(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
их реализация в музыкальном образовании:
коммуникативная функция, функция отражения
действительности, этическая и эстетическая,
каноническая и эврестическая, познавательно-
просветительская, общественно-преобразующая и
личностно-преобразующая.Роль музыкального искусства в развитии
детей. /Пр/
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева,
А.А. Пиличяускаса. /Ср/
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
нотной грамоте, ее применение для развития у
детей художественно-познавательных,
исполнительских способностей и др. /Ср/
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
/Лек/
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
Проблема моделирования художественно-
творческого процесса, в ходе которого дети становятся композиторами - творцами.
становятся композиторами. /Пр/
Э2 Э4 Э5 Э8 Э9 Э10 Э12 Э13 Э15 Э16
1. Музыка как вид искусства. Задачи музыкально – эстетического воспитания и развития детей.
2. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
3. Характеристика системы музыкального воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
4. Методы исследования проблем музыкально – эстетического воспитания дошкольников.
5. Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Структура музыкальности в исследованиях Б.Теплова, Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой.
6. Диагностика и развитие музыкальных способностей дошкольников.
7. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.
8. Характеристика и классификация методов и приёмов музыкального воспитания.
9. Музыкально – дидактические игры и пособия, их характеристика (на примере 2 – 3 игр.)
10. Основные навыки музыкальной деятельной деятельности дошкольников.
11. Виды музыкальной деятельности детей.
12. Понятие «восприятие музыки». Характеристика музыкального восприятия.
13. Методы развития музыкального восприятия.
14. Пение как вид детской музыкальной деятельности.
15. Характеристика вокально-хоровых навыков и приемы работы над ними с детьми дошкольного возраста.
16. Значение музыкально – ритмического воспитания. Виды ритмических движений.
17. Характеристика методов и приёмов ритмического воспитания. Этапы обучения ритмике.
18. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности.
19. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. 20. Создание условий для развития детского музыкального творчества. 21. Характеристика форм организации музыкальной деятельности детей в детском саду.
22. Музыкальное занятие как основная форма обучения в детском саду.
23. Принципы построения музыкальных занятий в детском саду.
24. Общая характеристика видов музыкальных занятий.
25. Роль и место музыки в быту детского сада.
26. Основные принципы построения программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.
27. Проблема развития музыкального творчества в работе Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребёнка».
28. Новые авторские, экспериментальные программы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
29. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду.
30. Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике в детском саду.
31. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи.
32. Функции и обязанности заведующей, старшего воспитателя и воспитателя детского сада по музыкальному воспитанию в детском саду. 33. Функции музыкального руководителя по музыкально – эстетическому воспитанию в детском саду.
34. Методы обучения игре на детских музыкальных инструментах.
35. Формы планирования и учёта работы по музыкально – эстетическому воспитанию в детском саду.
36. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.
37. Программная и не программная музыка, выразительность и изобразительность музыки.
38. Специфические черты народного музыкального творчества. Детский музыкальный фольклор.
39. Влияние музыки и музыкального искусства на развитие личности ребёнка.
40. Наследие русской и зарубежной музыки для детей дошкольного возраста (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт, Р. Шуман, Ф. Шуберт и др.)
41. Детская музыкальная литература. Творчество для детей русских композиторов (П.Чайковского, А.Лядова, В.Калинникова, А.Гречанинова, др.). Используемые в музыке для детей жанры.
42. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп и др.).
43. Ладовое чувство и особенности его развития у детей дошкольного возраста.
44. Чувство ритма и особенности его развития у дошкольников.
45. Народная музыка, её характерные черты и роль в музыкальном развитии дошкольников.
46. Творчество современных композиторов - детям. Принципы, критерии отбора музыкального репертуара для различных возрастных групп
Подготовить презентацию к одному из вопросов к экзамену.
Примерные задания:
1. Подготовить и прочитать доклад и презентацию об одном из жанров музыкального искусства (по выбору студентов).
2. Презентовать сравнительную таблицу взглядов разных ученых, объясняющих самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития детей в свете современных требований ФГОС.
3. Подготовить для прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить презентацией, информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.). Продемонстрировать умение прогнозировать возможность музыки на развитие музыкальности детей.
4. На конкретном примере показать своеобразие музыкально-исполнительской деятельности (пение, музыкальные игры сюжетные и несюжетные, хороводы) и принципы подбора методов руководства ею.
5. Подберите музыкальный репертуар для учащихся младших классов. Определите задачи развития ребенка, отразите все аспекты развития личности ребенка под влиянием музыкального восприятия произведения. В репертуаре должно быть не менее 5 музыкальных произведений на каждый аспект развития (результаты оформите в таблице)
6. Разработайте тематический план развлечений (на учебный год) на выбор для конкретного возраста.
8. Проведите анализ сценария праздника по предложенному плану.
9. Составьте схему взаимосвязи музыкальных способностей и музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Докажите целесообразность этой схемы в деятельности педагогов в конкретных педагогических ситуациях. Покажите освоение методики вокально-хоровой работы на основе просмотра видеозаписей фрагментов уроков музыки по пению, их анализа-разбора, в процессе изучения планов фрагментов уроков музыки по пению.
Критерии оценки и самооценки: очевидность взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений в схеме; полнота и проработанность схемы; доступность и простота понимания разработанной схемы другими (не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данной схемы в работе учителя; удовлетворенность собственным результатом.
10. Определите задачи работы педагога по развитию исполнительской деятельности учащихся (на месяц).
Критерии оценки и самооценки: грамотная постановка задач; их взаимодополняемость; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность собственным результатом.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.