Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М. Захарова
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Перечень вопросов и заданий к экзамену:
1. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.
2. Создание детской домашней библиотеки включает:
3. Программы литературного образования дошкольников.
4. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.
5. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.
6. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.
7. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.
8. Сказки и их роль в литературном образовании детей.
9. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.
10. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.
11. Основные тенденции развития детской литературы.
12. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.
13. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.
14. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.
15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
16. «Новая» детская литература 20-30-х гг. XX в
17. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.
18. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.
19. Зарубежная детская литература в дошкольном образовании детей.
20. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.
21 Отечественная литература для детей
23. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.
24. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
25. Возникновение детской литературы.
26. Русская литература XIX века.
27. Пейзажная лирика поэтов XIX века
28. Произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого для детей.
29. Литература конца XIX – начала XX веков.
30 Основные тенденции развития детской литературы в XX веке.
31 Литературная сказка XX века.
32 Юмористические произведения для детей.
33 Поэзия XX века.
34 Этапы развития зарубежной детской литературы.
35 Фольклор народов мира.
36 Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.
37. Система понятий в учебной дисциплине Литературное образование дошкольников
38. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников
39. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге
40.Приемы работы по приобщению детей к чтению
Задания:
№1
1. Подготовьте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по предложенному литературному произведению (на выбор) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Два жадных медвежонка», «заяц-хвастун», Н.Носов «Заплатка», М.Горький «Воробьишко», В. Бианки «Лесные домишки».
№2
1. Проведите мини-исследование с детьми старшего дошкольного возраста:
А) Прочитайте рассказ (сказку), побеседуйте с детьми 2-3 с целью выявления особенностей восприятия и понимания ими литературных произведений:
О чем этот рассказ (сказка)
Какое место тебе понравилось больше всего?
Почему?
Кто тебе больше всех понравился?
Почему?
Почему он (герой) так поступил
Б) через несколько дней предложите детям пересказать этот рассказ (сказку) чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?
а) они чаще всего не понимают мотивы поступков героев;
б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;
в) хорошо осознают события, которых не было в их лич¬ном опыте;
г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;
д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.
№3
Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».
В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.
№4
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор
№5
Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа (тема по выбору),
№6
Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь окружающих и ее влияние на литературное образование детей»
№7
Провести анализ конспекта комплексного занятия по литературному образованию детей с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.
1. Какие задачи занятия по литературному образованию дошкольников были поставлены педагогом?
2. Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
3. Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
4. Какие средства выбраны педагогом для решения задач литературного образования дошкольников?
№8
Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов, которые можно применять в литературном образовании. Письменно зафиксировать, какие конкретно методы и приемы были использованы в процессе занятия. Отметить, насколько целесообразно и уместно было их использование.
№9
Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих
-чтение воспитателем художественной литературы;
-обучение рассказыванию;
-дидактические игры и упражнения.
№10
Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»
№11
Составьте самостоятельно конспект занятия по ознакомлению детей с художественным произведением в старшей группе с использованием эффективных приемов.
№12
Подготовьте инсценировку или игру-драматизацию по литературному произведению для младших дошкольников.
№13
Разработайте план литературного утренника или литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста.
№14
Проанализируйте базовую программу обучения и воспитания дошкольников с целью выявления возможностей восприятия произведений художественной литературы детьми разных возрастных групп и определения задач, стоящих перед воспитателем.
№15
Прочитайте сказку Д.Н. Мамин-Сибиряка «Серая Шейка», рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга», стихотворение С. Есенина «Черемуха». Разработайте фрагмент занятия, отразив в нем работу по активизации всех сфер читательского восприятия: сформулируйте задачи занятия, направленные на реализацию разных сфер читательского восприятия, и вопросы детям, помогающие реализовать эти задачи.
№16
Использование загадок, пословиц, считалок и других форм фольклора в воспитании детей и для развития их ума и всех сторон речи на разных этапах дошкольного детства.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№17
Развитие читательских интересов в семье.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№18
Литературный концерт (викторина) как форма организации работы по речевому и литературному развитию и воспитанию дошкольников. 2. Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№19
Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
Дать сравнительную характеристику требований к отбору художественных произведений для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.
№21
Подготовить конспекты по методике чтения художественного произведения с детьми дошкольного возраста
№22
Подготовить конспект по обучению пересказу дошкольников. Описать методы ознакомления с художественной литературой.
№23
Разработать конспект по заучиванию стихотворения (одного из подборки) с учётом современных требований.
№24
Сделать подборку стихотворений кубанских поэтов для детей разных возрастов.
№25
Составить список художников-иллюстраторов, с творчеством которых следует знакомить детей.
№26
Разработать проект ознакомления с художником-иллюстратором.
№27
Разработать сценарий литературного вечера для всех возрастных групп.
№28
Разработать комплекс мероприятий для создания читательской среды в ДОО.
№29
Создать или подобрать литературные игры как приём творческой интерпретации художественного произведения.
№30
Разработать беседу для выявления читательских пристрастий дошкольников.
№31
Подготовить выступление на тему: «Литературное воспитание детей в семье».
№32
Обосновать десять «почему» детям необходимо читать.
№33
Подготовить презентацию для родителей о необходимости читать детям.
№34
Роль иллюстраций, художники-иллюстраторы. Особенности восприятия иллюстраций детьми дошкольного возраста. Методика ознакомления с иллюстрациями. (Разработайте план рассматривания иллюстрации в книге для детей любой группы детского сада.).
№35
Составить сводную таблицу по задачам литературного образования:
а) общие задачи, «чтение художественной литературы» во всех рекомендуемых программах;
б) задачи литературного образования по возрастам (по одной из программ);
в) задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ, самостоятельно разрабатываемые с учётом региональных особенностей
№36
Определить черты литературной сказки: прозаической и стихотворной.
№37
Выполнить анализ басни И.А. Крылова (по выбору).
№38
Анализ одной из частей сказки А.С. Пушкина по плану: идейнотематическая основа, характеры, композиция, сюжет, особенности языка.
№39
Анализ одной из частей сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».
№40
Провести анализ стихотворений А. Барто, С. Михалкова, 37 С. Маршака (на выбор).
Тестовые задания
Вариант 1
Раздел 1 Детская литература
1. Комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития – это…
а) методические пособия
б) консультации для родителей
в) детская литература
г) учебный материал
2. Изображение, рисунок, проясняющий какой-то текст- это…
а) обложка книги
б) таблица
в) дизайнерский проект
г) иллюстрация
а) детское чтение
б) взрослое чтение
в) детское творчество
г) детская литература
4. Произведения, сочиненные самими детьми – это…
а) детский стих
б) детское литературное творчество
в) детское чтение
г)детское творчество
5. На что обращал особое внимание Л.Толстой в детской литературе?
а) на язык
б) на грамматику
в) на смысл
г) на форму построения
6. Детскому тексту часто характерно:
а) трудовой характер
б) учебный характер
в) познавательный характер
г) игровой характер
7. Без чего не представим текст детской книги?
а) без иллюстраций
б) без песен
в) без потешек
г) без загадок
8. Кем был разработан жанр поэтической азбуки:
а) В. Лунин
б) М. Москвина
в) К.Истомин
г) А. Погорельский
9. Какие сказки считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса?
а) волшебные сказки
б) сказки о животных
в) докучные сказки
г) авантюрные сказки
10. Метафора – это основной художественный прием в…
а) поговорках
б) пословицах
в) стихах
г) загадках
Раздел 2 Методика приобщения к чтению ребенка-дошкольника
11. Что не относится к методам научного исследования?
а) литературоведческие
б) педагогические
в) психологические
г) теоретические
12. Кем была написана первая методическая статья в XV-XVI вв.?
а) Ф.И. Сетин
б) Ф.Круницин
в) Д.Герасимов
г) Ф.Прокопович
13. Какие педагогические принципы не помогают воспитать грамотного читателя?
а) доступность
б) наглядность
в) объемность
г) занимательность, динамичность сюжета
14. Какой тип книги придумал педагог и детский писатель Иван Деркачев?
а) книжка-ширма
б) книжка-подушка
в) книги-элерманы
г) книжки-вырубки
15. Какой этап входит в процесс формирования читателя в дошкольнике?
а) пассивный этап
б) подготовительный этап
в) основной этап
г) результативный этап
16. Метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к
а) беседа
б) рассказывание
в) заучивание
г) чтение
17. Какой вид беседы не используется при работе с тестом.
а) прогностическая беседа
б) отвлеченная беседа
в) подготовительная (вводная, вступительная) беседа
г) беседа с родителями
18. Широкое понятие, включающие в себя как массив художественных текстов разных видов и жанров, их чтение и истолкование, так и создание литературных произведений – это …
а) литературное творчество
б) словесность
в) грамматика
г) художественное произведение
19. Какой должна быть работа дошкольного учреждения и семьи по приобщению детей к книге?
а) систематической
б) ситуативной
в) в соответствии с возрастными особенностями
г) эпизодичная
20. Какая из целей менее приоритетна при занятии литературой в детском саду?
а) развитие интереса у детей к книге
б) к процессу чтения
в) образовательные цели
г) к анализу художественного произведения
Вариант 2
1. Какое определение процессу восприятия художественной литературы дает методика развития речи;
а) активный волевой процесс, предполагающий внутреннее содействие, сопереживание героям;
б) пассивный процесс слушания художественного текста;
в) знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;
г) определение жанра художественных произведений;
д) понимание смысла литературных произведений.
2. В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы их поступков?
а) 1-2,5 года;
б) 2,5-3 года;
в) 3-4,5 года;
г) 4,5-5,5 лет;
д) 5,5-7 лет.
3. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
а) беседа;
б) рассказывание;
в) инсценирование;
г) чтение воспитателя по книге или наизусть;
д) заучивание с детьми наизусть.
4. . Особенностью показа иллюстраций при знакомстве детей c книгой, разделенной на отдельные главы, является поиск иллюстраций...
а) непосредственно до начала знакомства с произведением;
б) после каждой главы;
в) непосредственно после знакомства с произведением;
г) за несколько дней до начала знакомства с произведением;
д) при повторном знакомстве с произведением.
5. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?
а) составь рассказ по картинке ...;
б) придумай новую историю о...;
в) расскажи о...;
г) придумай рассказ о ...;
д) вспомни историю о …
6. Что не считается формой словесного творчества детей?
а) создание слов-неологизмов;
б) сочинение стихотворений;
в) чтение стихотворений наизусть;
г) сочинение рассказов и сказок;
д) составление творческих пересказов.
7. Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?
б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;
в) хорошо осознают события, которых не было в их лич¬ном опыте;
г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;
д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.
8. . В каком возрасте у детей возникает эмоциональное отношение к героям на основе осмысления всего содержания литературного произведения?
а) 1-2,5 года;
б) 2,5-3 года;
в) 3-4,5 года;
г) 4,5-5,5 лет;
д) 5,5-7 лет.
9. Что не является задачей ознакомления детей с литера¬турными произведениями?
а) развивать способность к целостному восприятию произ¬ведений разных жанров;
б) формировать способность проводить звуко-буквенный анализ слов;
в) формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;
г) воспитывать литературно-художественный вкус;
д) формировать способность элементарно анализировать форму произведения.
10. Чего нужно избегать при знакомстве детей с литературным произведением, не разделенным на части?
а) показ иллюстраций непосредственно до начала знакомства с произведением;
б) показ иллюстраций в процессе чтения произведения;
в) беседу о прочитанном с целью уточнения содержания;
г) повторное чтение с целью углубления воспринятого;
д) показ иллюстраций за несколько дней до начала знакомством с произведением.
11. Какая из форм словесного творчества считается наиболее эффективной по степени самостоятельности?
а) придумывание песен и попевок;
в) сочинение стихотворений;
г) составление собственных рассказов;
д) составление творческих пересказов;
е) сочинение сказов и сказок.
12. Что направлено на развитие словесного творчества детей?
а) формирование навыков самообслуживания;
б) подготовка к обучению грамоте;
в) организация наблюдений, ориентированных на образе окружающей действительности;
г) автоматизация навыков правильного звукопроизношения;
д) развитие фонематического слуха.
Современные технологии в обучении детей языку
13. В каком соотношении должны находиться компьютер¬ные и обычные дидактические игры, используемые при раз¬витии речи детей?
а) сочетаться, взаимно обогащая друг друга;
б) использование компьютерных дидактических игр исклю¬чает использование обычных дидактических игр;
в) использование обычных дидактических игр исключает использование компьютерных дидактических игр;
г) следует избегать использования компьютерных и дидак¬тических игр;
д) следует отдавать предпочтение компьютерным дидак¬тическим играм.
14. Какое из утверждений является неверным?
а) компьютер позволяет обучать ребенка в игровой форме;
б) ребенок действует на компьютере в оптимальном для себя темпе;
в) неправильный ответ обязательно исправляется;
г) не создано компьютерных программ, способствующих развитию речи детей;
д) оценку деятельности ребенка дает не педагог, а ма¬шина.
15. В процессе развития речи и ознакомления с окружаю¬щим миром с использованием компьютерных технологий для профилактики снижения остроты зрения детей необходимо...
а) организовывать подвижные игры;
б) после занятий проводить гигиеническую гимнастику для глаз;
в) организовывать дневной сон детей;
г) проводить дидактические игры;
д) организовывать просмотр театрализованных представлений.
16. Что противоречит гигиеническим правилам работы за компьютером?
а) расстояние между компьютерами должно быть не менее 1,2м;
б) естественный свет должен падать с боку;
в) расстояние от компьютера до батареи отопления должно быть не менее 0,8м;
г) расстояние между монитором компьютера и глазами ребенка должно быть не менее 50 см;
д) не существует ограничений времени работы за компьютером.
17. Решение какой из задач обучения детей иностранному языкy является первичной и способствует возникновению мотивации к изучению иностранного языка?
а) вызывать интерес и уважение к культуре, обычаям других стран;
б) прививать навыки устной речи;
в) способствовать приобретению детьми лингвистических знаний в области фонетики другого языка;
д) создавать условия для овладения первичной коммуникацией.
18. В каком возрасте дети способны усваивать синтаксическиe и грамматические правила построения высказываний на иностранном языке?
а) 3-3,5 года;
б) 3,5-4 года;
в) 4-4,5 года;
г) 4,5-5 лет;
д) 5-7 лет.
Литературное образование детей
19. Какая особенность восприятия литературных про¬шений свойственна детям старшего дошкольного возрастa?
а) они часто не понимают мотивы поступков героев;
б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;
в) могут анализировать мотивы поступков героев;
г) их отношение к героям эмоционально окрашено и не подкреплено анализом поступков;
д) не могут устанавливать связи между событиями, даже если они следуют друг за другом.
20. Какое утверждение верно?
а) восприятие художественной литературы - это актив¬ный волевой процесс, предполагающий внутреннее содействие, сопереживание героям;
б) восприятие художественной литературы - это пассив¬ный процесс слушания художественного текста;
в) восприятие художественной литературы - это знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;
г) восприятие художественной литературы - это опреде¬ление жанра художественных произведений;
д) восприятие художественной литературы - это понима¬ние смысла литературных произведений.
Перечень тем рефератов:
1. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.
2. Возникновение детской литературы и ее развитие в XVII – XVIII веках.
3. Возникновение детской литературы.
4. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.
5. Зарубежная детская литература в дошкольном образовании детей.
6. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.
7. Литература конца XIX – начала XX веков.
8. Литературная сказка XX века.
9. Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.
10. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге
11. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.
12. Новая» детская литература 20-30-х гг. XX в
13. Основные тенденции развития детской литературы в XX веке.
14. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
16. Основные тенденции развития детской литературы.
17. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.
18. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.
19. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников
20. Отечественная литература для детей
21. Пейзажная лирика поэтов XIX века
22. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.
23. Поэзия XX века.
24. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.
25. Приемы работы по приобщению детей к чтению
26. Произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого для детей.
27. Русская литература XIX века.
28. Сказки и их роль в литературном образовании детей.
29. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.
30. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.
31. Создание детской домашней библиотеки включает:
32. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.
33. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.
34. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.
35. Фольклор народов мира.
36. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.
37. Этапы развития зарубежной детской литературы.
38. Юмористические произведения для детей.
Перечень тем для собеседования
1. Концепции литературного образования на современном этапе.
2. Психологопедагогические основы литературного образования.
3. Особенности восприятия художественных произведений детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
4. Особенности восприятия художественных произведений детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
6. Содержание литературного развития дошкольника
7. Методы работы по литературному развитию ребенка в дошкольном учреждении и семье.
8. Приемы работы по приобщению детей к книге.
9. Художественно-речевая деятельность детей как основа их литературного развития.
10. Словесное творчество детей в процессе ознакомления с книгой.
11. Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Л.С. Выготского.
12. А.В. Запорожец о психологии восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.
13. Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Е.А. Флериной.
14. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы, выделенные в трудах Н.С. Карпинской.
15. Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Л.М. Гурович.
16. Н. Н. Светловская о теории формирования правильной читательской деятельности.
17. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества.
Перечень педагогических задач:
1. Разработать план-конспект ООД в подготовительной группе по обучению творческому рассказыванию с учётом требований ФГОС ДО.
-Как отражен в разработке момент подведения детей к цели деятельности?
-Отражено ли взаимодействие творческих и учеб¬ных задач при обучении детей рассказыванию.
-Какие приемы активизации творческой инициативы и самостоятельности Вы выделяете?
2. Разработать план-конспект ООД по ознакомлению детей с литературным произведением в старшей или подготовительной к школе группе, проанализировать по следующей форме:
- программное содержание занятий;
- оценка умения воспитателя донести до детей основной замысел автора;
- выделить структурные части занятия, дать оценку правильности их соотношения, определить педагогическую цель каждой из структурных частей;
- определить специфику вопросов в предварительной беседе и беседе после чтения;
- оценить ответы детей с точки зрения глубины понимания литературного произведения, проникновения в авторский замысел.
Ответьте на вопрос: Отражён ли в вашей разработке момент подведения детей к цели ООД? Если «да», то в какой форме?
3. Составить примерный список литературы для чтения детям раннего возраста.
-Фольклор
-Произведения
4. Составить примерный список литературы для чтения в младшей группе
-Фольклор
-Произведения
5. Составить примерный список литературы для чтения в средней группе
-Фольклор
-Произведения
6. Составить примерный список литературы для чтения в старшей группе
-Фольклор
-Произведения
7. Составить примерный список литературы для чтения в подготовительной группе
-Фольклор
-Произведения
8. Дайте характеристику приобщения к художественной литературе детей разного возрасте в соответствии с образовательной программой От рождения до школы (Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе)
9. Заполнить содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития и образования детей.
группа раннего возраста
10. Заполнить содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития и образования детей.
младшая группа
11. Заполнить содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития и образования детей.
Средняя группа
12. Заполнить содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития и образования детей.
старшая группа
13. Заполнить содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития и образования детей.
Подготовительная группа группа
14. Разработать план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассуждению.
15. Разработать план работы по заучиванию стихотворения
16. Разработать план работы по рассказыванию сказки
17. . Предположите варианты решения педагогической задачи:
Плачущие, гулящие и лепечущие малыши издают одни и те же звуки независимо от своей национальной принадлежности и
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.