«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология образования
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
нормативно-правовые акты в сфере образования, этические нормы в профессиональной деятельности;
способы реализации образовательной программы из числа известных в данной конкретной ситуации; структуру и алгоритм деятельности по их реализации, в том числе программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционные программы;
способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций);
технологии взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
правовые нормы противодействия коррупции.
применять нормативно-правовые акты в сфере образования, этические нормы в профессиональной деятельности;
выбирать способы реализации образовательной программы из числа известных в данной конкретной ситуации; структурировать алгоритм деятельности по их реализации, в том числе программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционные программы;
применять способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
применять методы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций);
применять технологии взаимодействия с участниками образовательных отношений; развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе в рамках оказания психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений;
определять сущность и структуру антикоррупционной политики для применения в образовательном процессе.
знаниями нормативно-правовых актов в сфере образования, этических норм в профессиональной деятельности;
способами реализации образовательной программы из числа известных в данной конкретной ситуации; алгоритмом деятельности по их реализации, в том числе программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционных программ;
способами способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
методами контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций);
технологиями установления и развития конструктивных отношений с разными субъектами образовательных отношений, разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся; технологиями получения обратной связи от субъектов образовательных отношений;
навыками реализации профилактических мероприятий в обрасти антикоррупционного поведения.
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка
/Ср/
знакомство с коллективом учащихся;
изучение системы работы педагога-психолога, материально-технического и методического обеспечения
/Ср/
«Цветовой диктант», «Кубики Коса», «Фигура Рея», «Запрещенные слова».
Описание полученных результатов и разработка рекомендаций для педагогов по развитию данных учебных действий у школьников
/Ср/
Описание полученных результатов и разработка рекомендаций для педагогов по развитию мышления данных школьников.
/Ср/
Составление аналитических справок-отчетов по результатам психодиагностики с использованием методов статистической обработки данных (выводы должны быть статистически обоснованы)
/Ср/
Ознакомление классного руководителя с результатами диагностики возрастных особенностей младших школьников и составление рекомендаций для классного руководителя и родителей с целью оптимизации учебной деятельности младшего школьника
/Ср/
Составление аналитической справки–отчета по результатам наблюдения
/Ср/
/Ср/
Определение специфики нормативно-правовой документации педагога-психолога, работающего в начальном звене школы. Составление описания на 2-3-х страницах нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога и описание образовательных технологий, применяемых в начальной школе.
/Ср/
подготовка отчета по итогам практики
/Ср/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка
знакомство с коллективом учащихся;
изучение системы работы педагога-психолога, материально-технического и методического обеспечения
«Цветовой диктант», «Кубики Коса», «Фигура Рея», «Запрещенные слова».
Описание полученных результатов и разработка рекомендаций для педагогов по развитию данных учебных действий у школьников
Проведение диагностики развития мышления младших школьников, используя методики: «Классификация», «Исключение лишнего» (не менее 3 детей, рекомендуется выбирать из тех детей, которые имеют трудности в освоении учебной программы)
Описание полученных результатов и разработка рекомендаций для педагогов по развитию мышления данных школьников.
Подбор необходимых методик и проведение диагностики освоенностей моральных норм у младших школьников.
Составление аналитических справок-отчетов по результатам психодиагностики с использованием методов статистической обработки данных (выводы должны быть статистически обоснованы)
Составление психологических характеристик по результатам наблюдения и диагностики на трех младших школьников (7-8 лет; 8-9 лет и 10-11 лет)
Составление плана-конспекта проведения психологических консультаций с участниками УВП, заинтересованными в разрешении выявленных проблем (классный руководитель, родитель, социальный работник, медицинский работник, психолог…)
Ознакомление классного руководителя с результатами диагностики возрастных особенностей младших школьников и составление рекомендаций для классного руководителя и родителей с целью оптимизации учебной деятельности младшего школьника
Проведение наблюдения за процессом школьной адаптации
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости
Составление аналитической справки–отчета по результатам наблюдения
Анализ программы школы по адаптации первоклассников. Предложения по совершенствованию существующей в школе программы адаптации первоклассников
Проведение сравнительной характеристики образовательных технологий, применяемых в начальной школе (традиционная и развивающая системы обучения).
Определение специфики нормативно-правовой документации педагога-психолога, работающего в начальном звене школы. Составление описания на 2-3-х страницах нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога и описание образовательных технологий, применяемых в начальной школе.
Наблюдение за субъектами взаимодействия в образовательном процессе
Разработка психологической стенгазеты (на выбор: для педагогов; для родителей или для школьников)
Проведение профилактического мероприятия, направленного на формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
подготовка отчета по итогам практики
Проверка отчетов
Защита отчета
Промежуточная аттестация
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.