2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии музыкального воспитания детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии музыкального воспитания детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искуссв., и.о.доцента, Шарипова Р.М.; _________________
 
 
Теория и технологии музыкального воспитания детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: повысить уровень профессиональных знаний, необходимых для осуществления музыкального воспитания и образования детей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить обучающихся необходимой подготовкой для успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, для дальнейшей работы по углублению и расширению представлений о роли и месте музыки в изучении окружающего мира;
1.4
формировать готовность к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по музыке в дошкольных и образовалтельных учреждениях;
1.5
развить умения самостоятельной работы с учебной литературой по музыке, необходимые как для обучения, так и в дальнейшей деятельности по самообразованию в области музыки;
1.6
накопить опыт и уметь примененять его в решении конкретных педагогических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
1.7
формировать и развить у обучающихся профессиональных компетенций, умений и навыков, личностных качеств, необходимых в работе воспитателя и учителя.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Географическое образование младших школьников
2.1.2
Историческое образование младших школьников
2.1.3
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.4
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.7
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.8
Технологии начального литературного образования
2.1.9
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.10
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.11
Психолого-педагогический практикум
2.1.12
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.13
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.14
Теория начального литературного образования
2.1.15
Технологии начального математического образования
2.1.16
Технологии начального языкового образования
2.1.17
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.18
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.19
История педагогики и образования
2.1.20
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.22
Социальная психология
2.1.23
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.24
Теория начального математического образования
2.1.25
Теория начального языкового образования
2.1.26
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.27
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.28
Дошкольная педагогика
2.1.29
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.30
Теория обучения
2.1.31
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.32
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.33
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.34
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.35
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.36
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.37
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.38
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.39
Географическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.2
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.3
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.4
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.6
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.10
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.11
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Типовую образовательную программу по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке; программу образовательного учреждения и учителя музыки
 
Особенности типовой образовательной программы по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке, соответствие требованиям стандарту образования, способы реализации типовой образовательной программы;  вариативные программы
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Принципы и критерии отбора вариативных  программ по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке в соответствии с требованиями ФГОС и специфики образовательного учреждения; способы внесения изменений в программы с учётом музыкальных способностей учащихся конкретного возраста 
 
 
Уметь:
 
Реализовывать типовую образовательную программу по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке, в соответствии с требованиями образовательного стандарта
 
Реализовать вариативную образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; вносить изменения в рабочую программу и календарно-тематические планы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей музыкального развития.
 
Проектировать образовательную программу по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке, в соответствии с требованиями образовательных стандартов и специфики образовательного учреждения;  подбирать образовательные технологии, предвидеть предполагаемый результат.   
 
 
Владеть:
 
Ссистемой методической работы по реализации типовой образовательной программы по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке
 
Методами и приёмами реализации  типовой и вариативной программы по организации деятельности школьников на занятиях по музыке в соответствии с целями и задачами; навыками дифференциации методов и приёмов в соответствии со спецификой образовательного учреждения и уровня музыкального развития.
 
Современными педагогическими технологиями реализации программ по организации деятельности младших школьников на занятиях по музыке, учитывая специфику музыкального искусства, возрастные и индивидуальные особенности развития музыкальности школьников; методами использования интерактивных средств в обучении.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность организации деятельности дошкольников в музыкальной деятельности, как непрерывного, творческого процесса, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных музыкальных способностей; сущностные признаки психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса; типовую образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; задачи духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников на основе типовой программы; традиционные  методы и приемы  решения и реализации задач духовно – нравственного воспитания и развития  в учебной и внеучебной музыкальной  деятельности; культурно-просветительские программы по музыкальному воспитанию дошкольников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять организацию деятельности дошкольников в музыкальной деятельности с учетом возрастных, психофизических и музыкальных   способностей; реализовывать отдельные формы и методические приёмы психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса; решать задачи духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства; планировать образовательные результаты, связанные с реализацией  духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях и внеучебной музыкальной  деятельности; в учебных условиях разрабатывать типовые культурно-просветительские программы для дошкольников, педагогов и родителей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами формулирования задач, методов и приёмов по осуществлению совместно с музыкальным руководителем и воспитателем дошкольников в музыкальной  деятельности; владения отдельными способами психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса. системой методической работы по реализации образовательной программы по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; традиционными методами и формами организации и проведения праздников и вечеров досуга; описывать и демонстрировать базовые технологии внедрения культурно-просветительской программы для дошкольников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Основы  теории и  методики музыкального воспитания и  развития

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.1
Предмет и задачи курса. Связь теории и методики музыкального воспитания детей с другими науками. Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности Музыкальность и музыкальные способности детей. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
1.2
Функции музыкального искусства и

их реализация в музыкальном образовании:

коммуникативная функция, функция отражения

действительности, этическая и эстетическая,

каноническая и эврестическая, познавательно-

просветительская, общественно-преобразующая и

личностно-преобразующая.Роль музыкального искусства в развитии

детей. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
1.3
Характеристика музыкальных способностей. Музыкальный слух /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
1.4
Методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
1.5
Целевые установки концепций Д.Б. Кабалевского,

Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева,

А.А. Пиличяускаса. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
 
Раздел 2. Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

 
2.1
Характеристика методов и приёмов музыкального воспитания  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
2.2
Основные методы музыкального воспитания дошкольников. Слуховая, тактильная, зрительная наглядность. Значение, задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
2.3
Словесный и практический методы. Использование методов в разных возрастных группах. Музыкально – дидактические игры и пособия  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
2.4
Знания об элементарной

нотной грамоте, ее применение для развития у

детей художественно-познавательных,

исполнительских способностей и др. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
 
Раздел 3. Виды детской музыкальной деятельности

 
3.1
Значение и задачи слушания – восприятия музыки  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2
Задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
3.3
Виды детской музыкальной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
 
Раздел 4. Формы детской музыкальной деятельности

 
4.1
Музыкальная образовательная деятельность.  Вариативность музыкальной образовательной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.2
Роль и место музыки в быту детского сада. Музыка и развлечения. Музыка и праздник в детском саду. Самостоятельная музыкальная деятельность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.3
Виды музыкальных занятий. Организация и проведение музыкальных занятий с детьми разного возраста  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.4
Роль музыки, содержание, организация и подготовка праздников. Самостоятельная музыкальная деятельность.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.5
Формы организации музыкальной деятельности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.6
Импровизация и сочинение музыки.Речитация как средство постановки певческого голоса.

Проблема моделирования художественно-

творческого процесса, в ходе которого дети становятся композиторами - творцами.

становятся композиторами. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
4.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ПК-1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1. Музыка как вид искусства. Задачи музыкально-эстетического воспитания и развития детей.

2. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.

3. Характеристика системы музыкального воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.

4. Методы исследования проблем музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

5. Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Структура музыкальности в исследованиях Б.Теплова, Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой.

6. Диагностика и развитие музыкальных способностей дошкольников.

7. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.

8. Характеристика и классификация методов и приёмов музыкального воспитания.

9. Музыкально-дидактические игры и пособия, их характеристика (на примере 2 – 3 игр.)

10. Основные навыки музыкальной деятельной деятельности дошкольников.

11. Виды музыкальной деятельности детей.

12. Понятие «восприятие музыки». Характеристика музыкального восприятия.

13. Методы развития музыкального восприятия.

14. Пение как вид детской музыкальной деятельности.

15. Характеристика вокально-хоровых навыков и приемы работы над ними с детьми дошкольного возраста.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
16. Значение музыкально-ритмического воспитания. Виды ритмических движений.

17. Характеристика методов и приёмов ритмического воспитания. Этапы обучения ритмике.

18. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности.

19. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей.

20. Создание условий для развития детского музыкального творчества.

21. Характеристика форм организации музыкальной деятельности детей в детском саду.

22. Музыкальное занятие как основная форма обучения в детском саду.

23. Принципы построения музыкальных занятий в детском саду.

24. Общая характеристика видов музыкальных занятий.

25. Роль и место музыки в быту детского сада.

26. Основные принципы построения программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.

27. Проблема развития музыкального творчества в работе Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребёнка».

28. Новые авторские, экспериментальные программы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

29. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду.

30. Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике в детском саду.

31. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи.

32. Функции и обязанности заведующей, старшего воспитателя и воспитателя детского сада по музыкальному воспитанию в детском саду.

33. Функции музыкального руководителя по музыкально-эстетическому воспитанию в детском саду.

34. Методы обучения игре на детских музыкальных инструментах.

35. Формы планирования и учёта работы по музыкально-эстетическому воспитанию в детском саду.

36. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

37. Программная и не программная музыка, выразительность и изобразительность музыки.

38. Специфические черты народного музыкального творчества. Детский музыкальный фольклор.

39. Влияние музыки и музыкального искусства на развитие личности ребенка.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примеры практических заданий

1. Подготовить для аудиторного прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить аннотацией, либо обосновывающей данный выбор, либо информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.).

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

2. Подобрать музыкальные примеры, иллюстрирующие специфические особенности музыкального искусства.

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

3. Раскрыть свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).

Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

4. Дать анализ любого музыкального произведения в контексте культурно-исторической эпохи.

Критерии оценки и самооценки: установление культурных связей; установление исторических связей и параллелей; широкая эрудиция, творчество и оригинальность; удовлетворенность собственным результатом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова Л. В.  
Преподавание музыки в начальной школе: учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова, С. А. Томчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — ISBN 978-5-534-06342-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471861 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Цыпин Г. М.  
Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов / Г. М. Цыпин. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13339-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475751 
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Алпатова А. С.  
История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов / А. С. Алпатова; ответственный редактор В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — ISBN 978-5-534-08883-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473344
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российское образование. Федеральный образовательный портал.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php     
 
Э2
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа.  [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223    
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/   
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.