Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к экзамену:
1. Понятие множества и элемента множества. Способы задания множеств. Отношения между множествами и их свойства.
2. Объединение, пересечение и вычитание множеств. Свойства объединения и пересечения (с иллюстрацией на кругах Эйлера). Примеры заданий из начального курса математики, при выполнении которых учащиеся явно (или неявно) выполняют пересечение, объединение, вычитание множеств.
3. Разбиение множества на классы (классификация). Примеры разбиения множеств на два (три, четыре и т. д.) подмножества. Примеры заданий на классификацию из начального курса математики.
4. Декартово произведение множеств, его свойства. Понятие кортежа. Понятие кортежа. Примеры заданий из начального курса математики, связанных с образованием декартова произведения множеств.
5. Особенности математических понятий. Объем и содержание понятия. Отношения между понятиями. Остенсивные и контекстуальные определения понятий, их отличие от определений через род и видовое отличие. Примеры понятий из начального курса математики.
6. Структура определения понятия через род и видовое отличие. Требования к таким определениям. Использование определений через род и видовое отличие при решении задач на распознавание. Примеры понятий из начального курса математики, находящихся в родовидовых отношениях.
7. Элементарные и составные высказывания. Правила определения значений истинности составных высказываний. Примеры элементарных (простых) и составных высказываний из начального курса математики.
8. Высказывательная форма, ее область определения и множество истинности. Составные высказывательные формы, правила определения их множеств истинности. Примеры высказывательных форм из начального курса математики.
9. Высказывания с кванторами. Способы установления значения истинности таких высказываний. Примеры высказываний с кванторами из начального курса математики.
10. Отношения логического следования и равносильности между математическими предложениями. Разные способы прочтения предложений А(х)В(х) и А(х)В(х). Логическая структура теоремы и правила. Примеры правил из начального курса математики с анализом их логической структуры.
11. Дедуктивные умозаключения. Простейшие схемы дедуктивных умозаключений. Примеры построения дедуктивных умозаключений с использованием этих схем.
12. Неполная индукция и аналогия, их взаимосвязь с дедуктивными умозаключениями. Примеры умозаключений из начального курса математики с использованием неполной индукции и аналогии.
13. Особенности математического доказательства. Способы доказательств. Примеры доказательств из начального курса математики.
14. Текстовые задачи, их структура и методы решения.
15. Моделирование в процессе решения текстовой задачи. Примеры простых и составных задач из начального курса математики.
16. Основные этапы решения текстовой задачи и приемы их выполнения. Иллюстрация приемов на примере решения задачи из начального курса математики.
17. Понятие соответствия между множествами. Способы заданий соответствий. Взаимно-однозначные соответствия. Равномощные множества. Примеры соответствий (в том числе взаимно-однозначных) из начального курса математики.
18. Функциональные соответствия. Числовые функции, способы их задания. График функции. Примеры числовых функций из начального курса математики.
19. Прямая и обратная пропорциональности, их свойства и графики. Использование свойств прямой и обратной пропорциональности при решении текстовых задач в начальном курсе математики.
20. Отношения на множестве, их свойства. Примеры отношений из начального курса математики.
21. Отношения эквивалентности и порядка. Примеры отношений эквивалентности и порядка из начального курса математики.
22. Алгебраические операции и их свойства. Примеры алгебраических операций, изучаемых в начальном курсе математики. Нейтральный, поглощающий, симметричный элементы алгебраической операции. Обратная операция.
23. Понятие алгебраической структуры. Определение группы. Примеры групп.
24. Числовое выражение и его значение. Числовые равенства и неравенства, их основные свойства. Определение числового выражения, числового равенства и неравенства в начальном курсе математики.
25. Выражение с переменными. Область определения выражения. Тождественные преобразования выражения с переменной. Тождество. Примеры тождественных преобразований выражений из начального курса математики.
26. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Что значит «решить уравнение». Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений. Определение понятия уравнения в начальном курсе математики, способы их решения.
27. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Равносильность неравенств. Теоремы о равносильности неравенств. Определение неравенства с переменной в начальном курсе математики, способы их решения.
28. Понятие об аксиоматическом методе построения теории. Аксиоматическое определение натурального числа. Аксиомы Пеано. Определение отрезка натурального ряда.
30. Аксиоматическое определение умножения натуральных чисел. Существование и единственность умножения. Свойства коммутативности и ассоциативности умножения натуральных чисел. Свойство дистрибутивности умножения относительно сложения натуральных чисел.
31. Свойства множества целых неотрицательных чисел: бесконечность, упорядоченность, отсутствие наименьшего и наибольшего числа, дискретность. Отношение порядка на множестве целых неотрицательных чисел. Определение отношения «меньше» через сложение на множестве N. Свойства монотонности сложения и умножения.
32. Определение вычитания как операции, обратной сложению. Условие существования разности натуральных чисел. Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа,
33. Определение деления как операции, обратной умножению. Условие существования частного натуральных чисел. Правила деления суммы, разности и произведения на число (на множестве натуральных чисел).
34. Определение нуля. Правила действий с нулем (на множестве целых неотрицательных чисел). Теорема о невозможности деления на нуль.
35. Определение деления с остатком на множестве целых неотрицательных чисел.
36. Исторические сведения о возникновении понятия натурального числа. Теоретико-множественный смысл натурального числа.
37. Теоретико-множественный смысл суммы натуральных чисел. Существование и единственность суммы.
38. Теоретико-множественный смысл разности натуральных чисел. Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, их теоретико-множественный смысл.
39. Теоретико-множественный смысл произведения натуральных чисел. Существование и единственность произведения. Свойства коммутативности и ассоциативности умножения натуральных чисел. Свойство дистрибутивности умножения относительно сложения натуральных чисел.
40. Теоретико-множественный смысл отношений «равно», «меньше» и «больше» на множестве целых неотрицательных чисел.
41. Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел. Правила деления суммы, разности и произведения на число (на множестве натуральных чисел). Теоретико-множественный смысл правила деления суммы на число.
42. Теоретико-множественный смысл числа «нуль». Правила действий с нулем (на множестве целых неотрицательных чисел). Теорема о невозможности деления на нуль.
43. Определение деления с остатком на множестве целых неотрицательных чисел, его теоретико-множественный смысл.
44. Натуральное число как мера величины. Сравнение натуральных чисел как мер величины.
45. Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел – мер величин.
46. Позиционные и непозиционные системы счисления. Десятичная система счисления. Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления.
47. Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел в десятичной системе счисления.
48. Позиционные системы счисления, отличные от десятичной; действия над числами в таких системах.
49. Отношение делимости и его свойства на множестве натуральных чисел. Делимость суммы, разности, произведения натуральных чисел.
50. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5 и 9 в десятичной системе счисления.
51. Наибольший общий делитель и алгоритм Евклида. Свойства наибольшего общего делителя. Наименьшее общее кратное. Взаимно-простые числа.
52. Простые и составные числа. Распределение простых чисел в натуральном ряду. Разложение натурального числа на простые множители.
53. Целые числа. Модуль целого числа. Определение суммы и разности целых числа. Правило сложения целых чисел. Определение произведения и частного целых чисел. Правило умножения целых чисел.
54. Свойства множества целых чисел (бесконечность, упорядоченность, дискретность). Геометрическая интерпретация целых чисел.
55. Определение дроби и равенства дробей. Основное свойство дроби. Несократимая дробь.
56. Понятие рационального числа. Определение отношения «меньше» на множестве рациональных чисел. Различные способы сравнения рациональных чисел.
57. Определение суммы и произведения рациональных чисел. Коммутативность и ассоциативность сложения (умножения) рациональных чисел.
58. Определение вычитания и деления рациональных чисел. Условие существования разности таких чисел.
59. Определение десятичной дроби. Теорема о возможности записи обыкновенной дроби в виде десятичной. Теорема о представлении рационального числа в виде бесконечной периодической десятичной дроби.
60. Множество рациональных чисел как расширение множества натуральных чисел. Свойства множества рациональных чисел (бесконечность, упорядоченность, плотность). Геометрическая интерпретация рациональных чисел.
61. Существование чисел, отличных от рациональных. Понятие иррационального числа.
62. Множество положительных действительных чисел и его свойства (бесконечность, упорядоченность, непрерывность).
63. Приближенные значения положительного действительного числа. Арифметические операции над положительными действительными числами.
64. Множество действительных чисел. Измерение длины отрезка. Числовая ось.
65. Понятие величины. Понятие об измерении величин. Из истории развития системы мер. Международная система единиц (СИ).
66. Определение длины отрезка. Свойства длины отрезка. Измерение длины отрезка. Характеристика числа, получаемого при измерении длины отрезка.
67. Определение площади фигуры. Измерение площади фигуры. Характеристика числа, получаемого при измерении площади фигуры. Измерение площади фигуры с помощью палетки.
69. Определение массы тела. Измерение массы тела. Характеристика числа, получаемого при измерении массы тела.
70. Определение промежутка времени. Измерение промежутка времени. Характеристика числа, получаемого при измерении промежутка времени.
Задания к экзамену:
1. Выполните логико-математический анализ понятий: а) отрезок; б) текстовая задача; в) числовое равенство.
2. Выполните логико-математический анализ правила деления дроби на дробь: "Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю".
3. Выполните логико-математический анализ утверждения (теоремы): "Вертикальные углы равны". Постройте утверждения обратное, противоположное, обратное противоположному. Установите их истинность.
Темы письменных сообщений (с обсуждением):
1. Что изучает математика. Характерные черты математики.
2. Из истории возникновения натурального числа.
3. Из истории развития действительного числа.
4. Из истрии развития алгебры.
5. Возникновение геометрии. развитие геометрии.
6. О геометрии Н.И. Лобачевского и аксиоматике евклидовой геометрии.
7. Исторические замечания о геометрических преобразованиях на плоскости.
Тесты:
1. Выполни задания № 1 - 526 темы:"Множества и операции над ними", (См. Л2.4)
2. Выполни задания № 527 - 768 темы 2 "Элементы комбинаторики" (См. Л2.4)
3. Выполни задания № 769 - 1028 темы 3 "Математические понятия" (См. Л2.4)
4. Выполни задания № 1029 - 1442 темы 4 "Математические предложения" (См. Л2.4)
и т.д.
Контрольная работа:
Вариант 1.
1. Постройте на координатной плоскости график отношения Т : х = у, если оно задано на множестве: а) Х = {х | хZ, –2 x 2}; б) Х = R.
2. Установите, какие отношения, заданные на множестве А = {1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11}, являются отношениями эквивалентности, а какие – отношениями порядка; для отношений эквивалентности запишите соответствующие классы эквивалентности:
а) «иметь одно и тоже число делителей»;
б) «иметь один и тот же остаток при делении на 3»;
в) «быть больше на 3»;
г) «быть делителем».
3. Обоснуйте с теоретико-множественной позиции выбор действия при решении задачи.
а) В классной библиотеке 10 человек взяли по 2 книги каждый. Сколько книг взяли?
б) У продавца было 7 шаров, 4 шара он продал. Сколько шаров осталось у продавца?
в) В аквариуме плавало 5 рыбок, туда еще пустили 5 рыбок. Сколько стало рыбок в аквариуме?
г) В каждой раме 6 стекол. Стекольщик вставил 54 стекла. Сколько рам он застеклил?
д) На верхней полке лежало 5 книг, а на нижней на 4 больше. Сколько книг лежало на нижней полке?
е) Один поезд состоял из 22 вагонов, а в другом поезде на 3 вагона меньше. Сколько вагонов было в другом поезде?
ж) Ученик исписал в тетради 8 листов, а неисписанных осталось в 5 раз больше. Сколько чистых листов в тетради?
з) У Вани 36 марок, а у Володи 9. Во сколько раз у Вани марок больше, чем у Володи?
и) В гараже находилось 21 легковая машина, а грузовиков – в 3 раза меньше. Сколько грузовиков в гараже?
4. Сравните:
6 мин 3 с … 362 с 7300 мм … 7км 30 м
256 ц …25 т 72 км/ч … 1000 м/мин
23 м2 7 дм2 … 237 дм2 50 мин … ⅔ ч
3 дм2 … 300 см2 ⅝ т … 800 кг
321 дм2… 3 м2 21 дм2 60 км/ч … 10 м/с
5. Какой вид имеет число а, если при делении на 7 оно дает остаток: а) 3; б) 5; в) 6?
6. Найдите рациональным способом значение выражения и объясните, какие законы арифметических действий при этом использовали:
а) 64 + 125 + 36 + 75; в) 87 • 11; д) 53 • 39 + 47 • 39 – 53 • 21 – 47 • 21.
б) 4 • 8 • 9 • 5 • 5; г) 9 • 13 + 9 • 87;
Вариант 2.
1. На множестве Х = {1, 5, 10, 15} задано отношение «х кратно y». Постройте его граф и сформулируйте свойства данного отношения.
2. Между множествами А = {10, 11, 12, 13} и В = {3, 4, 5, 6} задано соответствие «больше на 6». Является ли это
3. 6. Обоснуйте выбор действия при решении задачи, рассматривая натуральное число как результат измерения величин.
а) Для кружка рисования купили 8 коробок цветных карандашей по 6 штук в каждой коробке. Сколько цветных карандашей купили?
б) Ученик истратил на покупку тетради 15 р. После этого у него осталось 3 р. Сколько денег было у ученика?
в) Швейная мастерская из 18 м материи сшила рубашки. На каждую рубашку пошло 3 м материи. Сколько рубашек сшила мастерская?
г) Один арбуз весит 5 кг. Сколько килограммов весят 4 таких же арбуза?
д) С какой скоростью шел пешеход, если за 3 ч прошел 12 км?
е) Высота одной сосны 9 м, а другой на 3 м больше. Какова высота второй сосны?
ж) Было 7 м сатина. Из 3 м сатина сшили рубашку, а из остального сатина сшили платье. Сколько метров сатина пошло на платье?
з) Брату 14 лет, а сестра на 4 года моложе. Сколько лет сестре?
и) С одной яблони сняли 7 кг яблок, а с другой – в 3 раза больше. Сколько яблок сняли со второй яблони?
к) С огорода собрали 24 кг огурцов и засолили по 2 кг в банке. Сколько банок с огурцами получилось?
4. Вычислите:
3 мин 20 с + 50 с 6 кг 350 г + 5 кг 800 г
7 ч 20 мин + 2 ч 40 мин 10 см 5 мм + 12см 8 мм
7 т 50 кг + 80 кг 5000г 4 мин 15 с + 4ч 96 с
13 кг 400 г – 7 кг 800 кг 10 см • 1 м
25 м 8 см – 6 м 15 см 320 дм2 + 943 дм2
5. При делении с остатком числа a на 15 получили неполное частное 10. Каково наибольшее возможное значение делимого?
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и
Занятия лекционного типа
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.
Занятия семинарского типа
Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
- ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
- участие в дискуссиях;
- выполнение проектных и иных заданий;
- ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающиесяом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
- развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
- цель и содержание задания;
- сроки выполнения;
- ориентировочный объем работы;
- основные требования к результатам работы и критерии оценки;
- возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
- просматривать основные определения и факты;
- повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
- изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
- самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
- использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
Выполнение домашнего задания
Домашнее задание оценивается по следующим критериям:
- степень и уровень выполнения задания;
- аккуратность в оформлении работы;
- использование специальной литературы;
- сдача домашнего задания в срок.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами их реабилитации (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающиеся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
- в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
- методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающиеся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
- письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
- выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.