2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Фольклор_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Фольклор
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Мубаракшина И.И. _________________
 
 
Фольклор
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с образцами русского фольклора для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освения дисциплины:
1.3
способствовать развитию критического мышления
1.4
развить  умения,  позволяющие  самостоятельно анализировать научную и критическую информацию, необходимую для решения профессиональных задач
1.5
сформировать умения и навыки осуществления урочной и внеурочной деятельности в предметной области "Литература"
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Фольклор» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (Литература, Русский язык)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Детская литература
2.2.2
История русской литературы
2.2.3
Практикум по анализу художественного текста
2.2.4
Психология
2.2.5
Речеведение
2.2.6
Методика обучения литературе
2.2.7
Методика обучения русскому языку
2.2.8
Педагогика
2.2.9
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.2.10
Философия  
2.2.11
Учебная технологическая практика
2.2.12
Учебная читательская практика
2.2.13
История языка
2.2.14
Учебная технологическая практика
2.2.15
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.16
Старославянский язык
2.2.17
Производственная педагогическая  практика
2.2.18
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.19
Курсовая работа по русскому языку
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Русская диалектология
2.2.22
Учебная практика по риторике
2.2.23
Курсовая работа по литературе
2.2.24
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.25
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.26
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Современная русская литература
2.2.29
Функциональная грамматика русского языка
2.2.30
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.31
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.32
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.33
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.34
Проблемы изучения русского языка как неродного
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2.35
Филологический анализ текста
2.2.36
Техника речи
2.2.37
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.2.38
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.39
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.40
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.41
Практикум по грамматике
2.2.42
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.43
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.44
Лингвистический анализ текста
2.2.45
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи и методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.3
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.2
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.2
навыками разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фольклор и фольклористика

 
1.1
Устное народное творчество как специфический вид искусства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1.2
Славянская языческая мифология /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
1.3
Мифологические образы в произведениях фольклора /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
1.4
Генезис и историческая трансформация фольклора и жанров фольклора /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
1.5
Фольклористика как наука /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
Раздел 2. Обрядовый фольклор

 
2.1
Календарный фольклор /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.2
Зимний календарный фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.3
Весенний календарный фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.4
Летний календарный фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.5
Осенний календарный фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
2.6
Семейный фольклор /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
2.7
Свадебный фольклор /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
1
0
 
2.8
Похоронный фольклор /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 3. Малые фольклорные жанры

 
3.1
Паремии. Заговоры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
3.2
Художественная образность малых фольклорных жанров /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
3.3
Загадки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Раздел 4. Эпические жанры фольклора

 
4.1
Сказки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.2
Волшебные сказки. Сказки о животных /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
4.3
Исторические сказки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.4
Несказочная устная проза /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.5
Былины /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.6
Историчесие песни /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
4.7
Поэтика и эволюция былины и исторической песни. Киевские и новгородские циклы былин /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
4.8
Баллады /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
4.9
Духовные песни и стихи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 5. Народная лирика

 
5.1
Народные песни /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
5.2
Частушки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
5.3
Протяжные песни /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
1
0
 
 
Раздел 6. Народная драма

 
6.1
Народный театр /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 7. Детский фольклор

 
7.1
Народные детские произведения и произведения для детей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
7.2
Жанры детского фольклора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
1
0
 
 
Раздел 8. Позднетрадиционный фольклор

 
8.1
Особенности позднетрадиционного фольклора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
8.2
Жанры позднетрадиционного фольклора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
8.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Фольклористика как наука. Назовите основные проблемы современной фольклористики.

2.Общая характеристика позднетрадиционного фольклора. Городской фольклор.

3.Традиционность, вариативность и импровизация в фольклоре.

4.Детский фольклор. Типология и жанровая классификация детского фольклора.

5.Народность и коллективность создания фольклорных произведений. Синкретизм как важная черта фольклора.

6.Частушки: поэтика, способы классификации.

7.Классификация и поэтика хороводных песен. Игровые песни.

8.Календарный обрядовый фольклор.

9.Бытовой обрядовый фольклор.

10.Осенние праздники и обряды, их поэзия.

11.Зимние праздники народного календаря (Святки, Масленица). Их поэзия.

12.Летние праздники и обряды, их поэзия.

13.Русская свадебная игра. Ее региональные типы.

14.Троицко-семицкие обряды и песни.

15.Исторические песни. Особенности отображения в них исторического времени.

16.Песни весенних обрядов (веснянки, егорьевские, волочебные, вьюнишные).

17.Репертуар и художественные особенности духовных стихов и песен.

18.Художественная специфика бытовой сказки. Осуществите художественный анализ 2-х бытовых сказок.

19.Приметы, их поэтика и классификация.

20.Песни-романсы: генезис и поэтика.

21.Летние праздники и обряды, их поэзия.

22.Мифологическое и магическое начала в русской свадьбе. Их отражение в свадебной поэзии.

23.Русские загадки, их эволюция и поэтика. Связь загадки с другими фольклорными жанрами.

24.Народные драмы. Особенности их постановки.

25.Сказка как жанр народной прозы.

26.Исторические корни волшебной сказки. Мифологический и семейный конфликт. Персонажи волшебных сказок. Традиционная стилистика волшебных сказок. Осуществите художественный анализ 2-х волшебных сказок.

27.Сказки о животных

28.Свадебная поэзия, ее жанры и художественные особенности.

29.Осуществите художественный анализ 2-х былин, героем которых является Добрыня Никитич.

30.Поэтика былин. Способы классификации былин.

31.Былины о Садко, анализ 2 былин.

32.Осуществите анализ 2-х былин, героем которых является Илья Муромец.

33.Причитания. Их разновидности и художественные особенности.

34.Осуществите художественный анализ 2-х сказок о животных.

35.Русские паремии. Пословицы и поговорки.

36.Осуществите художественный анализ 2-х былин, героем которых является Алеша Попович.

37.Предание как жанр. Основные циклы преданий.

38.Народный театр, его виды (вертеп, раек, балаган, театр Петрушки).

39.Семейная обрядовая поэзия. Родильные обряды и родильная поэзия.

40.Исторические песни об Авдотье Рязаночке.

41.Анекдот как жанр современного фольклора.

42.Собиратели и издатели русского фольклора.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
43.Народные легенды, их разновидности.

44.Исторические песни об Иване Грозном.

45.Поэтика и классификация народных лирических песен.

46.Былички и бывальщины.

47.Народные гадания. Подблюдные песни.

48.Поэзия заговоров. Классификация заговоров.

49.Миф и фольклор.  

50.Осуществите анализ 2-х былин о Василии Буслаеве.

51.Театр кукол. Происхождение. Образ Петрушки.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для сообщений

1.Мифологическая школа в русской фольклористике XIX – XX вв.

2.Школа заимствования в русской фольклористике XIX – XX вв.

3.Историческая школа в русской фольклористике XIX – XX вв.

4.Собирание русского фольклора в XVII в. Сборник Кирши Данилова (место и время создания, жанровый состав, история публикации).

5.Собрание песен П.В. Киреевского (история создания, жанровый состав, публикация).

6.Собирательская деятельность В.И. Даля. Сборник Даля «Пословицы русского народа» (состав, композиция, история публикации)

7.Сказочные сборники XIX – начала XX вв. Сборник А.Н. Афанасьева (источники, объем, композиция, научный аппарат, публикации).

8.Собирание былин в XIX – начале XX вв. Сборники П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга (объем, состав, композиция, научный аппарат).

9.Романтизм и фольклор.

10.В.А. Жуковский и фольклор.

11.А.С. Пушкин и фольклор.

12.Н.В. Гоголь и фольклор.

13.Поэтика сюжета фольклорного произведения.

14.Образы-символы в разных жанрах русского устного народного творчества.

15.Роль постоянного эпитета в разных жанрах русского устного народного творчества.

16.Роль гиперболы в разных жанрах русского устного народного творчества.

17.Роль повтора в разных жанрах русского устного народного творчества.

18.Роль сравнения в разных жанрах русского устного народного творчества.

19.Роль метафоры в разных жанрах русского устного народного творчества.

20.Историзм былин и специфика фольклора.

21.Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля фольклорной лирики.

22.Былины мифологического содержания.

23.Способы создания образов отрицательных персонажей в былинах.

24.Способы создания образов отрицательных персонажей в волшебных сказках.

25.Сходство и различие былины и исторической песни.

Темы эссе

1.Дымковская игрушка.

2.Филимоновская игрушка.

3.Богородская игрушка.

4.Ковровская игрушка.

5.Матрёшка.

6.Хохлома.

7.Палехская миниатюра.

8.Гжель.

9.Мезенская (палащельская) роспись.

10.Жостовская роспись (подносы).

11.Русское национальное жилище.

12.Русское деревянное храмовое зодчество.

13.Городецкая роспись.

14.Ростовская финифть.

15.Художественная обработка камня.

16.Скань.

17.Резьба по дереву.

18.Керамика: ярославская майолика.

19.Изделия из берёсты.

20.Лубок.

21.Тульский самовар.

22.Тульский пряник.

23.Русская вышивка.

24.Русское кружево.

25.Русский народный костюм: мужской костюм,

 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
26.Русский народный костюм: головные уборы,

27.Русский народный костюм: женский костюм,

28.Русский народный костюм: женский свадебный наряд.

29.Оренбургский пуховый платок.

30.Павлово-посадские платки.

31.Валенки.

32.Лапти.

33.Народные музыкальные инструменты: балалайка.

34.Народные музыкальные инструменты: гармонь.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, Ю. М. 
Русский фольклор (устное народное творчество):  Учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Соколов, Ю. М. 
Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07081-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433686 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алдошина, М. И. 
Организация школьных праздников. Фольклорные праздники : учебное пособие для вузов : Организация школьных праздников. Фольклорные праздники : учебное пособие для вузов / М. И. Алдошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 130 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12236-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447087 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Фольклор: Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Фольклор» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 49 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.