2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Организация музыкально-развивающих игр в ДОО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусств., доцент, Шарипова Р.М. _________________
 
 
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование личности обучающегося через приобщение к музыкальной культуре, воспитание способности ценить, творчески усваивать, ценности национальной и мировой музыкальной культуры; формирование профессиональных навыков, необходимых для осуществления музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представления о возможностях музыкального искусства в воспитании ребёнка от рождения до поступления в школу;
1.4
раскрытие закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
1.5
определение методов и приёмов, организационных форм музыкального воспитания и обучения детей в различных видах детской музыкальной деятельности;
1.6
умение охарактеризовать функции педагогического коллектива детского сада по организации музыкального воспитания дошкольников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в вариативную часть профессионального цикла учебного плана согласно ФГОС ВО по направлению 44.03.05  Педагогическое образование ( с двумя профилями подготовки). Дисциплина относится к обязательным предметам вариативной части профессионального цикла. Изучается в седьмом семестре.Входные знания формируются в период  изучения дисциплин: Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.1.2
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.1.3
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.4
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.5
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.6
Театрализованная деятельность в ДОО.
2.1.7
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.8
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.9
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.10
Технологии начального литературного  образования
2.1.11
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.12
Методика обучения татарскому языку
2.1.13
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.14
Летняя педагогическая практика
2.1.15
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.16
Теория и технологии математического развития детей
2.1.17
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.18
Теория начального литературного образования
2.1.19
Технологии начального математического образования
2.1.20
Технологии начального языкового образования
2.1.21
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.22
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.23
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.24
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.25
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.26
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.27
Педагогика раннего возраста
2.1.28
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.29
Теория и технологии физического развития детей
2.1.30
Теория начального математического образования
2.1.31
Теория начального языкового образования
2.1.32
Элементы геометрии в начальном курсе математики
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.1.33
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.34
Организация дошкольного образования
2.1.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.36
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.37
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.38
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.39
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.40
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.4
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
типовую образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; программу образовательного учреждения
 
особенности типовой образовательной программы по организации деятельности дошкольников, соответствие требованиям стандарту образования, способы реализации типовой образовательной программы;  вариативные программы
 
принципы и критерии отбора вариативных  программ по музыукальному воспитанию дошкольников на занятиях по музыке в соответствии с требованиями ФГОС и специфики образовательного учреждения; способы внесения изменений в программы с учётом музыкальных способностей учащихся конкретного возраста 
 
 
Уметь:
 
реализовывать типовую образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке, в соответствии с требованиями образовательного стандарта
 
реализовать вариативную образовательную программу по музыкальному воспитанию дошкольников на занятиях по музыке; вносить изменения в рабочую программу и календарно-тематические планы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей музыкального развития
 
проектировать образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке, в соответствии с требованиями образовательных стандартов и специфики образовательного учреждения;  подбирать образовательные технологии, предвидеть предполагаемый результат   
 
 
Владеть:
 
системой методической работы по реализации типовой образовательной программы по музыкальному воспитанию дошкольников на занятиях по музыке
 
методами и приёмами реализации  типовой и вариативной программы по музыкальному воспитанию в соответствии с целями и задачами; навыками дифференциации методов и приёмов в соответствии со спецификой образовательного учреждения и уровня музыкального развития детей 
 
современными педагогическими технологиями реализации программ по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке, учитывая специфику музыкального искусства, возрастные и индивидуальные особенности развития музыкальности школьников; методами использования интерактивных средств в обучении.
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
Современные формы сотрудничества детей. 
 
Иметь представление о способах организации сотрудничества обучающихся, поддерживающих активность и инициативность,самостоятельность. 
 
Особенности организации сотрудничества обучающихся, формы работы для поддерживания активности, инициативности, самостоятельности обучающихся, способствующие развитию ихмузыкальных творческих способностей. 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Уметь:
 
Уметь организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. 
 
Составлять сценарии, конспекты совместных мероприятий. способствующих развитию их творческих способностей. 
 
Уметь использовать современные методы и технологии сотрудничества обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. 
 
 
Владеть:
 
Способами использования современных методов организации сотрудничества обучающихся. 
 
Навыками по составлению различных форм организации сотрудничества обучающихся, с учетом их интересов, склонностей, способностей. 
 
Владеть способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность организации деятельности дошкольников в музыкальной деятельности, как непрерывного, творческого процесса, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных музыкальных способностей; сущностные признаки психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса; типовую образовательную программу по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; задачи духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников на основе типовой программы; традиционные  методы и приемы  решения и реализации задач духовно – нравственного воспитания и развития  в учебной и внеучебной музыкальной  деятельности; культурно-просветительские программы по музыкальному воспитанию дошкольников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять организацию деятельности дошкольников в музыкальной деятельности с учетом возрастных, психофизических и музыкальных   способностей; реализовывать отдельные формы и методические приёмы психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса; решать задачи духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства; планировать образовательные результаты, связанные с реализацией  духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях и внеучебной музыкальной  деятельности; в учебных условиях разрабатывать типовые культурно-просветительские программы для дошкольников, педагогов и родителей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами формулирования задач, методов и приёмов по осуществлению совместно с музыкальным руководителем и воспитателем дошкольников в музыкальной  деятельности; владения отдельными способами психолого-педагогического сопровождения музыкального учебно-воспитательного процесса. системой методической работы по реализации образовательной программы по организации деятельности дошкольников на занятиях по музыке; традиционными методами и формами организации и проведения праздников и вечеров досуга; описывать и демонстрировать базовые технологии внедрения культурно-просветительской программы для дошкольников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Основы  теории и  методики музыкального воспитания и  развития

 
1.1
Предмет и задачи курса. Связь теории и методики музыкального воспитания детей с другими науками. Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности Музыкальность и музыкальные способности детей. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.2
Функции музыкального искусства и

их реализация в музыкальном образовании:

коммуникативная функция, функция отражения

действительности, этическая и эстетическая,

каноническая и эврестическая, познавательно-

просветительская, общественно-преобразующая и

личностно-преобразующая.Роль музыкального искусства в развитии

детей. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
1.3
Методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
1.4
Характеристика музыкальных способностей. Музыкальный слух /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
1.5
Целевые установки концепций Д.Б. Кабалевского,

Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева,

А.А. Пиличяускаса. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

7
ПК-1 ПК-7
9
0
 
 
Раздел 2. Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

 
2.1
Основные методы музыкального воспитания дошкольников. Слуховая, тактильная, зрительная наглядность /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-7
9
0
 
2.2
Характеристика методов и приёмов музыкального воспитания  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
2.3
Словесный и практический методы. Использование методов в разных возрастных группах. Музыкально – дидактические игры и пособия  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
2.4
Знания об элементарной

нотной грамоте, ее применение для развития у

детей художественно-познавательных,

исполнительских способностей и др. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

7
ПК-1 ПК-7
9
0
 
 
Раздел 3. Виды детской музыкальной деятельности

 
3.1
Значение и задачи слушания – восприятия музыки  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Значение, задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
3.3
Слушание – восприятие музыки -основной вид детской музыкальной деятельности  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
3.4
Задачи и виды музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

6
ПК-1 ПК-7
9
0
 
3.5
Виды детской музыкальной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

7
ПК-1 ПК-7
9
0
 
 
Раздел 4. Формы детской музыкальной деятельности

 
4.1
Музыкальная образовательная деятельность.  Вариативность музыкальной образовательной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
4.2
Роль и место музыки в быту детского сада. Музыка и развлечения. Музыка и праздник в детском саду. Самостоятельная музыкальная деятельность /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
4.3
Виды музыкальных занятий. Организация и проведение музыкальных занятий с детьми разного возраста  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-7
9
0
 
4.4
Роль музыки, содержание, организация и подготовка праздников. Самостоятельная музыкальная деятельность.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-7
9
0
 
4.5
Формы организации музыкальной деятельности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

9
ПК-1 ПК-7
9
0
 
4.6
Импровизация и сочинение музыки.Речитация как средство постановки певческого голоса.

Проблема моделирования художественно-

творческого процесса, в ходе которого дети становятся композиторами - творцами.

становятся композиторами. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-7
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Перечень вопросов

1. Музыка как вид искусства. Задачи музыкально – эстетического воспитания и развития детей.

2. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.

3. Характеристика системы музыкального воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.

4. Методы исследования проблем музыкально – эстетического воспитания дошкольников.

5.  Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Структура музыкальности в исследованиях Б.Теплова, Н.А.Ветлугиной,  К.В.Тарасовой.

6. Диагностика  и развитие музыкальных способностей дошкольников.

7. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.

8. Характеристика и классификация методов и приёмов музыкального воспитания.

9. Музыкально – дидактические игры и пособия, их характеристика (на примере 2 – 3 игр.)

10. Основные навыки музыкальной деятельной деятельности дошкольников.

11. Виды музыкальной деятельности детей.

12. Понятие «восприятие музыки». Характеристика музыкального восприятия.

13. Методы развития музыкального восприятия.

14. Пение как вид детской музыкальной деятельности.

15. Характеристика вокально-хоровых навыков и приемы работы над ними с детьми дошкольного возраста.

16. Значение музыкально – ритмического воспитания. Виды ритмических движений.

17. Характеристика методов и приёмов ритмического воспитания. Этапы обучения ритмике.

18. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности.

19. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. 20. Создание условий для развития детского музыкального творчества. 21. Характеристика форм организации музыкальной деятельности детей в детском саду.

22. Музыкальное занятие как основная форма обучения в детском саду.

23. Принципы построения музыкальных занятий в детском саду.

24. Общая характеристика видов музыкальных занятий.

25. Роль и место музыки в быту детского сада.

26. Основные принципы построения программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.

27. Проблема развития музыкального творчества в работе Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребёнка».

28. Новые авторские, экспериментальные программы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

29. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду.

30. Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике в детском саду.

31. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи.

32. Функции и обязанности заведующей, старшего воспитателя и воспитателя детского сада по музыкальному воспитанию в детском саду. 33. Функции музыкального руководителя по музыкально – эстетическому воспитанию в детском саду.

34. Методы обучения игре на детских музыкальных инструментах.

35. Формы планирования и учёта работы по музыкально – эстетическому воспитанию в детском саду.

36. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

37. Программная и не программная музыка, выразительность и изобразительность музыки.

38. Специфические черты народного музыкального творчества. Детский музыкальный фольклор.

39. Влияние музыки и музыкального искусства на развитие личности ребёнка.

40. Наследие русской и зарубежной музыки для детей дошкольного возраста (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт, Р. Шуман, Ф. Шуберт и др.)

41. Детская  музыкальная  литература. Творчество для детей русских композиторов (П.Чайковского, А.Лядова, В.Калинникова, А.Гречанинова, др.). Используемые в музыке для детей жанры.

42. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп и др.).

43. Ладовое чувство и особенности его развития у детей дошкольного возраста.

44. Чувство ритма и особенности его развития у дошкольников.

45. Народная музыка, её характерные черты и роль в музыкальном развитии дошкольников.

46. Творчество современных композиторов - детям. Принципы, критерии отбора музыкального репертуара для различных возрастных групп 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Подготовить презентацию к одному из вопросов к экзамену.

Примерные задания:

1. Подготовить и прочитать доклад и презентацию об одном из жанров музыкального искусства (по выбору студентов).

2. Презентовать сравнительную таблицу взглядов разных ученых, объясняющих самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития детей в свете современных требований ФГОС.

3. Подготовить для прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить презентацией, информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.). Продемонстрировать умение прогнозировать возможность музыки на развитие музыкальности детей.

4. На конкретном примере показать своеобразие музыкально-исполнительской деятельности (пение, музыкальные игры сюжетные и несюжетные, хороводы) и принципы подбора методов руководства ею.

5. Подберите музыкальный репертуар для учащихся младших классов. Определите задачи развития ребенка, отразите все аспекты развития личности ребенка под влиянием музыкального восприятия произведения. В репертуаре должно быть не менее 5 музыкальных произведений на каждый аспект развития (результаты оформите в таблице)

6. Разработайте тематический план развлечений (на учебный год) на выбор для конкретного возраста.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7. Разработайте сценарий праздника на одну из тем, выбор для конкретного возраста.

8. Проведите анализ сценария праздника по предложенному плану.

9. Составьте схему взаимосвязи музыкальных способностей и музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Докажите целесообразность этой схемы в деятельности педагогов в конкретных педагогических ситуациях. Покажите освоение методики вокально-хоровой работы на основе просмотра видеозаписей фрагментов уроков музыки по пению, их анализа-разбора, в процессе изучения планов фрагментов уроков музыки по пению.

Критерии оценки и самооценки: очевидность взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений в схеме; полнота и проработанность схемы; доступность и простота понимания разработанной схемы другими (не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данной схемы в работе учителя; удовлетворенность собственным результатом.

10. Определите задачи работы педагога по развитию исполнительской деятельности учащихся (на месяц).

Критерии оценки и самооценки: грамотная постановка задач; их взаимодополняемость; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность собственным результатом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Цыпин Г. М.  
Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов / Г. М. Цыпин. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13339-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475751 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алпатова А. С.  
История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре: учебник для вузов / А. С. Алпатова; ответственный редактор В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — ISBN 978-5-534-08883-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473344
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под редакцией Е. А. Медведевой
Теория и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / Е. А. Медведева [и др.]; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 217 с. — ISBN 978-5-534-11911-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476459
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/ 
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ».  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/   
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа».  [Электронный ресурс]. URL:  http://n-shkola.ru/  
 
Э4
Российское образование. Федеральный образовательный портал.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php     
 
Э5
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа.  [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223    
 
Э6
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/   
 
Э7
Учебно-методический комплекс.  [Электронный ресурс]. URL: http://school-russia.prosv.ru/     
 
Э8
Система учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)».  [Электронный ресурс].  URL: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/ritm/  
 
Э9
Образовательная система Л.В. Занкова.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.zankov.ru/
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э10
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.vita-press.ru/40.html
 
Э11
Образовательная система «Школа 2100».  [Электронный ресурс].  URL: http://school2100.com/
 
Э12
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа».  [Электронный ресурс].  URL:http://www.akademkniga.ru 
 
Э13
Система учебников «Начальная школа XXI века».  [Электронный ресурс].  URL:  http://www.vgf.ru/tabid/113/Default.aspx
 
Э14
УМК «Планета знаний».  [Электронный ресурс].  URL:  http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
 
Э15
Образовательная система «Гармония».  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.umk-garmoniya.ru/ 
 
Э16
Система УМК «начальная инновационная школа».  [Электронный ресурс].  URL:  http://www.russkoe-slovo.ru  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.