2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Теория и технология образования в предметной области Музыка_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технология образования в предметной области "Музыка"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
197
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
197
197
197
197
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусств., и.о.доцента, Шарипова Р.М.; _________________
 
 
Теория и технология образования в предметной области "Музыка"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать основы музыкального образования через приобщение к музыкальной культуре, воспитать способность оценивать наследие национальной и мировой музыкальной культуры; формировать профессиональные навыки, необходимые для осуществления музыкально-эстетического воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать обучающимся представление о возможностях музыкального искусства в воспитании и развитии обучающегося;
1.4
раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях семьи и начального общего образования;
1.5
определить методы и приёмы, организационные формы музыкального воспитания и обучения школьников в различных видах детской музыкальной деятельности.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Литературное чтение" в начальной школе
2.1.2
Методика обучения предмету "Математика" в начальной школе
2.1.3
Методика обучения предмету "Окружающий мир" в начальной школе
2.1.4
Методика обучения предмету "Русский язык" в начальной школе
2.1.5
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии
2.1.6
Теории и технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.7
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.8
Теория и технологии начального математического образования
2.1.9
Учебная практика (по естествознанию)
2.1.10
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность организации деятельности обучающихся в музыкальной деятельности, как непрерывного, творческого процесса, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных музыкальных способностей;
3.1.2
сущностные признаки психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса;
3.1.3
типовую образовательную программу по организации деятельности обучающихся на уроках музыки;
3.1.4
традиционные  методы и приемы  решения и реализации задач духовно-нравственного воспитания и развития  в учебной и внеучебной музыкальной  деятельности;
3.1.5
культурно-просветительские программы по музыкальному воспитанию младших школьников;
3.1.6
основы контроля и оценки формирования результатов обучающихся в предметной области "Музыка" и коррекции трудностей в обучении.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2.1
осуществлять организацию деятельности обучающихся в музыкальной деятельности с учетом возрастных, психофизических и музыкальных  способностей;
3.2.2
реализовывать отдельные формы и методические приёмы контроля и оценки психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса;
3.2.3
решать задачи духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства;
3.2.4
планировать образовательные результаты, связанные с реализацией  духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной музыкальной  деятельности;
3.2.5
в учебных условиях разрабатывать типовые культурно-просветительские программы для обучающихся, педагогов и родителей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами формулирования задач, методов и приёмов контроля и оценки по осуществлению музыкальной деятельности;
3.3.2
владения отдельными способами психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса;
3.3.3
системой методической работы по реализации образовательной программы по организации деятельности обучающихся на уроках музыки;
3.3.4
традиционными методами и формами организации и проведения уроков музыки.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Основы  теории и  методики музыкального воспитания и  развития

 
1.1
Предмет и задачи курса. Средства музыкальной выразительности. Музыкальность и музыкальные способности. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.2
Функции музыкального искусства и

их реализация в музыкальном образовании.  /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.3
Методологические основы музыкального воспитания младшего школьника /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.4
Характеристика музыкальных способностей. Музыкальный слух /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.5
Связь теории и методики музыкального воспитания и развития обучающихся начальной школы. Музыка как вид искусства. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.6
Роль музыкального искусства в развитии иладших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.7
Целевые установки концепций Д.Б. Кабалевского,

Л.В. Шаминой. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.8
Целевые установки концепций В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева,

А.А. Пиличяускаса. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.9
Обзор методического опыта проведения уроков музыки в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Раздел 2. Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

 
2.1
Основные методы музыкального развития обучающихся начальной школы. Слуховая, тактильная, зрительная наглядность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.2
Характеристика методов и приёмов музыкального образования в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.3
Словесный и практический методы. ИМузыкально-дидактические игры и пособия  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.4
Знания об элементарной нотной грамоте, ее применение для развития у

обучающихся художественно-познавательных, исполнительских способностей и др. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 3. Виды детской музыкальной деятельности

 
3.1
Значение и задачи слушания – восприятия музыки  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
3.2
Значение, задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
3.3
Задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
3.4
Виды музыкальной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 4. Формы детской музыкальной деятельности

 
4.1
Музыкальная образовательная деятельность.  Вариативность музыкальной образовательной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
4.2
Роль и место музыки в жизни младшего школьника. Музыка и развлечения.  Самостоятельная музыкальная деятельность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
4.3
Роль музыки, содержание, организация и подготовка праздников. Самостоятельная музыкальная деятельность.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

11
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
4.4
Формы организации музыкальной деятельности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
4.5
Проблема моделирования художественно-творческого процесса.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития обучающихся младших классов.

2. Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии обучающихся младших классов. Особенности организации и проведения.

3. Характеристика музыкальных способностей.

4. Музыка как развивающая художественная среда и составная часть образовательного процесса НО.

5. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкального развития обучающихся младших классов.

6. Характеристика программ музыкально-эстетического развития детей.

7. Методы и приемы развития у обучающихся младших классов музыкального восприятия.

8. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения, образования и развития.

9. Цели и задачи музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

10. Виды уроков музыки и их характеристика.

11. Музыка как вид искусства и средство воспитания личности.

12. Психолого-педагогическая диагностика музыкального развития обучающихся младших классов.

13. Методика обучения пению с 1-4 классы. Этапы работы над вокальным произведением.

14. Формирование музыкально-сенсорных способностей обучающихся младших классов.

15. Характеристика проблематики современных исследований в области начального музыкального воспитания.

16. Особенности развития детского музыкального творчества. Основные источники и этапы развития.

17. Формирование основ музыкальной культуры у обучающихся младших классов.

18. Характеристика комплексных музыкальных занятий и их влияние на музыкальное и всестороннее художественное развитие обучающихся младших классов.

19. Возрастные этапы и уровни музыкального развития младших школьников.

20. Роль пения в музыкальном и личностном развитии детей. Цель и задачи певческой деятельности. Характеристика вокально-хоровых навыков.

21. Методы и приемы музыкального воспитания обучающихся младших классов.

22. Ритмика как метод музыкального развития обучающихся младших классов. Цель и задачи ритмики. Источники музыкально-ритмических движений. Виды ритмики.

23. 6 семестр

24. Вокальная импровизация как вид музыкально-творческой деятельности младших школьников.

25. Методы и приемы обучения детей игре на музыкальных инструментах.

26. Методы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью обучающихся младших классов.

27. Развитие музыкально-игрового и танцевального творчества у обучающихся младших классов.

28. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию обучающихся младших классов.

29. Функции и обязанности учителя музыки.

30. Функции и обязанности руководителя музыкального кружка в начальной школе.

31. Характеристика условий для музыкального развития обучающихся младших классов в семье.

32. Роль учителя в организации самостоятельной музыкальной деятельности обучающихся младших классов.

33. Значение музыкально-дидактических игр и пособий в развитии основных музыкальных способностей обучающихся младших классов.

34. Методика обучения младших школьников музыкально-ритмическим движениям.

35. Характеристика музыкальных инструментов.

36. Формы организации музыкальной деятельности обучающихся младших классов в семье.

37. Виды развлечений и их место в повседневной жизни обучающихся младших классов.

38. Музыка в повседневной жизни начальной школы. Возможности использования музыки в процессе обучения.

39. Особенности методики обучения вокалу в младших классах.

40. Формирование музыкально-эстетического сознания у обучающихся младших классов.

41. Виды и особенности детской музыкальной деятельности.

42. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности обучающихся младших классов и формы ее организации.

43. Характеристика музыкального репертуара и содержание музыкального воспитания, образования и развития обучающихся младших классов.

44. Значение обучения игре на музыкальных инструментах для музыкального и общего развития. Методика обучения игре на музыкальных инструментах по слуху.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Текущий контроль

Примеры практических заданий

1. Подготовить для аудиторного прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить аннотацией, либо обосновывающей данный выбор, либо информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.).

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

2. Подобрать музыкальные примеры, иллюстрирующие специфические особенности музыкального искусства.

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

3. Раскрыть свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).

Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

4. Дать анализ любого музыкального произведения в контексте культурно-исторической эпохи.

Критерии оценки и самооценки: установление культурных связей; установление исторических связей и параллелей; широкая эрудиция, творчество и оригинальность; удовлетворенность собственным результатом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова Л. В.  
Преподавание музыки в начальной школе: учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова, С. А. Томчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-534-06342-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471861 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цыпин Г. М.  
Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов / Г. М. Цыпин. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13339-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475751 
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Алпатова А. С.  
История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов / А. С. Алпатова; ответственный редактор В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — ISBN 978-5-534-08883-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473344
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/ 
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа».  [Электронный ресурс]. URL:  http://n-shkola.ru/  
 
Э3
Российское образование. Федеральный образовательный портал.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php     
 
Э4
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа.  [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223    
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.