2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Литературное развитие детей_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное развитие детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Литературное развитие детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М. Захарова 

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины формирование  профессиональной  компетенции  и творческого  потенциала  личности  обучающихся педагогического  образования  в области литературной подготовки дошкольников.
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
дать  представление  обучающимся об  истории  становления  методики детского чтения во взаимосвязи с развитием русской словесности;
1.4
сформировать у обучающихся знания форм взаимодействия ДОО и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к литературному чтению;
1.5
сформировать  у  обучающихся целостное  представление  о  возрастных особенностях восприятия и понимания произведений дошкольниками;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.2
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.3
Технологии начального литературного  образования
2.1.4
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.5
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.6
Формирование УУД у младших школьников
2.1.7
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.8
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.9
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.10
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.11
Теория начального литературного образования
2.1.12
Технологии начального математического образования
2.1.13
Технологии начального языкового образования
2.1.14
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.15
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.16
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.17
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.18
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.19
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.20
Теория начального математического образования
2.1.21
Теория начального языкового образования
2.1.22
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.23
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.24
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.25
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.26
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.27
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.28
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Графическая деятельность младших школьников
2.2.2
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Графическая деятельность младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета литературного развития детей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.2
ФГОС о реализации целей и задач развития литературного образования  при организации образовательного процесса в ДОО;
3.1.3
технологии развития коммуникативной компетентности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать различные формы коммуникативного взаимодействия в профессиональной  и  речевой деятельности с детьми проектировать педагогический процесс по развитию литературного образования в ФГОС;
3.2.2
организовывать процесс дидактического общения и управлять им, используя вербальные и  невербальные средства общения, создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
3.2.3
анализировать коммуникативный акт с позиции его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты;
3.2.4
обследовать и выявлять особенности литературного образования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
различными способами коллективного взаимодействия по организации процесса "чтения произведений" - современными технологиями развития речи детей дошкольного возраста;
3.3.2
культурой общения с воспитанниками, родителями, педагогами;
3.3.3
созданием атмосферы сотрудничества с детьми.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литературное развитие детей

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.1
Концепции литературного образования на современном этапе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.2
Формирование у дошкольников умения воспринимать и понимать литературные произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.3
Формирование у дошкольников умения воспринимать и понимать литературные произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.4
Отбор художественный произведений и книг для чтения дошкольникам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.5
Этапы  формирования  эстетической  грамотности  ребенка-читателя /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.6
Беседа по литературным произведениям в подготовке будущего воспитателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-4
9
0
 
1.7
Особенности воспрития детьми литературных произведений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.8
Беседа по литературным произведениям в подготовке будущего воспитателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.9
Русское устное народное творчество /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.10
Русское устное народное творчество  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.11
Русский детский фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
1.12
Детский фольклор (сказки) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-4
9
0
 
1.13
Десткий фольклор (малые формы фольклора)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-4
9
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 2. Методика приобщения к чтению ребенка-дошкольника

 
2.1
Становление методики детского чтения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.2
Круг детского чтения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.3
Типы детских изданий и детских текстов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.4
Работа дошкольной организации и семьи по приобщению детей к книге /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.5
Работа по ознакомлению с детской литературой в ДОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.6
Приемы организации читательской деятельности детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.7
Словесное творчество детей в процессе ознакомления с книгой.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.8
Работа по ознакомлению с детской литературой в ДОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-4
9
0
 
2.9
Приемы организации читательской деятельности детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-4
9
0
 
2.10
Художественно-речевая  деятельность  детей  как  основа  их литературного развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.11
Инсценирование  художественных  произведений. Виды  инсценировок,  их использование.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.12
Диафильмы,  радио,  телепередачи  для  детей  на  темы  художественных произведений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.13
Самостоятельная  художественная  речевая  деятельность  дошкольников.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-4
9
0
 
2.14
Игры-драматизации.  Театрализованные  игры,  викторины,  литературные утренники, вечера досуга, КВН и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания:

1. Психолого-педагогические условия литературного развития детей дошкольного возраста.

2. Специфика образовательной области «Чтение художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие ребенка».

3. Условия литературного развития детей дошкольного возраста. Основные подходы к литературному развитию детей дошкольного возраста.

4. Особенности восприятия произведений литературы детьми разных возрастных групп.

5. Восприятие детьми произведений различных жанров,  восприятие художественного слова, особенности восприятия иллюстраций.

6. Чтение как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

7. Рассказывание как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

8. Театрализация как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

9. Показ и рассматривание иллюстраций как метод литературного развития детей дошкольного возраста. Методика работы с иллюстрацией.

10. Уголок книги как средство литературного развития детей дошкольного возраста.

11. Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы.

12. Технологии речевого развития детей в процессе чтения произведений художественной литературы.

13. Технологии формирования читательских умений у детей дошкольного возраста в процессе чтения произведений художественной литературы.

14. Технологии художественно-эстетического развития детей в процессе чтения произведений художественной литературы.

15. Диагностика литературного развития детей.

16. Преемственность и непрерывность литературного развития детей.

17. Типы читателей-детей дошкольного возраста.

18. Психолого-педагогические условия литературного развития детей дошкольного возраста.

19. Задачи литературного развития детей согласно  ФГОС дошкольного образования.

20. Особенности восприятия произведений литературы детьми разных возрастных групп.

21. Восприятие детьми произведений различных жанров,  восприятие художественного слова, особенности восприятия иллюстраций.

22. Чтение как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

23. Рассказывание как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

24. Театрализация как метод литературного развития детей дошкольного возраста.

25. Показ и рассматривание иллюстраций как метод литературного развития детей дошкольного возраста. Методика работы с иллюстрацией.

26. Уголок книги как средство литературного развития детей дошкольного возраста.

27. Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы.

28. Технологии речевого развития детей в процессе чтения произведений художественной литературы.

29. Технологии формирования читательских умений у детей дошкольного возраста в процессе чтения произведений художественной литературы.

30. Технологии художественно-эстетического развития детей в процессе чтения произведений художественной литературы.

31. Преемственность и непрерывность литературного развития детей.

32. Типы читателей-детей дошкольного возраста.

Задания

1. Дать сравнительную характеристику требований к отбору художественных произведений для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

2. Подготовить конспекты по методике чтения художественного произведения с детьми дошкольного возраста

3. Подготовить конспект по обучению пересказу дошкольников. Описать методы ознакомления с художественной литературой.

4. Разработать конспект по заучиванию стихотворения (одного из подборки) с учётом современных требований.

5. Сделать подборку стихотворений кубанских поэтов для детей разных возрастов.

6. Составить список художников-иллюстраторов, с творчеством которых следует знакомить детей.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7. Разработать проект ознакомления с художником-иллюстратором.

8. Разработать сценарий литературного вечера для всех возрастных групп.

9. Разработать комплекс мероприятий для создания читательской среды в ДОО.

10. Создать или подобрать литературные игры как приём творческой интерпретации художественного произведения.

11. Разработать беседу для выявления читательских пристрастий дошкольников.

12. Подготовить выступление на тему: «Литературное воспитание детей в семье».

13. Обосновать десять «почему» детям необходимо читать.

14. Подготовить презентацию для родителей о необходимости читать детям.

15. Роль иллюстраций, художники-иллюстраторы. Особенности восприятия иллюстраций детьми дошкольного возраста. Методика ознакомления с иллюстрациями. (Разработайте план рассматривания иллюстрации в книге для детей любой группы детского сада.).

16. Составить сводную таблицу по задачам литературного образования:

а) общие задачи, «чтение художественной литературы» во всех рекомендуемых программах;

б) задачи литературного образования по возрастам (по одной из программ);

в) задачи литературного образования дошкольников в программах ДОО, самостоятельно разрабатываемые с учётом региональных особенностей

17. Определить черты литературной сказки: прозаической и стихотворной.

18. Разработать методическое обеспечение чтения сказки детям младшего дошкольного возраста.

19. Разработать методическое обеспечение чтения сказки детям старшего дошкольного возраста.

20. Разработать методическое обеспечение чтения стихотворения детям младшего дошкольного возраста.

21. Разработать методическое обеспечение чтения стихотворения детям среднего дошкольного возраста

22. Разработать методическое обеспечение чтения басни детям старшего дошкольного возраста.

23. Разработать методическое обеспечение чтения рассказа детям среднего дошкольного возраста.

24. Разработать методическое обеспечение чтения рассказа детям старшего дошкольного возраста.

25. Разработать методическое сопровождение детского чтения в семье.

26. Разработать диагностику литературного развития детей разных возрастных групп или проанализировать имеющиеся диагностические материалы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тематика сообщений:

Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы

Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе в процессе ознакомления с произведениями литературы

Основные принципы литературного развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи подготовительной работы в процессе чтения произведений литературы.

Практические задания.

1.Как  соотносятся  понятия  «детская  литература», «литература  для  детей», «круг  детского  чтения»?

2.В  чем  специфика  детской  литературы  как  части   культуры  и   общей  литературы?

3.Каковы    основные    функции    детской    книги    в    жизни    ребенка  дошкольного  возраста?

4.Каковы  особенности   эстетического  восприятия  детьми  литературных   произведений (младший,  средний, старший  дошкольный  возраст)?

5.Каковы  задачи  литературного  образования   ребенка  в  дошкольном  детстве?

6.Почему  читательская  культура  педагога  является   условием    развития  личности и  социальных  компетенций  ребенка?

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2023
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Тихеева, Е. И.
Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495899 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сигова В.К.
Детская литература : учебник для вузов / В. К. Сигов [и др.] ; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 532 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12356-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475864
ЮРАЙТ, 2021
 
Л2.2
Минералова И.Г.
Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для вузов / И. Г. Минералова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00343-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489689
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Инфоурок URL: https://infourok.ru/metodi-i-formi-priobscheniya-doshkolnikov-k-hudozhestvennoy-literature-detey-mladshego-doschkolnogo-vozrasta-2349593.html
 
Э2
Книги–друзья: Список детской литературы по возрастам  URL: https://ss69100.livejournal.com/2595674.html
 
Э3
В гостях у сказки Коллекция сказок  URL: https://www.ivi.ru/collections/v-gostyah-skazki
 
Э4
Международный образовательный портал  URL: https://www.maam.ru/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.