2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Мустафина С.Ф. _________________
 
 
Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся готовности к организации внеурочной деятельности младших школьников по математике и информатике в начальной школе
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
содействовать формированию системы базовых теоретических знаний внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе;
1.4
содействовать формированию умений работать с компонентами математического содержания: понятиями, утверждениями, алгоритмами и правилами, задачами, преобразованиями.
1.5
содействовать формированию умений работать с компонентами информатики в начальной школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.2
Формирование метапредметных компетенций у младших школьников
2.1.3
Экономика
2.1.4
Организация внеучебной деятельности
2.1.5
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.6
Методическая компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методика обучения родному языку
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметных областей в начальном общем образовании
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации в предметных областях начального общего образования  в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии организации внеурочных занятий по математике и информатике у младших школьников, особенности использования современных методов, технологий организации внеурочных занятий;
3.1.2
задачи развития мышления младших школьников входе подготовки и проведении внеурочных занятий по математике и информатике на основе основной образовательной программы;
3.1.3
традиционные методы и приемы решения и реализации задач развития мышления в ходе внеурочных занятий по математике и информатике.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные методы и технологии обучения на внеурочных занятиях по математике и информатике у младших школьников;
3.2.2
подбирать и анализировать методические рекомендации по использованию современных методов и технологий организации внеурочных занятий по математике и информатике;
3.2.3
решать задачи развития мышления средствами математики, планировать образовательные результаты, связанные с реализацией развивающего курса младших школьников на внеурочных занятиях по математике и информатике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами использования современных методов по организации и проведению внеурочных занятий по математике и информатике;
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.3.2
способами развития мышления учащихся в ходе внеурочных занятий по математике и информатике;
3.3.3
навыками применения методов и форм организации и проведения внеурочных занятий по математике и информатике;
3.3.4
навыками отбора и реализации наиболее рациональных элементов технологии, способствующей развитию мышления младших школьников средствами математики и информатики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические  основы внеклассной работы по математике

 
1.1
Роль и место внеурочной деятельности по математике и ннформатике  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.2
Содержание внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной шокле /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.3
Значение внеклассных форм обучения и их развитие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.4
Методика внекласной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.5
Внеклассная работа по математике и информатике в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.6
Формирование и развитие интереса к математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.7
Формирование и развитие интереса к математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Внеклассная работа по математике как средство развития активности младших школьников

 
2.1
Особенности проведения внеклассных занятий по математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.2
Особенности проведения внеклассных занятий по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.3
Особенности проведения внеклассных занятий по информатике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.4
Методы и приёмы развития активности обучающихся начальной школы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.5
Методы и приёмы развития активности обучающихся начальной школы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.6
Виды и методика проведения внеурочной деятельности по математике и информатике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

38
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Методические задания к зачету

1) Составить конспект внеклассного занятия в с постановкой проблемной ситуации и с применением подводящего диалога при разрешении этой ситуации на темы :

–Нумерация чисел в пределах 10;

 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
–Сложение и вычитание двузначных чисел;

–Письменное умножение и деление.

2) Разработать содержание математического КВН для 4класса.

3) Описать логику обдумывания внеклассного занятия по математике , используя систему вопросов, определяющих общий способ деятельности учителя при подготовке к проведению этого занятия.

4.Составить портфолио игровых форм проведения внеклассных занятий по математике в начальной школе.

2. Зарождение инновационных процессов в начальном математическом образовании в массовом движении учителей – новаторов.

3. Использование и внедрение новшеств в начальном математическом образовании.

4. Новизна в начальном математическом образовании, ее разновидности.

5. Структура инновационной деятельности в начальном обучении математике.

6. Приёмы введения новшеств в начальном обучении математике.

7. Экспериментальная работа как составная часть инновационной деятельности в начальном математическом образовании.

8. Приоритетные направления инновационной деятельности в начальном математическом образовании.

9. Проблемный подход  в преподавании математики в начальной школе.

10. Инновации в целях и принципах начального обучения математике

11. Инновации в содержании образования в начальной школе.

12. Инновации в средствах начального обучения математике и методике их

применения .

13. Инновации в методах начального обучения математике.

14. Инновации в организации процесса начального обучения математике.

 
5.2. Темы письменных работ
Тематика рефератов

Вопросы для обсуждения

1) Какие образовательные, воспитательные, развивающие и практические задачи в соответствии с программой необходимо решить в процессе проведения внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

2) В чём заключается  суть современной технологии проведения внеклассной работы с младшими школьниками?

3) В чём заключаются особенности проведения внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

4) Дайте сравнительную характеристику урочных и внеурочных занятий по математике в начальной школе?

5) В чём заключаются особенности проблемного обучения?

6) Роль и место внеклассной работы с младшими школьниками по математике?

7) Основы методики внеклассной работы по математике в начальной школе?

8) Формы внеклассной работы по математике,  ее организации и проведении.

9) Цели проведения  внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

10) Виды внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

11) Краткий исторический обзор развития математического образования младших школьников в России

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Волкова, Л.В.
Основы организации внеурочной деятельности младших школьников : учебно-методическое пособие / Л. В. Волкова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 103 c. — ISBN 978-5-85218-986-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86375.html

Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет , 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Муштавинская, И. В., Кузнецова, Т.С.
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: КАРО, 2016
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Турик, Л. А. 
Турик, Л. А.  Педагогические технологии: дебаты : учебное пособие для вузов / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10826-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494750
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru 
 
Э2
МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады https://metaschool.ru
 
Э3
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» http://mathkang.ru/
 
Э4
Инфоурок https://infourok.ru/kvn-veselaya-matematika-klass-700348.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы:

- чтение обязательной и дополнительной литературы;

- поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет-сети;

- подготовка сообщений на практических и лекционных занятиях;

- подготовка электронных презентаций;

- методические разработки уроков;

- методический анализ разных типов уроков.

Методические указания к практическим занятиям

Они составляют значительную часть всего объёма аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Выполняемые на них задания можно подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории.

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

Основной формой упражнений является анализ методического материала. Они стимулируют аналитическое мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят обучающихся к их будущей практической деятельности.

По ряду практических занятий практикуется выдача домашних заданий на срок 1-2 недели с последующим представлением их преподавателю для проверки. Каждый студент должен так спланировать свою самостоятельную работу, чтобы уложиться в указанный срок. При этом никогда не следует затягивать выполнение этих заданий до последней недели, нужно находить время для постепенного их выполнения в течение всего отведенного на эту работу срока.

Записи на практических занятиях нужно выполнять очень аккуратно, в отдельной тетради. Попытка сэкономить время за счет неаккуратных сокращений приводит, как правило, к обратному результату.

7.6 Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов по курсу предполагает:

1. Изучение учебной литературы, методических материалов и письменные краткие ответы на вопросы семинарских, практических занятий – по существу вопроса, с цитатами, выписками из работ методистов и учителей-практиков.

2. Реферирование научно-исследовательских статей и фрагментов монографий.

Реферирование предполагает:

Конспект может быть кратким или подробным.

Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

Особенности конспектирования и требования к конспекту

1) Основа конспекта – тезис;

2) Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования;

3) Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение;

4) Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);

5) Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;

6) Не увлекайтесь пересказом;

7) Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;

8) Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.

Подготовка к практическим занятиям.

Практические занятия ориентированы на работу с методической литературой, знакомство с основными понятиями методики Окружающего мира, приобретение навыков для самостоятельной разработки конспектов уроков по разным разделам.

К практическому занятию студент должен законспектировать рекомендованные источники. Кроме того, следует изучить тему по конспекту лекций и учебнику или учебным пособиям из списка литературы.

Подготовка к контрольной работе. Подготовка к контрольной работе предполагает изучение материалов лекций, конспектов рекомендованных источников, подготовленных студентами к практическим занятиям, учебной литературы. Контрольная работа проводится на бумажных носителях. Контрольная работа составлена по изучаемым разделам, включает задания разной степени сложности. Результаты работы оцениваются в баллах.

Выполнение аттестационных работ на основе решения методических задач.

Под методической задачей мы понимаем задание, используемое в методической подготовке на уровне осмысления