2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Элементы геометрии в начальном курсе математики_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Элементы геометрии в начальном курсе математики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Мустафина Светлана Фаниловна _________________
 
 
Элементы геометрии в начальном курсе математики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы базовых теоретико-методических знаний по методике преподавания геометрии в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выработка понимания основополагающих идей современного курса геометрии;
1.4
формирование методической грамотности в области обучения элементам геометрии младших школьников;
1.5
овладение современными образовательными технологиями начального математического образования, способствующими развитию пространственного мышления младших школьников как разновидности образного с учетом современных УМК для начальной школы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.3
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.4
Теория начального математического образования
2.1.5
Теория начального языкового образования
2.1.6
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.7
Дошкольная педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Историческое образование младших школьников
2.2.2
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.3
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.6
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.7
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.8
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.9
Технологии начального литературного образования
2.2.10
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.11
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.12
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.13
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.14
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.15
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.16
Литературное образование дошкольников
2.2.17
Методика обучения татарскому языку
2.2.18
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.19
Организация дошкольного образования
2.2.20
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.21
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.22
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.23
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.24
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.25
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Географическое образование младших школьников
2.2.28
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.29
Графическая деятельность младших школьников
2.2.30
Дизайнерская обработка материалов
2.2.31
Организация семейных праздников и досуга детей
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.32
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.33
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.34
Современное русское словоизменение
2.2.35
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебному предмету Математика в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету Математика в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету Математика в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета Математика
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
предмет, цели, задачи обучения геометрии в общем начальном образовании;
3.1.2
теоретические основы обучения геометрии младшими школьниками;
3.1.3
особенности формирования геометрических понятий в начальном образовании.
3.1.4
методические принципы решения методических задач;
3.1.5
современные представления о личностной и социальной значимости геометрического образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
обобщать и систематизировать информацию о методике обучения геометрии младших школьников;
3.2.2
проектировать и осуществлять организацию познавательной деятельности обучающихся в соответствии с целями и задачами обучения геометрии на начальном этапе общего образования;
3.2.3
применять теоретические знания в ситуациях решения методических задач;
3.2.4
выбирать подходы, обеспечивающие достижение запланированных результатов обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами преподавания геометрического материала в начальном курсе математики;
3.3.2
современными технологиями обучения, направленными на создание комфортной познавательной среды;
3.3.3
навыками поиска информации, необходимой для профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Математические основы обучения геометрии в начальной школе

 
1.1
Элементы геометрии в традиционных программах обучения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.2
Методико-математические основы обучения элементам геометрии в традиционных программах обучения  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.3
Наглядные топологические свойства геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.4
Наглядные проективные и аффинные свойства геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.5
Элементы геометрии в программах развивающего обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.6
Методико-математические основы обучения элементам геометрии в программах развивающего обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
1.7
Метрические свойства геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-1 ПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Методические особенности обучения элементам геометрии младших школьников

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1
Уточнение представлений о пространственных отношениях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.2
Формирование у младших школьников представлений о поверхностях, линиях, точках /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.3
Методика обучения младших школьников качественным (топологическим) свойствам геометрических фигур  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.4
Методика обучения младших школьников качественным (проективным, аффинным) свойствам геометрических фигур  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.5
Методика обучения младших школьников качественным (метрическим) свойствам геометрических фигур  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.6
Специфика обучения элементам геометрии в начальной школе. Принципы методической системы обучения элементам геометрии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.7
Формирование предпонятия геометрического объекта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.8
Цели обучения элементам геометрии в начальной школе. Этапы обучения элементам геометрии в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.9
Основные направления работы учителя по обучению младших школьников элементам геометрии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.10
Методические особенности формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.11
Основные этапы формирования понятия геометрической фигуры  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.12
Формирование у младших школьников представлений о поверхностях, линиях, точках /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.13
Методика изучения геометрических величин в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.14
Методика решения геометрических задач /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.15
Методика решения геометрических задач: на деление заданных фигур, на составление новых фигур, на распознавание (вычленение) заданных фигур на заданном чертеже, на построение геометрических фигур  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.16
Методика обучения геометрическим величинам /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.17
Методика обучения геометрическим величинам: длина, площадь, объем (вместимость). Методика решения геометрических задач на измерение величин /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.18
Обучение младших школьников построению геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-4
3
0
 
2.19
зачет /Зачёт/

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Зарождение геометрии. «Начала» Евклида.

2.Вклад Н.И. Лобачевского в развитие математики.

3.Об аксиоматике евклидовой геометрии, выполненной Д.Гильбертом.

4.Геометрическое пространство и геометрические фигуры.

5.Геометрические преобразования. Композиции преобразований. Группа преобразований.

6.Топологическое пространство и топологические свойства геометрических фигур. Топологические преобразования.

7.Перспективные изображения и проективное пространство. Проективные преобразования.

8.Наглядные аффинные свойства геометрических фигур. Аффинные преобразования.

9.Метрическое пространство. Наглядные метрические свойства геометрических фигур. Метрические преобразования (осевая симметрия, поворот вокруг точки, параллельный перенос).

10.Симметрия геометрических фигур.

11.Понятие геометрического тела, поверхности, точки. Выпуклые и невыпуклые геометрические фигуры. Объединение, пересечение, вычитание фигур.

12.Отрезок, основные свойства отрезка.

13.Луч. Угол. Различные виды углов, их определения.

14.Ломаная. Многоугольник. Правильные многоугольники.

15.Треугольник. Классификация треугольников по сторонам и углам. Свойства равнобедренного треугольника.

16.Четырехугольник. Выпуклые и невыпуклые четырехугольники. Классификация четырехугольников.

17.Параллелограмм и ромб. Определения, свойства и признаки.

18.Прямоугольник и квадрат. Определения, свойства и признаки.

19.Трапеция. Определение, свойства и признаки.

20.Равновеликие и равносоставленные многоугольники. Теорема о равносоставленности любого треугольника с некоторым прямоугольником.

21.Окружность. Круг. Основные свойства окружности, круга.

22.Построение правильного треугольника, четырехугольника и шестиугольника, вписанного в окружность.

23.Прямоугольный параллелепипед, куб (определение, изображение на плоскости, развертка).

24.Призма, пирамида (определение, изображение на плоскости).

25.Цилиндр, конус, шар (определение, изображение на плоскости).

Задания к зачету:

1. Объясните, почему отрезок топологическими преобразованиями нельзя перевести в окружность, а треугольник топологическими преобразовниями в окружность можно? Продемонстрируйте это.

2. На сколько частей делится плоскость:

а) одной прямой;

б) двумя прямыми, не имеющими общих точек;

в) двумя прямыми, имеющими общую точку?

3. На какой угол повернётся минутная стрелка часов в течении а) часа;, б) минуты; в) секунды?

4. Разрежьте по диагонали произвольный прямоугольник и их полученных прямоугольников составьте всевозможные выпуклые многоугольники.

5. Земельный участок, имеющий форму трапеции, отдан под спортивный городок. Какие размеры должен снять землемер, чтобы начертить план этого участка?

6. Изобразите на листе бумаги: а) куб, б)правильную пирамиду, основанием которой является квадрат; в) прямую призму, основаниями которой являются правильные шестиугольники.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Устные сообщения:

1.Что изучает геометрия. Как возникла и развивалась геометрия

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.Из истории развития фузионизма при изучении геометрии в начальной школе

3.Образное мышление учащихся и обучение геометрии

4.Специфика изучения геометрии в начальной школе

5.Принципы методической системы обучения геометрии

6.Этапы изучения геометрии в начальной школе

6.Формирование пространственных представлений о геометрическом объекте

7.Введение координат с помощю создания рисунков на листе в клетку

Тесты:

Тест I. Выполни тестовые задания № 3013 - 3031 темы 18 "Элементы геометрии" (См. Л2.4)

Тест II. (В задании отмеченным знаком * - правильный ответ только один)

1. Отметьте неверные высказывание:

а) точка, линия, отрезок – это фигуры нулевой площади;

б) масса двух одинаковых по размеру коробок всегда одинакова;

в) углы по величине сравнивают наложением;

г) сравнивая предметы по массе с помощью мускульных усилий, легко ошибиться;

д) чем больше мерка, тем больше число, полученное в результате измерения величины.

2. *Основные понятия геометрии:

а) геометрические фигуры;

б) фигуры;

в) точка, прямая, плоскость;

г) линии;

д) изображения.

3. *На этапе постановки учебной задачи учитель предлагает учащимся второго класса сосчитать количество прямых, острых и тупых углов, изображенных на карточке. Учащиеся выполнили задание по-разному. Тема данного урока:

а) «Виды углов»

б) «Определение вида угла путем сравнения с прямым углом»

в) «Построение углов»

г) «Сравнение углов методом наложения»

д) «Угол»

4. Упражнения, предупреждающие смешение понятий «круг» и «окружность»:

а) отметьте точки, лежащие внутри круга, вне круга, на окружности;

б) сравните многоугольник и круг;

в) измерьте длину окружности и площадь круга, используя нитку и палетку;

г) проведите окружность и раскрасьте круг;

д) выделите цветом границу круга;

е) начертите квадрат, сторона которого равна диаметру круга.

5. *Основная развивающая цель изучения геометрического материала в начальной школе:

а) подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии;

б) развитие рефлексивных способностей учащихся (осознание себя в окружающем мире и собственных механизмов приобретения знаний и их переработки);

в) ознакомление с геометрическими методами познания окружающего ребенка мира;

г) развитие пространственного мышления как разновидности образного;

д) познание окружающего ребенка мира как базы создания геометрической картины мира (осознание процессов познания).

6. *Автор книги «Начала»:

а) Фалес;

б) Пифагор»

в) Евклид;

г) Гильберт Д.;

д) Лобачевский Н.И..

7. Укажите последовательность уровней развития пространственного мышления:

а) умение мысленно изменять структуру объекта, т.е. изменять положение частей, удалять их;

б) умение мысленно изменять положение объекта;

в) умение мысленно изменять как положение объекта, так и структуру объекта одновременно и неоднократно.

8. С целью развития рефлексивных способностей учащихся проводятся упражнения на:

а) осознание ребенком отличия того, что он видит, от того, что представляет;

б) использование геометрической терминологии в бытовых ситуациях;

в) осознание ребенком зависимости восприятия объекта от позиции наблюдателя;

г) рассмотрение реальной ситуации и нахождение материальных моделей этого объекта в окружающем мире;

д) осознание того, что предлагаемые в качестве примеров предметы, их взаимное расположение для демонстрации каких либо геометрических объектов есть материальные модели этих геометрических объектов;

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
е) использование геометрических знаний в описании окружающей действительности или в сказочных ситуациях.

9. Медиана* – это отрезок соединяющий вершину треугольника с:

а) точкой противоположной стороны;

б) серединой противоположной стороны;

в) противоположной стороной.

10. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Это слово надо найти, и номер ответа, соответствующего этому слову, записать.

а) диаметр;

б) биссектриса;

в) радиус;

г) центр;

д) дуга.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шадрина, И.В.
Шадрина, И.В. Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И.В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 279 с. Серия : Высшее образование) ISBN 978-5-534-08528-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/viewer/metodika-prepodavaniya-nachalnogo-kursa-matematiki-433375 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ястребов, А.В.
Ястребов, А.В. Методика преподавания математики : теоремы и справочные материалы : учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В. Ястребов, И.В. Суслова, Т.М. Корикова. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 199 с. – (Серия : Образовательный процесс) – ISBN 978-5-534-08685-0 – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/viewer/metodika-prepodavaniya-matematiki-teoremy-i-spravochnye-materialy-437266
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Истомина-Кастровская, Н.Б.
Истомина-Кастровская, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе : учебник / Н.Б. Истомина-Кастровская, И.Ю. Иванова, З.Б. Редько, Т.В. Смолеусова, Н.Б. Тихонова — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 301 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-014058 (print) ISBN 978-5-16-106601-0 (online) www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5beafd8e271b34.7177438  https://new.znanium.com/read?id=337356 
Москва : ИНФРА-М, 2019
 
Л2.3
Истомина-Кастровская, Н.Б.
Истомина-Кастровская, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Практикум : учеб. пособие / Н.Б. Истомина-Кастровская, Ю.С. Заяц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 198 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-014059-9 (print) ISBN 978-5-16-106602-7 (online) www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5bcf2aeadffeb9.42154579 https://new.znanium.com/read?id=344441 
Москва : ИНФРА-М, 2019
 
Л2.4
Кучер, Т.П.
Кучер, Т.П. Математика. Тесты : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Т.П. Кучер. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 541 с.- Серия : Бакалавр. Прикладной курс. ISBN 978-5-534-09073-4 – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/viewer/matematika-testy-427007  
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Миронов А.В.
Как построить урок в соответствии с ФГОС: с примерами из "Окружающего мира" и не только
Н.Челны: НИСПТ�, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 
 
Э2
Образовательный портал  «Школьное математическое образование» http://школьнаяматематика.рф/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

Занятия лекционного типа

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Занятия семинарского типа

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

-ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

-участие в дискуссиях;

-выполнение проектных и иных заданий;

-ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

-развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

-формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

-цель и содержание задания;

-сроки выполнения;

-ориентировочный объем работы;

-основные требования к результатам работы и критерии оценки;

-возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

-просматривать основные определения и факты;

-повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

-изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

-самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

-использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

-выполнять домашние задания по указанию преподавателя.