Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.
ции
психологию.
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э8
/Ср/
Э1 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
новообразования младшего школьного
возраста. Особенности взаимоотношений
младшего школьника в классном
коллективе. /Пр/
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5 Э9
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5 Э9
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5 Э9
Э1 Э4 Э5 Э9
Взаимоотношение полов, особенности
юношеской дружбы и любви.
Трудности профессионального и
личностного самоопределения. /Ср/
Э4 Э5
Э4 Э5
педагогической деятельности, ее основные
компоненты. Понятие о стилях педагогической деятельности. /Ср/
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Вопросы к экзамену по дисциплине.
1.Предмет, задачи возрастной психологии.
2.Педагогическая психология как наука: предмет, структура, задачи.
3.Исторические аспекты возникновения и развития педагогической психологии.
4.Образование - как объект педагогической психологии.
5.Обучение и развитие. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
6.Закономерности, механизмы, движущие силы психического развития
7.Методы исследования возрастной и педагогической психологии.
8.Теории рекапитуляции в возрастной психологии.
9.Теория трех ступеней развития К.Бюлера.
10.Психоаналитическая концепция развития (З.Фрейд, А.Фрейд)
11.Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона.
12.Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
14.Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь.
15.Возрастные особенности формирования учебной деятельности.
16.Задачи психологии воспитания. Психологические условия эффективности воспитательных воздействий.
17.Механизм психического развития ребенка: социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
18.Механизм психического развития ребенка: кризис развития, новообразования.
19.Закономерности психического развития ребенка.
20.Возрастная периодизация (критерии, стадии) в психоанализе.
21.Стадии развития интеллекта Ж.Пиаже.
22.Возрастная периодизация (Л.С. Выготский)
23.Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович
24.Аномальное развитие: формы, закономерности, факторы.
25.Психологические особенности периода новорожденности.
26.Психологические особенности развития в раннем детстве. Психологический анализ кризиса трех лет .
27.Развитие общения и речи в раннем возрасте.
28.Развитие речи и общения в младшем школьном возрасте.
29.Понятие и структура игровой деятельности дошкольного возраста.
30.Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, новообразования.
31.Общее понятие об учебной деятельности. Структура учебной деятельности.
32 Кризис семи лет: причины, симптомы и психологические новообразования.
33.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
34.Социальная ситуация психического развития и ведущий тип деятельности ребенка в младшем школьном возрасте.
35.Развитие когнитивной и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
36.Общие основы психологии развивающего обучения.
37. Психологическая сущность самостоятельной работы и психолого-педагогические требования к ее организации.
38. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
39. Психологические причины школьной неуспеваемости.
40. Психологическая структура педагогической деятельности.
41. Педагогические способности, их виды и критерии оценки.
42.Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований.
43.Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
44.Развитие когнитивной и эмоциональной сфер в подростковом возрасте. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста.
45.Трудности подросткового возраста
46.Акцентуации характера подростка
47. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Ведущий тип деятельности. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
48.Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Специфика обучения в юношеском возрасте.
49.Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте.
50.Профессиональная деятельность во взрослости. Основные линии психического развития во взрослости
51.Профессионально-значимые качества личности педагога.
52. Индивидуальный стиль деятельности педагога и его виды.
53. Педагогическое общение и его функции.
54. Проблемы профессионально-психологической компетентности учителя.
56. Конфликты в педагогической деятельности.
57. Кризисы профессиональной деятельности педагога
58. Личностно развивающее обучение, его цели, задачи и особенности.
59. Проблема профессионально-личностного роста.
60. Методы обучения.
Практическая работа
Мотивы и мотивация учебной деятельности
Цель: развитие навыков анализа смысловой обработки информации и результатов психологических наблюдений при решении практических ситуаций формирования учебной деятельности в начальной школе.
Методика
Решить предложенные задачи. Решение записать в тетради. Для решения задач надо прочитать дополнительную литературу.
Задание 1
Ситуация. При определении ребенка в школу некоторые родители считают самым важным выбрать хорошую учительницу или престижную школу. Родители рассуждают следующим образом: «Эта учительница когда-то учила меня (или моего родственника) очень хорошо, значит, и моего ребенка она будет учить хорошо». Или так: «Об этой школе много чего хорошего говорят, школа престижная, значит, моего ребенка в этой школе будут учить хорошо».
Но при поступлении в школу через три-четыре месяца вдруг оказывается, что на прилежание, поведение и успеваемость «умного и способного» (по мнению родителей) ребенка учительница начинает жаловаться.
Всегда ли правы родители, выбирая для своих детей «хорошего» учителя или «престижную» школу?
Написать:
- привести не менее трех аргументов «за правоту родителей» или «за их не правоту»;
- указать не менее пяти (на Ваш взгляд) условий, которые надо учитывать родителям при поступлении ребенка в школу;
- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) родителям для правильного выбора школы или учителя для ребенка.
Задание 2
Ситуация. К второкласснику Ване пришел его друг Айрат и позвал его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Айрат возразил: «Потом доделаешь!» - «Но я должен сделать сейчас, - отвечает Ваня, - иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть мультики по компьютеру».
О каком виде мотивации учения в случае Вани можно говорить?
Написать:
- определить тип (вид) мотивации учения у Вани;
- указать не менее трех последствий для формирования учебной деятельности при сохранении подобной мотивации учения у Вани в период обучения в начальной школе.
Задание 3
Ситуация. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, спрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын интересными назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в предыдущие дни – пение.
Дайте психологический анализ мотивации учения Коли.
Написать:
- определить тип (вид) мотивации учения у Коли;
- указать, какие еще трудности формирования учебной деятельности (не менее 4-х трудностей) могут встретиться у первоклассников с подобным типом мотивации;
- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) учительнице для выработки правильной учебной мотивации у этого мальчика, указав в рекомендациях первоочередные действия учителя по исправлению сложившейся ситуации.
Задание 4
Ситуация. Первоклассникам были заданы вопросы «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что Вам нравиться в школе?»
Ответы успевающих и хорошо усваивающих учебный материал детей:
- «нравиться математика, интересно»;
- «нравятся уроки».
Ответы слабо успевающих и не очень быстро осваивающих учебный материал детей:
- «нравится, что играем»;
- «нравится, когда в школе выходные и каникулы».
Есть ли различия в области познавательных интересов указанных двух групп детей?
Написать:
- имеются или не имеется различий в области познавательных интересов;
- привести не менее трех аргументов в пользу мнения о том, что различия в познавательной мотивации указанных двух групп детей имеются, или того, что различий в познавательной мотивации не имеется;
- определить, нравится ли первой группе детей то, что нравится и второй группе детей;
- оценить силу и устойчивость познавательной мотивации у учеников 1-го класса.
Темы письменных сообщений
1. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
2. Кризис одного года.
3. Кризис трех лет
4. Кризис семи лет.
5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.
6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).
7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.
8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.
10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.
11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.
12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.
15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
17. Психологическая характеристика личности учителя.
18. Мотивы учения младших школьников.
19. Самооценка в младшем школьном возрасте.
20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
21. «Трудные дети» и методы работы с ними.
22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
24. Межличностные конфликты в общении подростков.
25. Мотивация поведения подростков.
26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.
27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
Методические указания к экзамену
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.