2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Организация внеурочной деятельности по литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеурочной деятельности по литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна; _________________
 
 
Организация внеурочной деятельности по литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в 
1.2
формировании целостного представления о видах, формах и содержании внеурочной деятельности по литературе в школе; о разнообразии возможностей внеурочной деятельности по литературе в школе.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
дать представление о видах и формах внеурочной деятельности по литературе;
1.5
1.6
определить содержание внеурочной деятельности по литературе;
1.7
1.8
рассмотреть методические приемы проведения внеурочных мероприятий по литературе,стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Учебная практика по риторике
2.1.5
История языка
2.1.6
Методика обучения литературе
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Старославянский язык
2.1.9
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.10
Основы вожатской деятельности
2.1.11
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.12
Педагогика
2.1.13
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.14
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.15
Учебная технологическая практика
2.1.16
Психология
2.1.17
Психология воспитательных практик
2.1.18
Учебная технологическая практика
2.1.19
Учебная читательская практика
2.1.20
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.2
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.3
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.7
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.8
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации внеучебной деятельности обучающихся по предмету "Литература";
3.1.2
требования, предъявляемые к организации внеучебной деятельности обучающихся по предмету "Литература";
3.1.3
виды внеучебной деятельности обучающихся по предмету "Литература";
3.1.4
формы организации внеучебной деятельности обучающихся по предмету "Литература";
3.1.5
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.6
способы оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.7
методы и формы организации коллективных творческих дел
3.1.8
образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предмета "Литература"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
строить взаимодействие с субъектами образовательного процесса  с целью достижения поставленной цели;
3.2.2
осуществлять выбор форм, методов, технологий обучения и воспитания с учетом  поликультурной среды общеобразовательной организации;
3.2.3
проектировать воспитательную работу и моделировать отдельные ее элементы в рамках внеурочной деятельности по литературе;
3.2.4
отбирать педагогические технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные для разработки основных и дополнительных образовательных программ и их элементов;
3.2.5
проектировать индивидуальные образовательные маршруты освоения программы учебного предмета "Литература" в соответствии с образовательными потребностями обучающихся;
3.2.6
организовывать и оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка;
3.2.7
применять методы и формы организации коллективных творческих дел
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельной работы по проектированию и организации внеучебной деятельности обучающихся по предмету «Литература» c использованием средств, форм и технологий  воспитания и духовно-нравственного развития детей в образовательном процессе общеобразовательной организации;
3.3.2
навыками использования методик диагностики, мониторинга изучения эффективности и анализа результатов внеучебной деятельности обучающихся по предмету "Литература";
3.3.3
способами оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.4
методы и формы организации коллективных творческих дел
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Значение и место

внеучебной работы по литературе в системе среднего

образования.

 
1.1
Цели, задачи, принципы

внеурочной деятельности по литературе /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1.2
Определение внеурочной деятельности по ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
1.3
Специфика внеучебной деятельности обучающихся по предмету «Литература»  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
1.4
Понятие «внеучебная деятельность».

Цели, задачи, принципы внеучебной деятельности по предмету «Литература».

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
 
Раздел 2. Классификация форм внеурочной работы по литературе: по способу подачи материала, по частоте проведения, по количеству участников.

 
2.1
Методика проведения кружковых

занятий по литературе /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.2
Методика проведения олимпиад по литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.3
Методика проведения Недели литературы в школе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.4
Факультатив и элективный курс как

формы внеурочной работы по

литературе /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.5
Организация и проведение элективных

курсов по литературе /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.6
Методика организации и проведения

факультатива по литературе /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.7
Организация внеурочной работы по

литературе с использованием

ИКТ /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
2.8
Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Игровая деятельность /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
 
Раздел 3. Формы мероприятий по предмету «Литература»

 
3.1
Формы и виды мероприятий по литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
3.2
Познавательные мероприятия: викторины. Познавательные игры. Познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Школьные исследовательские проекты.Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
3.3
Организация внеучебной деятельности по предмету «Литература». Культурно-массовые лингвистические мероприятия по литературе: виртуальные экскурсии, концерты, инсценировки, литературные гостиные. Праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
3.4
Кружки. Фестивали. Дебаты. Игры /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
3.5
Составление сценария литературного мероприятия  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Значение внеучебной деятельности  по литературе. Цели и задачи внеучебной  работы по литературе.

2.Принципы внеучебной  работы по литературе.

3.Методика проведения  внеучебной работы по литературе в средней школе.

4.Языковой и речевой материал, изучаемый по программе, в рамках внеучебной  работы по литературе.

5.Включение во внеучебную работу по литературе вопросов, не связанных с учебным материалом и способствующих расширению общего кругозора учащихся.

6.Тематика вопросов первой и второй группы.

7.Планирование внеучебной  работы.

8.Классификация форм внеучебной работы по литературе: по способу подачи материала, по частоте проведения, по количеству участников.

9.Виды групповой и массовой внеучебной работы по литературе.

10.Методика организации постоянно действующих и эпизодических видов внеучебной  работы по литературе.

11.Методика проведения кружковых занятий по литературе.

12.Методика проведения олимпиад и конкурсов по литературе.

13.Методика проведения Недели литературы в школе.

14.Методика организации факультатива по литературе.

15.Методика проведения факультативных занятий по литературе.

16.Элективные курсы по литературе.

17.Формы и виды внеучебной работы при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

18. Организация внеурочной работы по литературе с использованием компьютера.

19.Организация и проведение элективных курсов по литературе.

20.Организация внеучебной  работы по литературе с использованием компьютера.

21. Требование ФГОС к организации внеучебной деятельности.

22. Краеведческая работа.  

23.Организационные формы внеурочных занятий: массовые формы; групповые (с постоянным и меняющимся составом); индивидуальные.

24. Принцип связи внеурочной работы с уроками литературы.

25. Методы внеурочной работы по литературе: решение познавательных задач, самостоятельный подбор материала, участие в элементарных формах исследовательской работы, собирание диалектного, фольклорного материала и др.

26.Принципы организации внеурочной работы по литературе в школе.

27.Общедидактические принципы: индивидуального подхода к обучающимся, наглядности, сознательности и активности, научности, систематичности и последовательности.

28.Методические принципы внеурочной работы: избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности.

29. Кружок как один из видов групповой внеурочной работы.

30. Взаимосвязь внеучебной и внеурочной деятельности по литературе.

Задания к зачету

1. Проанализируйте сценарий внеурочного занятия по литературе по плану.

2. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 5 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

3. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 6 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

4. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 7 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

5. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 8 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

6. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 9 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

7. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по литературе в 10 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемой темы.

8. Разработайте план мероприятий для недели литературы для обучающихся 5-8 классов.

9. Разработайте план мероприятий для недели литературы для обучающихся 9-10 классов.

10.Разработайте тематический план кружка "Мир литературы" для обучающихся 5-8 классов.

11.Разработайте тематический план кружка "Юный исследователь" для обучающихся 9-10 классов.

12.Предложите план элективного курса по литературе  для обучающихся 5-6 классов.

13.Предложите план элективного курса по литературе для обучающихся 7-8 классов.

14.Предложите план элективного курса по литературе для обучающихся 9-10 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.  
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД                                                         
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Ядровская, Е.Р. 
Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.3
Ланин, Б. А. 
Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.4
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.5
Аннушкин, Ю. В. 
Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411741
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е. В. 
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : :учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Азизова, Н. Р. ,  Савотина, Н. А.,  Бочаров, М. И.,  Зенкина, С. В.
Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: :учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 162 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411345
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Муштавинская, И.В. 
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации  :  методическое пособие/ Муштавинская И.В., Кузнецова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68593.html.— ЭБС «IPRbooks»:  :  методическое пособие/ Муштавинская И.В., Кузнецова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68593.html.— ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: КАРО, 2016
 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
сост. Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе»: : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык и литература, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 77 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе_Потанина.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                 Методические указания к лекциям.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                        Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                               Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.