2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кан.пед.наук, доцент, Сафина А.М. _________________
 
 
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель совоения дисциплины формирование представлений личностно ориентированного обучения на уроках математики в начальных классах.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать знания о системе начального математического образования,
1.4
мотивировать обучающихся применению теоретических знаний при проектировании образовательного процесса в начальной школе,
1.5
развить умения осуществлять профессиональную деятельность в области начального математического образования в рамках личностно ориентированного обучения,
1.6
сформировать мотивационную готовность обучающихся к обучению математике младших школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.6
Театрализованная деятельность в ДОО
2.1.7
Педагогика раннего возраста
2.1.8
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.9
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.10
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.3
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.4
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание учебной дисциплины начальной школы "Математика" и методику ее преподавания;
3.1.2
средства развития личности младшего школьника;
3.1.3
специфику обучения детей шестилетнего возраста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению детей младшего школьного возраста;
3.2.2
активизировать интеллектуальную деятельность и развитие способностей детей;
3.2.3
применять  на практике  современные  методы, приемы,формы и средства обучения математике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком личностно-ориентированного обучения на уроках математики в начальных классах
3.3.2
обладать логической культурой, необходимой для усвоения математического курса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психологические особенности применения личностно-ориентированного обучения на уроках математики.

 
1.1
Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах с учетом темперамента ребенка /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
1.2
Урок математики в начальной школе и личностный подход с учетом психофизиологических особенностей ребенка /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-7
9
0
 
1.3
Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах с учетом полоролевых особенностей ребенка /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 2. Личностно-ориентированный подход при решении математических задач

 
2.1
Личностный подход к мальчикам на уроках математики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-7
9
0
 
2.2
При решении задач на движение /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
2.3
При решении задач на логику. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
2.4
При решении задач на пропорциональное деление /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.5
При решении задач с связанными величинами /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
2.6
Левополушарные дети и их способности к математике /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 3. Личностно-ориентированный подход при отработке навыков вычисления 

 
3.1
Вычисление с переходом через разряд /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
3.2
Вычисления с объяснением с помощью моделирования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-7
9
0
 
3.3
Вычисления с Х. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-7
9
0
 
3.4
Личностный подход к девочкам на уроках математике или почему девочки любят задания по математике с образцом действий? /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-7
9
0
 
3.5
Правополушарные дети и их особенности восприятия математики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-7
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Личностный подход к мальчикам на уроках математики.

2.Личностно-ориентированный подход при решении задач на движение.

3.Личностно-ориентированный подход при решении задач на логику.

4.Личностно-ориентированный подход при решении задач на пропорциональное деление.

5.Личностно-ориентированный подход при решении задач на нахождение кратного.

6.Личностно-ориентированный подход при решении задач на с величинами.

7.Левополушарные дети и их способности к математике.

8.Личностный подход при объяснении темы "вычисление с переходом через разряд".

9.Личностно-ориентированный подход при использовании в вычислениях моделирования.

10.Личностный подход к девочкам на уроках математике или почему девочки любят задания по математике с образцом действий?

11.Правополушарные дети и их особенности восприятия математики.

12.Как учитель должен объяснять тему детям на уроке математики, которые по восприятию информации на уроке визуалы?

13.Как учитель должен объяснять тему на уроке математики тем, кто по восприятию аудиалы?

14.Как учитель должен объяснять тему на уроке математики тем, кто кинестетики?

15.Почему учитель должен на уроке математики учитывать канал восприятия информации/материала ребенком?

16.Достоинства личностно-ориентированного подхода к ученикам на уроках математики.

17.Зачем на уроках математики использование наглядности? Как это способствует созданию ситуации, учитывающей личностные особенности учеников?

18.С помощью чего легче всего объяснить вычисление многозначных чисел?

19.В чем преимущества ментальной арифметики?

20.Личностный подход при обучении письменному сложению, вычитанию, умножению и делению.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

1.  Личностный подход в обучении математике в подготовительный период.

2.  Личностный подход при методике изучения нумерации чисел первого десятка.

3.  Личностный подход при методике изучения нумерации чисел от 11 до 20.

4.  Личностный подход при методике подготовки к изучению многозначных чисел.

5.  Личностный подход при методике ознакомления с нумерацией многозначных чисел.

6.  Личностный подход при методике закрепления знаний по нумерации многозначных чисел.

7.  Личностный подход при методике изучения сложения и вычитания в пределах десяти.

8.  Методика изучения таблиц сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 20.

9.  Методика изучения устного сложения и вычитания в пределах ста.

10.  Методика изучения письменного сложения и вычитания в начальных классах.

11.  Методика формирования понятий о смысле действия умножения.

12.  Методика раскрытия действия деления.

13.  Методика изучения табличного умножения и деления.

14.  Методика изучения внетабличного умножения и деления.

15.  Методика изучения письменного умножения на однозначное число.

16.  Методика изучения письменного умножения на разрядное число.

17.  Методика изучения письменного умножения на двузначное число.

18.  Методика изучения письменных приемов деления на однозначное число.

19.  Методика изучения письменного деления на двузначное число.

20.  Методика изучения величин: длина, масса. площадь (по выбору).

21.  Методика формирования конкретных представлений о дробях и решение задач с дробями.

22.  Приемы поиска решения задачи.

23.  Формы записи и способы проверки решения задачи.

24.  Виды простых задач на сложение и вычитание.

25.  Виды простых задач на умножение и деление.

26.  Подготовка к ознакомлению с составной задачей.

27.  Методика ознакомления с составной задачей.

28.  Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами.

29.  Методика работы над задачами, связанными с движением.

30.  Методика обучения решению уравнений.

31.  Методика обучения решению неравенств.

32.  Методика формирования понятий о выражении.

33.  Методика изучения геометрического материала.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шадрина И. В.
Методика преподавания начального курса математики :  учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательский центр Юрайт, 2023
 
Л1.2
Подходова, Н.С., Снегурова, В.И. 
Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для  бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.] ; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08768-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434099 .: учебник для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Далингер В. А.
Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 460 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09597-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434657: Учебное пособие для прикладного бакалавриата
М.:Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Современные образовательные технологии : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е.Н. Ашаниной, О.В. Васиной, С.П. Ежова – 2-е изд., перераб. и доп. - ; Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 165 с. – (Серия : Образовательный процесс). ISBN 978-5-534-06194-9 – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/viewer/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-438985
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Кучер, Т. П. 
Математика. Тесты : учебное пособие для вузов / Т. П. Кучер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 541 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09073-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490743
, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru 
 
Э2
МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады https://metaschool.ru 
 
Э3
Инфоурок https://infourok.ru/kvn-veselaya-matematika-klass-700348.html 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет в