2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Язык зарубежной прессы_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Язык зарубежной прессы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ахунзянова Р.Р. _________________
 
 
Язык зарубежной прессы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кандидат филологических наук, доцент Садриева Г.А.

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  заключается в формировании представления о газетном тексте, его  структурных и стилистических особенностях, методике анализа, ознакомлении с требованиями и критериями организации образовательного процесса с использованием аутентичных иноязычных газетных текстов в современной школе в соответствиями с ФГОС.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление обучающихся  с различными видами газетного текста и их языковыми и структурными особенностями;
1.4
формирование навыков анализа языка прессы;
1.5
формирование навыков аннотирования и реферирования;
1.6
формирование навыков проектирования уроков с использованием аутентичных иноязычных газетных текстов в соответствиями с ФГОС;
1.7
формирование навыков создания развивающей образовательной среды с помощью аутентичного иноязычного газетного текста, позволяющей достигать личностных, предметных и метапредметных результатов в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык".
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура стран изучаемого языка
2.1.2
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.3
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.4
Общая экономическая и социальная география
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Учебная практика по экономической и социальной географии
2.1.7
Физическая география России
2.1.8
Лексикология английского языка
2.1.9
Литература стран изучаемого языка
2.1.10
Методический практикум
2.1.11
Производственная педагогическая  практика
2.1.12
Стилистика английского языка
2.1.13
Страноведение
2.1.14
Теория и методика обучения географии
2.1.15
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.16
Физическая география материков и океанов
2.1.17
Биогеография
2.1.18
Педагогика
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Ландшафтоведение
2.1.21
Общее землеведение
2.1.22
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.23
Психология
2.1.24
Учебная практика по физической географии
2.1.25
Учебная технологическая практика
2.1.26
Географические информационные системы
2.1.27
География почв с основами почвоведения
2.1.28
Межкультурная коммуникация
2.1.29
Практическая грамматика
2.1.30
Практическая фонетика
2.1.31
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.32
Геология
2.1.33
Картография с основами топографии
2.1.34
История иностранного языка
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.1.35
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Геоэкология
2.2.3
Интерпретация иноязычного текста
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Этногеография и география религий
2.2.6
География населения
2.2.7
География РТ
2.2.8
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия публицистического стиля;
3.1.2
особенности англоязычной прессы - типы периодических изданий, типы статей и особенности их оформления;
3.1.3
лексические, грамматические, синтаксические и стилистические особенности языка прессы;
3.1.4
принципы реферирования газетной или журнальной статьи;
3.1.5
содержание и требования ФГОС к организации образовательного процесса при работе обучающихся с газетным текстом;
3.1.6
методы и технологии организации образовательного процесса при работе обучающихся с газетным текстом в современной школе;
3.1.7
способы создания развивающей образовательной среды с помощью аутентичного иноязычного газетного текста, позволяющей достигать личностных, предметных и метапредметных результатов в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определить связь между типом газеты или статьи и его языковыми особенностями;
3.2.2
читать, понимать, переводить на русский язык неадаптированные тексты СМИ, анализировать и реферировать их;
3.2.3
оформлять результаты реферирования в виде устных и письменных высказываний;
3.2.4
разрабатывать разные виды образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС;
3.2.5
сценировать уроки деятельностного типа с использованием аутентичных газетных текстов в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.6
использовать потенциал аутентичного иноязычного газетного текста для создания развивающей образовательной среды с помощью аутентичного иноязычного газетного текста, позволяющей достигать личностных, предметных и метапредметных результатов в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа особенностей языка прессы и реферировании газетной статьи;
3.3.2
навыками разработки уроков с использованием аутентичных газетных текстов в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.3
навыками использования аутентичного иноязычного газетного текста для создания развивающей образовательной среды с помощью аутентичного иноязычного газетного текста, позволяющей достигать личностных, предметных и метапредметных результатов в рамках обучения дисициплине "Иностранный язык".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Раздел 1. Структура газеты

 
1.1
Обзор Британской прессы

Типы газет. Их типографические особенности.

/Лек/

Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.2
Обзор Американской прессы

Типы газет. Их типографические особенности.

/Лек/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.3
Обзор Британской и Американской прессы

Типы газет. Их типографические особенности.

/Пр/

Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.4
Обзор Британской и Американской прессы

Типы газет. Их типографические особенности.

/Ср/

Л1.1Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.5
Пресса других англоязычных стран. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.6
Структура газеты. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.7
Структура газеты. Типы газетных статей. Особенности содержания, структуры, стиля.  /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.8
Структура газеты. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.9
Типы газетных статей. Особенности содержания, структуры, стиля.  /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.10
Типы газетных статей. Особенности содержания, структуры, стиля.  /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.11
Заголовок статьи. Роль и способы оформления заголовков. Прогнозирование содержания статьи по его заголовку.   /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.12
Заголовок статьи. Роль и способы оформления заголовков. Прогнозирование содержания статьи по его заголовку.   /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.13
Заголовок статьи. Роль и способы оформления заголовков. Прогнозирование содержания статьи по его заголовку.  Реферирование газетной статьи. The Name Game: Can Anyone Famous Be a Designer? /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
 
Раздел 2. Язык газеты

 
2.1
Язык газеты. Компоненты стиля. Лексические особенности языка прессы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.2
Язык газеты. Компоненты стиля. Лексические особенности языка прессы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.3
Язык газеты. Компоненты стиля. Лексические особенности языка прессы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.4
Язык газеты. Компоненты стиля. Грамматические особенности языка прессы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.5
Язык газеты. Компоненты стиля. Грамматические особенности языка прессы. Реферирование газетной статьи. Global warming: Adapting to a New Reality /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.6
Язык газеты. Компоненты стиля. Грамматические особенности языка прессы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.7
Язык газеты. Компоненты стиля. Синтаксические особенности языка прессы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.8
Язык газеты. Компоненты стиля. Синтаксические особенности языка прессы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.9
Язык газеты. Компоненты стиля. Использование стилистических приёмов и фигур речи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.10
Язык газеты. Компоненты стиля. Синтаксические особенности языка прессы.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.11
Язык газеты. Компоненты стиля. Использование стилистических приёмов и фигур речи.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
 
Раздел 3. Реферирование газетной статьи

 
3.1
Реферирование газетной статьи.  /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.2
Аннотирование газетной статьи. /Лек/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.3
Реферирование газетной статьи. Cross-Cultural Marriage. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.4
Реферирование газетной статьи. Cross-Cultural Marriage. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.5
Реферирование газетной статьи. Managing Globalization: If it's here to Stay, What do We Do Now? /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.6
Реферирование газетной статьи. Managing Globalization: If it's here to Stay, What do We Do Now? /Пр/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.7
Реферирование газетной статьи. The Beauty Premium: Why Good Looks Pay /Пр/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.8
Реферирование газетной статьи. The Beauty Premium: Why Good Looks Pay /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.9
Реферирование газетной статьи. The Name Game: Can Anyone Famous Be a Designer? /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э7 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.10
Реферирование газетной статьи. The Name Game: Can Anyone Famous Be a Designer? /Пр/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.11
Реферирование газетной статьи. Global warming: Adapting to a New Reality /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.12
Реферирование газетной статьи. Global warming: Adapting to a New Reality /Пр/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
3.13
Реферирование газетной статьи. Life After Lotto /Ср/
Л1.1Л3.1

Э2 Э3 Э8

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
3.14
Реферирование газетной статьи. Life After Lotto /Пр/

2
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к зачету

(9 семестр):

1. Обзор Британской и Американской прессы.

2. Типы газет. Их типографические особенности.

3. Структура газеты.

4. Язык газеты. Компоненты стиля. Лексические особенности языка прессы.

5. Язык газеты. Компоненты стиля. Грамматические особенности языка прессы.

6. Язык газеты. Компоненты стиля. Синтаксические особенности языка прессы.

7. Типы газетных статей. Особенности содержания, структуры, стиля.

8. Заголовок статьи. Роль и способы оформления заголовков. Прогнозирование содержания статьи по его заголовку.  

9. Реферирование газетной статьи. Суть реферирования. Схема реферирования.

10.Аннотирование газетной статьи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы творческих работ (статей):

(9 семестр)

1. "Should our children attend mixed or single-sex schools?" (Opinion article).

2. "What do I think of homeschooling?" (Opinion article).

3. "Secret Teacher" (My Testimony article).

4. "Gender Stereotypes" (Feature article).

5. A Review (of a film, book, play etc.)

6. A local news article.

7. "Atlas of Beauty" ((Feature article).

8. A seasonal article (Christmas, New Year, autumn harvest etc.).

9. "Electornic Vs Printed: Your Arguments" (cards, books etc.)(Opinion article).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Детинко, Ю.И.
Композиция английской письменной речи : учебное пособие/ Детинко Ю.И.— Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017.— 140 c.— ISBN 978-5-7638-3657-8. - Текст : электронный // ЭБС «IPRbooks [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84219.html
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Байдикова, Н.Л., Слюсарь, О.В.
Байдикова, Н. Л.  Стилистика английского языка : учебник и практикум для вузов / Н. Л. Байдикова, О. В. Слюсарь. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11799-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495637
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Газета “The Guardian”. – URL: https://www.theguardian.com/uk  
 
Э2
Газета “The Independent”. – URL: https://www.independent.co.uk/  
 
Э3
Газета "The New York Times. – URL: https://www.nytimes.com/

 
Э4
Журнал "The New Yorker". – URL: https://www.newyorker.com/
 
Э5
Газета "The Art Newspaper". – URL: https://www.theartnewspaper.com/ 
 
Э6
Журнал "Apollo"– URL: https://www.apollo-magazine.com/ 
 
Э7
Журнал "Education Today". – URL: https://www.education-today.co.uk/
 
Э8
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э9
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания для обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами их реабилитации (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы.

Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При реферировании газетной статьи рекомендуется придерживаться следующего примерного плана:

An Approximate Scheme of Rendering a Newspaper Article

1. Introductory information (the headline of the article, the author of the article, the source the article is taken from, the date of the publication).

2. The main problem discussed / raised in the article.

3. A summary of the article (no more than 10 -20 sentences).

4. The central idea of the article (the purpose of the article).

5. Point out the facts that seem of particular importance or interest to you.

8. Point out the facts that turned out to be new for you.

10. Name the statements /facts of the article that contradict your former views.

11. State the questions, which remained unanswered in the article and if it is possible add your opinion on them.

12. State whether the author is objective / subjective in presenting the material.

13. The conclusion the author comes to.

14. Express your own point of view on the problem discussed.

15. Comment on the language, the style of the author.

При реферировании газетной статьи рекомендуется использовать следующие речевые клише:

Clichés for Rendering a Newspaper / Magazine Article

The article I am going to render comes from the Moscow News/ Moscow Times/… issue

The title of the article is...

The author(s) of the article is (are) …

The article deals with / is concerned with

o describes / examines / reveals / exposes

o dwells on / focuses on/ touches upon

o explains / addresses / discusses

o presents / covers / outlines / states

o offers / considers / looks into / treats

As the title implies the article describes ...

The article under discussion (consideration) is intended (aims) to describe (explain, examine, survey) …

The author outlines (points out, reviews, analyses, describes)…

The work presents the argumentation in favour of /against ...

The purpose of the article is  the description / explanation / analysis of...

The problems addressed in the article are acute / urgent / vital / burning.

The article deals with the burning problems of life: politics, economics, education, marriage, and so on.

….. is/are noted, examined, discussed in detail, stressed, reported, considered.

It should be noted about…

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
The fact that … is stressed.

A mention should be made about …

It is spoken in detail about…

It is reported that …

The author gives an account of...

The author's attention is focused on ...

The author remains concentrated on these problems throughout the article.

The text gives valuable information on…

The article gives a detailed analysis of…

The author/ the article draws our attention to…

Much attention is given to…

Particular attention is drawn to / is paid to / is focused on...

The basic approach of the author is ....

It is shown that…

In the opinion of the author it is ...

Of special interest is his argument that...

The following conclusions are drawn…

The author comes to the conclusion that...

The author concludes by saying that... /doesn't agree with / opposes the idea of ...

The article is marked with pessimism/optimism.

The main idea of the article is…

The author emphasizes the idea of...

The author underlines that ...

The author underlines the unimportance of / the insignificance of...

It is stressed that…

The author of the article is subjective / objective.

The article is of great help to …

The article is of interest to …

The article is/ I find this article interesting / entertaining / exciting / gripping / amusing / enjoyable / funny / witty / banal / skillfully developed / slow-moving / fast-moving/topical/outdated/boring...