2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Гобелен_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гобелен
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
16
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
32
32
36
36
68
68
Итого ауд.
32
32
36
36
68
68
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
68
68
Сам. работа
40
40
36
36
76
76
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Гобелен
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины будущим учителем изобразительного искусства заключается в получении теоретических и практических сведений и навыков в области художественного ткачества (гобелена) для возможности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
-ознакомить обучающихся с основными сведениями из истории гобелена в соответствии с  ФГОС;
1.4
-научить обучающихся выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп;
1.5
-изучить образовательные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
1.6
в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.7
-расширить профессиональный кругозор обучающихся в использовании художественного ткачества на уроках изобразительного искусства и во внеурочной занятости школьников;
1.8
-привить навыки самостоятельности, аккуратности в творческой работе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Батик
2.1.2
История дизайна
2.1.3
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.4
2.1.5
Стилизация в живописи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные  понятия гобелена,  приемы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству согласно требований стандартов;
 
систему знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по изобразительному искусству в соответствии со стандартами;
 
закономерности  процесса восприятия формы и способы  ее создания в гобелене  при реализации образовательной программы по изобразительному искусству.
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета "Изобразительное искусство" средствами гобелена в соответствии со стандартами;
 
составлять систему композиционных знаний и умений на уроке изобразительного искусства;
 
объяснять закономерности развития у обучающихся особенностей композиционного  понимания произведения.
 
 
Владеть:
 
приемами формирования композиционных умений обучающихся  при  реализации образовательных программ изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
системой композиционных  знаний и умений при реализации образовательных программ по изобразительному искусству  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
опытом развития у обучающихся навыков композиционного анализа гобелена  при  реализации программ по изобразительному искусству;
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
культурные потребности различных социальных групп;
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
направления формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Уметь:
 
описывать культурные потребности различных социальных групп
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп;
 
определять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп;
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп;
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
обзорно историю гобелена, законы, принципы, приемы декоративной текстильной композиции;
3.1.2
культурные потребности различных социальных групп;
3.1.3
основные образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов учебному предмету «Изобразительное искусство»
3.1.4
принципы преподавания техники гобелена в школе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
поэтапно разрабатывать декоративный мотив в соответствии с замыслом и учебно-творческой задачей;
3.2.2
применять технологии и достижения традиционного и современного ткачества;
3.2.3
методически верно и технологически последовательно создавать несложные работы в технике «гобелен».
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.3.2
методическими приемами преподавания гобелена в работе с учащимися общеобразовательных школ.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стилевые характеристики текстильного декоративно-прикладного искусства (гобелен). Педагогический потенциал использования техники гобелена в работе учителя ИЗО.

 
1.1
История развития гобелена как вида ДПИ. Стилевые направления зарубежных школ гобелена. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.2
История отечественных школ гобелена. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.3
История развития гобелена как вида ДПИ. Стилевые направления зарубежных и отечественных школ гобелена. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э9 Э10

6
ПК-13
9
0
 
1.4
Технологические требования к выполнению гобелена. Техника безопасности и материальное оснащение занятий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.5
Искусство гобелена (художественного ткачества) на занятиях в школе в образовательной области "Изобразительное искусство и "Технология". Требования к разработке урока в соответствии с ФГОС по изучению технологии ткачества. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.6
Требования к разработке урока в соответствии с ФГОС по изучению технологии ткачества. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э8 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.7
Особенности декоративной композиции при создании эскиза гобелена. "Технологичность" эскиза и картона для гобелена. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9 Э10

4
ПК-13
9
0
 
1.8
Основы декоративной композиции гобелена. Создание композиционных (линейно/тонально/цветовых) схем.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э10

6
ПК-13
9
0
 
1.9
Основы декоративной композиции гобелена. Создание композиционных (линейно/тонально/цветовых) схем. Композиционно-технологический анализ образца гобелена. Поиск сюжета гобелена. Художественный образ гобелена. Символика цвета в гобелене. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.10
Композиционно-технологический анализ образца гобелена. Поиск сюжета гобелена. Художественный образ гобелена. Символика цвета в гобелене. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э10

4
ПК-13
9
0
 
1.11
Техника гладкого ткачества (гобелен). Виды гобеленов. Задачи  методика изготовления несложной декоративной композиции в технике гладкотканого гобелена.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9 Э10

3
ПК-13
9
0
 
1.12
Техника гладкого ткачества (гобелен). Виды гобеленов. Задачи  методика изготовления несложной декоративной композиции в технике гладкотканого гобелена.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.13
Серия эскизов и формальных композиционных упражнений в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) для поиска сюжетного мотива гобелена (5-8 листов, формат А4). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

3
ПК-13
9
0
 
1.14
Серия эскизов и формальных композиционных упражнений в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) для поиска сюжетного мотива гобелена (5-8 листов, формат А4). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

4
ПК-13
9
0
 
1.15
Выполнение образцов-видов ткачества и основных плетений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.16
Выполнение образцов-видов ткачества и основных плетений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э10

6
ПК-13
9
0
 
1.17
Педагогический потенциал использования техники «гобелен» с обучающимися на уроках в основной  школе и во внешкольных занятиях. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э8 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.18
Педагогический потенциал использования техники «гобелен» с учащимися школ. Учет их возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10

4
ПК-13
9
0
 
1.19
Педагогический потенциал использования техники «гобелен» с учащимися школ. Учет их

возрастных особенностей в овладении техникой гобелена (развитие УУД, художественных способностей и вкуса школьников посредством ДПИ).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10

6
ПК-13
9
0
 
1.20
Технологические особенности и оборудование при выполнении гобелена школьниками. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10

2
ПК-13
9
0
 
1.21
Технологические особенности и оборудование при выполнении гобелена школьниками. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5 Э9 Э10

6
ПК-13
9
0
 
 
Раздел 2. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества в технике «гобелен». Методические рекомендации по ознакомлению школьников с техникой «гобелен».

 
2.1
Основы ручного ковроделия и  ткачества. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества (ткачество на раме).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.2
Основы ручного ковроделия и  ткачества. Технология, материалы и приспособления для ручного ткачества (ткачество на раме).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э7 Э9 Э10

4
ПК-13
10
0
 
2.3
Вертикальный и горизонтальный способ ткачества. Уток и основа (их особенности).

Техника безопасности и гигиена при ручном ткачестве.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.4
Вертикальный и горизонтальный способ ткачества. Уток и основа (их особенности).

Техника безопасности и гигиена при ручном ткачестве.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.5
Разработка изделия «гобелен-коврик» (мини-гобелен; 3-4 цветовых сочетания). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.6
Разработка изделия «гобелен-коврик» (мини-гобелен; 3-4 цветовых сочетания). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.7
Разработка мини-гобелена на основе декоративной композиции из геометрических фигур (4-5 цветовых сочетаний). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э9 Э10

4
ПК-13
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.8
Разработка мини-гобелена на основе декоративной композиции из геометрических фигур (4-5 цветовых сочетаний). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э9 Э10

8
ПК-13
10
0
 
2.9
Разработка сюжетно-тематического изделия на основе композиции декоративного натюрморта или пейзажа (эскиз, картон, оформление). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.10
Разработка сюжетно-тематического изделия на основе композиции декоративного натюрморта или пейзажа (эскиз, картон, оформление). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.11
Методика организации кружковых и внешкольных занятий по гобелену. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э9 Э10

8
ПК-13
10
0
 
2.12
Методика организации кружковых и внешкольных занятий по гобелену. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э6 Э7 Э9 Э10

6
ПК-13
10
0
 
2.13
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

0
ПК-13 ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Гобелен — составляющая часть декоративно-прикладного

искусства.

2.Первая мануфактура по изготовлению гобеленов во Франции.

3.Первая мануфактура в России.

4.Особенности современного производства гобеленов.

5.Технология выполнения современного гобелена.

6.Основные технологические приемы ручного ткачества. Виды плетения.

7.Материалы и инструменты для выполнения гобелена.

8.Основные выразительные средства в гобелене.

9.Основные закономерности декоративной композиции.

10.Пять условий визуальной комфортности в декоративной композиции.

11.Композиционные схемы открытой композиции (коврика).

12.Цветовые сочетания в декоративной композиции гобелена.

13.Нетрадиционные материалы в гобелене.

14.Оформление современного гобелена.

15.Школы отечественного гобелена.

16.Гобелен на постсоветском пространстве.

17.Зарубежные школы гобелена (Европа, США, Япония).

18.Художники — авторы современных гобеленов.

19.Формы современного гобелена – монументальный, камерный, мини-гобелен (плоскость, объем)

20. Гобелен в среде (интерьер, экстерьер).

   Контрольные задания

Контрольное задание №1:

1.Выполнить композиционно-технологический анализ образца гобелена (2 листа, формат А 4);

2.Раскрыть символику цвета в гобелене (живописно-схематический анализ) 2 произведений в технике «гобелен» разных по колориту (теплый/холодный). (2 листа, формат А4);

Контрольное задание №2:

1.Выполнение образцов разных видов плетений «сумах», «репс», «крапотаж», «реле», «букле» (20х20 см).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы докладов

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.Опишите кратко древнюю историю гобелена.

2.Развитие ткачества в Европе в Средние века.

3.Ручное ткачество в Эпоху Возрождения.

4.Расцвет европейской шпалеры в XVII — XVIII вв. Мастерская братьев Гобеленов.

5.Опишите композиционные и сюжетные особенности гобелена в стиле «мильфлер».

6.Скандинавский гобелен сюжетов Байе.

7.Эстетические взгляды Уильяма Морриса на развитие ткачества в XIX в.

8.Раскройте значение реформа шпалеры Жан Люрса в ХХ в.

9.Раскройте понятие «новая таписерия», приведите примеры.

10.Опишите основные принципы техники создания шпалеры.

11.Материалы и инструменты при работе с ручным ткачеством.

12.Этапы развития художественного ткачества в России.

13.Белорусская школа гобелена: характерные черты, мастера.

14.Стилизация в гобелене: цветовое и композиционное решение.

15.Методические особенности знакомства школьников 5-7 классов с техникой гобелена на кружковых занятиях.

16.Формы современных учебных внеурочных занятий по изучению основ художественного текстиля (на основе гобелена).

17.Технологические этапы выполнения изделия в технике "гобелен" (составить примерную технологическую карту).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств смотрите в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Митрофанова, Н. Ю. 
История художественного текстиля. Очерки:учебное пособие : / Н. Ю. Митрофанова. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 147 c. — 978-5-4486-0161-3. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL:  http://www.iprbookshop.ru/70767.html.
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.2
Ильина Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494948 : учебник для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. В. Соловьева, М. Н. Сарычева
Ткань в интерьере : учебно-методическое пособие / А. В. Соловьева, М. Н. Сарычева. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 57 c. — ISBN 978-5-4486-0193-4. -  Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71592.htm.
Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Слепнева, Е. 
Строение и проектирование однослойных ремизных тканей: учебно-методическое пособие: / Е. В. Слепнева, В. В. Хамматова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 156 c. — ISBN 978-5-7882-2178-6. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79534.htm.
Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Махлина, С. Художественные стили в жилом интерьере:[сайт] URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Романова, К.Е. Ручное художественное ткачество: [сайт] URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Цветкова, Н.Н. Тектильное материаловедение. Учебное пособие: [сайт] URL: http://www.bibliorossica.com/search.html?q(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Панно с текстильными куклами: [сайт] URL: http://dabber.ru/panno/230-panno3.html.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э5
Словарь основных терминов и понятий в гобелене: [сайт] URL: http://stranica.info/book/39.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Дворкина, И. Гобелен за десять вечеров:[сайт] URL: http://www.twirpx.com/file/585144/.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
О   КАЧЕСТВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА: [сайт] URL: http://www.tapestrist.ru/Studio01.html.(дата обращения:18.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Создание гобелена на уроках декоративно-прикладного искусства в школе:  [сайт] URL: http://www.https://stud.wiki/pedagogics/2c0a65625b2ad69a4c53b88421216c26_1.html.(дата обращения:19.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э10
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний. Лекционных занятий в курсе "Гобелен" не предусмотрены.

   Методические указания к практическим занятиям

Аудиторные практические занятия служат базой для домашних работ. Их материал способствует самостоятельному выполнению заданий, дает общий кругозор в области декорирования интерьера средствами ДПИ и подготавливает студента к будущей профессионально-педагогической деятельности.

Цели практической части курса «Гобелен»: привить студентам навыки оформительской работы, грамотного, методически верного выполнения заданий, а также воспитание творческого отношения к  работе. Цикл практических работ включает ряд упражнений (освоение художественного ткачества) и комплексных учебно-творческих заданий (геометрический и сюжетный мотив в гобелене). Студеты исследуют педагогический потенциал использования техники "гобелен" на классных и внешкольных занятиях с учащимися.

Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по изучению технологии ткачества.

В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности  композиции гобелена с целью создания эскизов для текстильных изделий. Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- разработка идеи текстильной композиции с учетом характера и назначения интерьера;

- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза текстильного изделия.

- выполнение работы в материале согласно текстильной технологии (гобелен, пэчворк, аппликация).

Для выполнения практических заданий студенту необходимо иметь на занятии художественно-графические материалы и инструменты: бумага (ватман) форматы А4, А3; фломастеры, маркеры, карандаши, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, а также вспомогательный материал – ластики, линейки, циркули и пр. Для практического выполнения 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
изделия необходимы: рамка для ткачества, нити Х/Б; пряжа акрил, шерсть), ножницы, гребень.

В качестве результата изучения курса предусмотрено выполнение в ходе практических и самостоятельных занятий двух итоговых работ в технике ручного ткачества «гобелен».

  Методические указания к самостоятельной работе студентов ОДО.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов  в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты

самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.

Виды самостоятельной работы следующие:

1.самостоятельное изучение обучающимися отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;

2.подготовка к практическим работам по предусмотренным программой темам;

3.самоподготовка и представление домашних заданий.

4.изучение неясных вопросов для их рассмотрения во время практических занятий с помощью преподавателя;

6.подготовка к зачету, включающая правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.

  Методические указания к зачету (зачету с оценкой).

Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке к зачету с оценкой обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

В ходе сдачи зачета с оценкой по "Гобелену" учитывается текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проведение зачета включает теоретический и практический компонент. Проверка теоретического материала курса проводится в письменной форме (ответы на вопросы) или в форме теста. При подготовке к зачету с оценкой по композиции обучающийся должен тщательно подготовить практические задания - оформить их в портфолио согласно требованям.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
  Методические указания для лиц с ограниченными возможностей здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

В случае возникновения особых обстоятельств дисциплина мождет преподаваться в дистанционном формате.