматических явлений в зависимости от ситуации общения, формы и стиля коммуникации;
3.3.3
навыками использования основных словообразовательных явлений изучаемого изучаемого языка в типичных ситуациях устной и письменной коммуникации;
3.3.4
навыками коммуникации на иностранном языке;
3.3.5
опытом выстраивания взаимодействия с другими членами общества с учетом национальных и социокультурных особенностей для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия  в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Вводно-коррекционный курс.

 
1.1
Вспомогательные глаголы в английском языке. Сильные и слабые глаголы.Глагол ‘to be’. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.2
Простое предложение. Безличное предложение. Основные члены предложения. Второстепенные члены предложения.Вопросительные предложения: общий вопрос, специальный вопрос, разделительный вопрос, альтернативный вопрос. Краткий/полный положительный ответ. Краткий/полный отрицательный ответ. Вопросительные слова. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
1.3
Возвратные местоимения; их соответствия в русском языке. Употребление в предложении. Эмфатические местоимения; их соответствия в русском языке. Употребление в предложении и в устойчивых выражениях. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.4
Личные, объектные и притяжательные местоимения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.5
Артикли. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.6
Употребление  артикля с существительными некоторых семантических групп: названиями времен года,  частей суток, приемов пищи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.7
Употребление  артикля с   географическими названиями. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.8
Имена существительные: единственное и множественное число, женский, мужской, средний род, исчисляемые и неисчисляемые существительные. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.9
Исчисляемые и неисчисляемые нарицательные  существительные. Собирательные существительные (family, crew, team). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.10
Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
1.11
Предлоги. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
 
Раздел 2. Основной раздел. Морфология.

 
2.1
Глагол ‘to have’ (Present Simple). /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.2
Притяжательный падеж существительных. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.3
Традиционное употребление  притяжательного падежа с существительными, обозначающими время,  расстояние,  а так же с наречиями времени, образованными от существительных (a mile's distance, a moment's silence, today's newspaper). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.4
Указательные и неопределенные местоимения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.5
Вопросительные местоимения what, who, which, how many и др. Их использование в вопросительных предложениях и в косвенной речи. Использование that в косвенной речи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.6
Предлоги места. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.7
Предлоги времени.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.8
Числительные свыше 100.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.9
Употребление неопределенного артикля перед порядковым числительным в значении "ещё один". /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.10
Прилагательное. Степени сравнения прилагательных. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.11
Субстантивированные прилагательные типа the rich. Устойчивые выражения типа so much the worse for him, a change for the better. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.12
Наречие.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.13
Модальные глаголы can, could, be able to /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.14
Модальные глаголы may, might  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.15
Модальные глаголы must, have to, be to  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.16
Времена глагола. Present Simple Tense /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.17
Времена глагола.Present Contionuos Tense /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.18
Косвенная речь в настоящем времени. Повествовательное предложение, общий и специальные вопросы в косвенной речи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.19
Времена глагола.Future Simple Tense /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.20
Времена глагола. Future Continuous Tense /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.21
Разные способы выражения будущего времени. Be Going to /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.22
Времена глагола.Past Simple Tense.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.23
Времена глагола. Past Continuous Tense /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.24
Времена глагола. Present vs. Past Tenses /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.25
Времена глагола. Present Perfect Tense /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.26
Времена глагола. Past Perfect Tense /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.27
Времена глагола. Past vs. Present Perfect Tenses /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.28
Времена глагола. Present and Past Perfect Continuous Tenses /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
2.29
Косвенная речь в прошедшем времени в утвердительных предложениях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1
1
0
 
2.30
Косвенная речь в общих вопросах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1
1
0
 
2.31
Косвенная речь в специальных вопросах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1
1
0
 
2.32
Косвенная речь в прошедшем времени. Выполение заданий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1
1
0
 
2.33
Согласование времен /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1
1
0
 
2.34
Выполнение заданий на согласование времен /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1
1
0
 
2.35
Пассивный залог в настоящем времени /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1
1
0
 
2.36
Пассивный залог в прошедшем времени /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1
1
0
 
2.37
Пассивный залог в будущем времени /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1
1
0
 
2.38
Выполнение заданий по теме Пассивный залог /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-4.1
1
0
 
2.39
Сложное дополнение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1
1
0
 
2.40
Выполение заданий по теме Сложное дополнение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-4.1
1
0
 
2.41
Герундий. Введение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1
1
0
 
2.42
Инфинитив. введение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1
1
0
 
2.43
Герундий или инфинитив /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1
1
0
 
2.44
Выполение заданий по неличным формам глагола /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1
1
0
 
2.45
Зачёт /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
 
Раздел 3. Наклонение.Модальность. 

 
3.1
Изъявительное наклонение. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.2
Повелительное наклонение. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3.3
Сослагательное наклонение в условных придаточных предложениях. Первый тип. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.4
Сослагательное наклонение. Второй тип. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.5
Сослагательное наклонение Третий тип. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.6
Сослагательное наклонение в дополнительных придаточных предложениях. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.7
Сослагательное наклонение в дополнительных придаточных предложениях после глагола wish. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
3.8
Сослагательное наклонение в обстоятельственных придаточных предложениях сравнения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
 
Раздел 4. Модальные глаголы.

 
4.1
Модальный глагол Can / could  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.2
Сочетания глагола сап с различными формами инфинитива /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.3
Модальный глагол May / might  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.4
Употребление сослагательного наклонения глагола may для выражения неудовольствия и порицания в эмоционально окрашенной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.5
Модальные глаголы Must / have to / be to  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.6
Восполнение модальным have недостающих форм глагола must /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.7
Малодальные глаголы Shall / should  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.8
Сочетание глагола should с перфектным инфинитивом для характеристики действия как желательного или необходимого, но не имевшего места в действительности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.9
Модальный глагол Ought to  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.10
Сочетание глагола ought с перфектным инфинитивом для характеристики действия как составляющего нравственный долг, но не имевшего места в действительности  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.11
Модальный глагол Will / would  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.12
Модальный глагол Need /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.13
Варьирование употребления модального глагола neеd как недостаточного и как регулярного /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
4.14
Модальный глагол Dare /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.15
Конструкция Used to /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
4.16
Употребление модального глагола used (to) в конструкциях с вводящим there /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
 
Раздел 5. Неличные формы глагола. 

 
5.1
Свойства инфинитива /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.2
Инфинитив без частицы "to".  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.3
"Расщепленный" инфинитив (to closely consider the problem).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.4
Синтаксические свойства инфинитива /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.5
Инфинитивные   сочетания   с союзными   наречиями   when,   where, why,    how,   союзными местоимениями who, what, which и союзом whether; употребление указанных сочетаний в функции подлежащего, дополнения и определения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.6
Инфинитивные конструкции.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.7
Свойства герундия /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.8
Основные черты отличия герундия от отглагольного существительного на – ing.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.9
Синтаксические функции герундия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.10
Употребление герундия в качестве дополнения к предикативным сочетаниям be aware of, be busy in, be fond of, be worth (while), be surprised at и др. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.11
Глаголы, используемые с герундием /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.12
Более   абстрактное   значение герундиальных   сочетаний   по сравнению   с   инфинитивными

сочетаниями с глаголами forget, hate, like, prefer, выражением be afraid и некоторыми другими.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.13
Герундиальные обороты /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.14
Герундиальные комплексы с существительным в общем, падеже или местоимением в объектном падеже ("полу - герундий").  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
стр. 10
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
5.15
Герундий и инфинитив в сравнении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.16
Вторично-предикативный характер отношений между входящими в конструкцию существительным и инфинитивом /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.17
Свойства причастия /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.18
Синтаксические свойства причастия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.19
Причастные предикативные обороты /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.20
Сложное подлежащее с причастием I. Основные глаголы, с которыми употребляется сложное подлежащее с причастием I — глаголы физического восприятия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5.21
Конструкция "именительный самостоятельный" с причастием ("абсолютный причастный оборот"). Причастная конструкция "именительный самостоятельный", вводимая предлогом with.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
 
Раздел 6. Синтаксис

 
6.1
Предложение. Структурные типы предложений. Простое предложение /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.2
Коммуникативные типы предложений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.3
Члены предложения /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.4
Порядок слов в предложении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.5
Сложное предложение. Типы сложных предложений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.6
Сложносочиненное предложение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.7
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.8
Грамматический анализ предложений. Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
6.9
Зачёт с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачёту (1 семестр)

1. Глагол ‘to have’ (Present Simple).

2. Предлоги места.

3. Предлоги времени.

4.  Прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

 
стр. 11
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
5.  Модальные глаголы (can).

6.  Модальные глаголы (may).

7.  Модальные глаголы (must).

8.  Модальные глаголы (have to).

9.  Модальные глаголы (should).

10. Present Simple.

11. Past Simple.

12. Present Simple.

13. Future Simple.

14. Present Progressive.

15. Present Perfect.

16. Артикль с названиями приемов пищи.

17. Past Progressive.

18. Present Perfect.

19.Future Progressive.

20. Артикль с названиями частей дня.

21. Артикль с географическими названиями.

22. Артикль с неисчисляемыми существительными.

23. Артикль с именами.

24. Местоимение.

25. Наречие.

Задание: Подберите примеры из аутентичной англоязычной литературы или сети интернет (10 примеров) и разработайте на их основе задания для обучающихся.

Объясните, какие могут быть трудности и возможные ошибки обучающихся, как вы их будете преодолевать.

По каким критериям вы будете организовывать контроль и оценку результатов обучающихся.

Вопросы и задания к зачёту с оценкой (2 семестр)

1. Mood. General information.

2. Imperative mood.

3. Indicative mood.

4. Subjunctive I.

5. Subjunctive II present.

6. Subjunctive mood past.

7. Subjunctive mood mixed.

8. Modal verbs. Can, be able to.

9.Modal verbs. May, might.

10. Modal verbs must. Have to.

11. Modal verbs. To be to.

12.Modal verbs. Should.

13.Modal verbs. Ought to.

15.Modal verbs. Will, would.

16.Modal verbs. Shall.

17.Modal verbs. Dare.

18.The verbals. Infinitive.

19.Verbals. Gerund.

20. The Verbals.  The syntactical categories of the Participle I.

21. The Verbals. Predicative constructions with Participle I.

22. The Verbals. The Participle I and The Gerund Compared.

23. The Verbals. The Participle II. Voice peculiarities.

24. The Verbals. Syntactical functions of the Participle II.

25. The Verbals. Predicative constructions with the Participle II.

26. Синтакс простого предложения.

27. Синтакс сложного предложения.

Перечень заданий к зачёту с оценкой:

Задание 1: Подберите примеры из аутентичной англоязычной литературы или сети интернет (10 примеров) и разработайте на их основе задания для обучающихся.

Объясните, какие могут быть трудности и возможные ошибки обучающихся, как вы их будете преодолевать.

По каким критериям вы будете организовывать контроль и оценку результатов обучающихся.

Задание 2:

I. Read and give a detailed syntactical analysis of the following sentences.

II. Using the word(s) in brackets make up a sentence so that it has the similar meaning to the sentence(s) given. Do not change the word given.

III. Use the words in brackets to form a word that lexically and syntactically fits in the space.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примеры письменных заданий:

 
стр. 12
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Контрольная работа 1 курс

1. Write the first participle of the following verbs:

Look, offer, prefer, sit, hurry, leave, go, forget, travel, study, bring.

2. Give the verb in the following sentences in the Present Continuous:

1. She (to read) a book. 2. We (to have) dinner now. 3. You (to work) at your new book. 4. The teacher (to look) at the pupils. 5. I (to prepare) breakfast for my family. 6. He (to go) home from classes.

3. Use the proper tense of the verbs in brackets:

1. He (not to eat) yet. 2. I (to see) him last October. 3. They (to study) since the last Friday but I don’t see the results yet. 4. When I entered the hall, the dog (to sleep) on the map near the door.

5. (to see) her yesterday? 6. The bus (to go) every 20 minutes.

4. Give the following sentences in indirect speech, make the necessary changes:

1. My friend says: “You’ve got a new hat.” 2. Maggy says: “What are you doing in that place?” 3. My brother says: “Why don’t you put on your red dress?” 4. He says: “I like the music very much.” 5. Ted says:  “When are you having your birthday party?” 6. The teacher says: “Write down these words”. 7. My mother says : “Take an umbrella with you”.

5.  Give the three forms of the following verbs:

See, get, stay, know, put, forget, gather, hang, begin, show.

3 курс

I. Classify the sentences according to the purpose of the utterance.

1. Shall I start from the very beginning?

2. He always comes in time.

3. What a lovely day!

4. All aboard!

5. Is he living or is he dead?

6. I'm right, aren't I?

II. Mind the agreement of the predicate with the subject and use the proper form of the verb.

1. A number of new books (to be) displayed at the book show in the library.

2. The number of new books in our library (to be) ever growing.

3.  Bread and butter (to be) good for breakfast.

4. There (to be) one or two things, I'd like to talk over with you.

5. You don't have to say much; a word or two (to be) sufficient.

6. "Five Little Pigs" (to be) written by A. Christie.

III .Combine the following simple sentences into compound sentences. Use the appropriate means of connection.

1. The book I was reading on the train was really boring. I fell asleep.

2. I looked out of the window. I saw nothing. It was dirty.

3. You must hurry up. We have no time to waste.

4. Grammar is necessary for anyone who studies the language.  Many students don't like it.

5. This house was built a year ago. People have not moved in.

6. I have never seen this man. I have never seen anyone who was  at the party.

7. It was clear in the morning. It drizzled a bit.

IV. Analyze the Complex sentences with Adverbial clauses.

Pattern: It happened where they live. — This is a Complex sentence consisting of two clauses — "It happened" is the main clause; "where they live" is an adverbial clause of place, introduced by a conjunctive adverb.

1. Whatever you may say I will love you. {W. Collins)

2. Agnes closed her eyes so that she might imagine herself on the deck of  the ship. {W. Collins)

3. It was necessary to rest it on the lap because it was too heavy for her  to hold up... {R. Dahl)

4. However stubborn Mr. Bingley might be he will follow  Mr. Darcy's  advice. {J. Austen)

5. Don't tell me so — lest I should say something disparaging to your  judgment. (Ch. Brcnte)

V. Translate into English.

1. Никто не знает людей, которые приезжали сюда вечером.

2. Самое лучшее, что ты можешь сделать, - это хорошо выспаться.

3. Вот дом, в котором я родился.

4. Родители, чьи дети только что закончили школу, были счастливы.

5. Ты не понимаешь, что ты делаешь, что очень печально.

 
стр. 13
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Симхович, В. А. 
Практическая грамматика английского языка = Practical English Grammar:  учебное пособие / В. А. Симхович. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 328 c. — ISBN 978-985-06-2487-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/35529.html
Минск : Издательство Вышэйшая школа, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Хорень, Р. В.
Практическая грамматика английского языка = English Grammar Practice : [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. В. Хорень, И. В. Крюковская, Е. М. Стамбакио. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 568 c. — 978-985-503-639-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67719.html. - ЭБС «IPRbooks»
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016
 
Л2.2
Филпот, С.
Headway Academic Skills: listening, speaking, and study skills. Level 2.: Class Audio CD 1 and CD 2. Units 1-5, Units 6-10; Академические навыки: аудирование, разговорная речь и исследовательские навыки. Ч.2. В двух дисках. [Электронный ресурс]/ С. Филпот. - Oxford: Oxford university press, 2012. -  1 электронный оптический диск (CD-ROM) : зв., цв.; 12 см
Oxford: Oxford university press, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шараева Г.З.
Неличные формы глагола: учеб.-метод.пособие
Н.Челны: Печатная галерея, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 14
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-313 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Практическая грамматика» состоит из  следующих видов заданий:

- выбор правильного варианта/вариантов из числа предложенных;

- ввод правильного ответа или исправление неверного ответа;

- составление предложений по образцу;

- составление предложений на основе данной информации;

- распределение слов или предложений по соответствующим категориям;

- постановка различных видов вопросов к предложениям;

- синтаксический разбор предложений;

- выполнение подстановочных упражнений;

- составление схем-презентаций.

- устные грамматические и лексико-грамматические упражнения по определенным темам;

- письменные грамматические и лексико-грамматические упражнения по определенным темам;

- составление карточек по отдельным грамматическим темам (части речи; основные формы правильных и неправильных глаголов и т. д.);

- поиск и перевод определенных грамматических форм, конструкций, явлений в тексте;

- перевод текстов, содержащих изучаемый грамматический материал.

При изучении определенных грамматических явлений английского языка рекомендуется использовать схемы, таблицы из справочников по грамматике и составлять собственные к конкретному материалу, тщательно выполнять устные и письменные упражнения и готовить их к контролю без опоры на письменный вариант, чтобы обеспечить прочное усвоение грамматического материала.

При выполнении упражнений рекомендуется:

• внимательно прочитать задание к ним;

• выполнить упражнение в точном соответствии с заданием;

• перевести все непонятные слова;

• желательно подчеркнуть те грамматические явления, которые отрабатываются в данном упражнении;

• удобно и полезно выписывать из выполняемых упражнений фразы, могущие послужить иллюстрацией к изучаемому тематическому разделу;

• внимательно проверять правильность выполненного упражнения на занятиях с преподавателем; уточнять все расхождения вашего варианта с вариантами, предложенными другими студентами; при необходимости вносить коррективы; исправления делать четким и понятным почерком.

Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине "Практическая грамматика"

Лабораторные занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса «Практическая грамматика первого иностранного языка».

При изучении материала обучающийся должен использовать как учебники, так и предложенные мультимедиа ресурсы, периодические издания и интернет-ресурсы.

При выполнении письменных упражнений необходимо письменное выполнение всего упражнения, это касается и подстановочных упражнений.

При выполнении устных упражнений необходима работа со словарем и справочными источниками.

При составлении диалогов и монологов необходимо максимально использовать все грамматические конструкции, изученные на уроке и на предыдущих уроках.

 
стр. 15
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.