Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету:
1. Сущность проблемного обучения. Понятие учебная проблема. Виды учебных проблем.
2. Проблемное обучения в отечественной и зарубежной педагогике.
3. Специфика деятельности учителя и учащихся в проблемном обучении.
4. Учебная проблема в обучении младших школьников, виды учебных проблем в начальном образовании.
5. Системно-деятельностный подход в начальном образовании и проблемное обучение. Проблемная ситуация в структуре системно-деятельностного урока.
6. Возможности и ограничения использования проблемного обучения в начальных классах.
7. Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий.
8. Основные различия между традиционным и проблемным обучением.
9. Приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах.
10. роблемный урок. Модель проблемно – диалогического урока в начальных классах.
11. Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения в начальных классах.
12. Технология проектирования проблемного урока математики на основе системно-деятельностного подхода: общие принципы, методы и приемы.
13. Проблемно – диалогические методы обучения на уроках математики в начальных классах.
14. Методы постановки учебной проблемы на уроках математики в начальных классах: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом
15. Методы поиска решения учебной проблемы на уроках математики в начальных классах: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к знаниям от проблемы диалог, подводящий к знаниям без проблемы диалог.
Задание к зачету
1. Подготовьте картотеку статей журнала "Начальная школа" (2000 - 2019) по технологии проблемно-диалогического обучения математике.
Темы письменных докладов (с обсуждением):
I. Аналитическая работа с источниками
1. Подберите литературные и интернет - источники по теме: "Урок в Школе диалога культур". Поготовьте сообщение.
2. Изучите книгу: Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. 127 с. - URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/1174 В каких трех смыслах применительно к обучению используется понятие "диалог"?
II. Методические задачи
Методическая задача 1.
Спроектируйте диалог, цель которого - привести детей к открытию способа решения задчи по сравнению количественных чисел.
Методическая задача 2.
Разработайте возможные варианты учебного диалога коммуникативная цель которого состоит в направленности учебной деятельности на "открытие" алгоритма письменного вычитания трехзначных чисел.
Методическая задача 3.
Постройте учебный диалог, цель которого - подвести учащихся к переводу сообщения на языке знаков-индексов на повседневнй язык. Подготовьте сообщение.
III. Проектирование урока / фрагмента урока
Задание 1.
Сконструируйте и подготовьте презентацию фрагмента урока на котором вы сформируюте первые представления учащихся о сложении количественных чисел, построив диалог с опорой на индивидуальную работу детей с моделями числа.
Задание 2.
Спроектируйте фрагмент урока на тему "Приемы вычитания вида 50-17". Выделите знания, которые необходимо актуализировать. Составьте учебный диалог, цель которого - "открытие" нового знания. Опишите организацию деятельности детей на этапе закрепления. Подготовьте презентацию.
Задание 3.
Спроектируйте урок по теме: "Сложение и вычитание чисел - мер времени" на котором "открытие" способов сложения и вычитания мер времени происходит с помощью учебного диалога. Подготовьте технологическую карту урока.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы обучающихся в информационной образовательной среде.
Занятия лекционного типа
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.
Занятия семинарского типа
Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
-ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
-участие в дискуссиях;
-выполнение проектных и иных заданий;
-ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
-развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
-цель и содержание задания;
-сроки выполнения;
-ориентировочный объем работы;
-основные требования к результатам работы и критерии оценки;
-возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
-просматривать основные определения и факты;
-повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
-изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
-самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
-использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
-выполнять домашние задания по указанию преподавателя.