2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопсихология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопсихология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М. _________________
 
 
Логопсихология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - получение представлений об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и психокоррекционной работе с ними.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;
1.4
изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией;
1.5
определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Общая педагогика
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.10
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
2.2.3
Логопедическая ритмика
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Онтогенез речевой деятельности
2.2.7
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.8
Основы генетики
2.2.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.10
Психопатология
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Курсовая работа по модулю 7
2.2.13
Логопедия (Алалия)
2.2.14
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.15
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.16
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.17
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.21
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.22
Психолингвистика
2.2.23
Речевые игры
2.2.24
Социология
2.2.25
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Онтогенез речевой деятельности
2.2.30
Основы генетики
2.2.31
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.32
Речевые игры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся
 
этиологию и структуру речевых нарушений
 
особенности развития детей с нарушениями речи различного генеза
 
 
Уметь:
 
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся
 
определять особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
 
применять коррекционно-развивающие методы в образовании
 
 
Владеть:
 
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями
 
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
методами и приемами коррекционно-развивающего обучения
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
нормативы речевого и психического развития
 
клинико-психолого-педагогические классификации дизонтогенеза
 
методы обследования речи детей с нарушениями речи
 
 
Уметь:
 
заполнять речевые карты
 
подбирать визуальный и речевой материал для проведения диагностического обследования
 
проводить диагностику речевого развития и познавательной сферы детей с нарушениями речевого развития
 
 
Владеть:
 
методами и приемами диагностики речевого развития
 
педагогическими методами и приемами диагностики психического развития
 
методами психологической диагностики
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
методы педагогического исследования
 
знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;
 
иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;
 
 
Уметь:
 
определять цели исследования
 
применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;
 
планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.
 
 
Владеть:
 
методами педагогического исследования
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
 
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся
3.1.2
этиологию и структуру речевых нарушений
3.1.3
особенности развития детей с нарушениями речи различного генеза
3.1.4
нормативы речевого и психического развития
3.1.5
клинико-психолого-педагогические классификации дизонтогенеза
3.1.6
методы обследования речи детей с нарушениями речи
3.1.7
методы педагогического исследования
3.1.8
знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;
3.1.9
иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
учитывать требования образовательных программ и потенциальные возможности обучающихся
3.2.2
определять особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
3.2.3
применять коррекционно-развивающие методы в образовании
3.2.4
заполнять речевые карты
3.2.5
подбирать визуальный и речевой материал для проведения диагностического обследования
3.2.6
проводить диагностику речевого развития и познавательной сферы детей с нарушениями речевого развития
3.2.7
определять цели исследования
3.2.8
уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;
3.2.9
уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами педагогической деятельности с детьми с речевыми нарушениями
3.3.2
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
3.3.3
методами и приемами коррекционно-развивающего обучения
3.3.4
методами и приемами диагностики речевого развития
3.3.5
педагогическими методами и приемами диагностики психического развития
3.3.6
методами психологической диагностики
3.3.7
методами педагогического исследования
3.3.8
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
3.3.9
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы логопсихологии

 
1.1
Предмет, цель и задачи логопсихологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

2
ОПК-3
2
0
 
1.2
Классификация речевых расстройств первичного характера /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ОПК-3
2
0
 
1.3
Расстройства речи вторичного характера  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
ОПК-3
2
0
 
1.4
Методологические концепции логопсихологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-3
2
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.5

Класси-

фикации дизонтогенеза

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э4

2
ПК-5
2
0
 
 
Раздел 2. Особенности познавательной сферы лиц с нарушениями речи

 
2.1
Познавательное развитие лиц с нару-

шениями речи

/Ср/

Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ОПК-3 ПК-5
2
0
 
2.2
Диагностика восприятия /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-5
2
0
 
2.3
Диагностика внимания /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-5
2
0
 
2.4
Развитие внимания /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

2
ОПК-3
2
0
 
2.5
Особенности памяти при речевых нарушениях  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-5
2
0
 
2.6
Развитие памяти /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-3
2
0
 
2.7
Диагностика операций мышления /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-5
2
0
 
2.8
Развитие мышления /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-3
2
0
 
2.9
Диагностика воображения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-5
2
0
 
2.10
Дидактические игры для развития воображения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-3
2
0
 
2.11
Диагностика крупной и мелкой моторики /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-5
2
0
 
2.12
развитие крупной и мелкой моторики /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1

4
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 3. Личность и деятельность при нарушениях речи

 
3.1
Особенности деятельности лиц с речевыми нару-

шениями

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4

2
ПК-8
2
0
 
3.2
Особенности личности и эмоционально-волевой

сферы лиц с речевыми нарушениями

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э2 Э4

2
ПК-5
2
0
 
3.3
Коррекция тревоги и страхов у лиц с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3

4
ОПК-3
2
0
 
3.4
Социализация детей с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4

4
ПК-8
2
0
 
3.5
Дифференциальная диагностика в логопсихологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-5
2
0
 
3.6
/Зачёт/

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-5 ПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Объект, предмет, цель, задачи логопсихологии.

2. Методологические принципы и методы логопсихологии.

3. История становления и развития логопсихологии.

4. Связь логопсихологии с другими науками.

5. Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе.

6. Концептуальные основы  логопсихологии.

7. Классификация нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Типология лиц, нуждающихся в 

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
логопедической помощи.

8. Особенности зрительного и тактильного восприятия лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

9. Особенности зрительного и тактильного восприятия лиц с системными нарушениями речи.

10. Особенности слухового восприятия лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

11. Особенности слухового восприятия лиц с системными нарушениями речи.

12. Особенности внимания при нарушениях произносительной стороны речи.

13. Особенности внимания при системных нарушениях речи.

14. Особенности внимания лиц с заиканием.

15. Особенности памяти при нарушениях произносительной стороны речи.

16. Особенности памяти при системных нарушениях речи.

17. Особенности памяти лиц с заиканием.

18. Особенности мышления при нарушениях произносительной стороны речи.

19. Особенности мышления при системных нарушениях речи.

20. Особенности мышления лиц с заиканием.

21. Особенности воображения лиц с нарушениями речи.

22. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

23. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с системными нарушениями речи.

24. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с заиканием.

25. Особенности мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний лиц с нарушениями произносительной стороны речи и с системными нарушениями речи.

26. Особенности мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний лиц с заиканием.

27. Особенности межличностных отношений и общения лиц с нарушениями произносительной стороны речи и с системными нарушениями речи.

28. Особенности межличностных отношений и общения лиц с заиканием.

29. Особенности деятельности лиц с нарушениями речи.

30. Теоретические основы психокоррекционной работы с лицами, имеющими нарушения речи и ее значение в логопедической работе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1. Логопсихология как наука о закономерностях психического развития лиц с речевыми нарушениями.

2. Исторический аспект развития логопсихологии.

3. Концептуальные и методологические основы логопсихологии.

4. Роль Л.С. Выготского для становления логопсихологии

5. Особенности восприятия лиц с речевыми нарушениями.

6. Особенности внимания лиц с речевыми нарушениями.

7. Особенности памяти лиц с речевыми нарушениями.

8. Особенности мышления и воображения лиц с речевыми нарушениями.

9. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи.

10. Особенности общения, межличностных взаимоотношений лиц с речевыми нарушениями.

11. Принципы построения психокоррекционных программ для лиц с нарушениями речи.

12. Методы диагностики психического развития ребенка

13. Взаимосвязь в развитии речи и высших психических функций при нарушениях развития.

14. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

15. Основные виды речевых нарушений первичного характера

16. Расстройства речи вторичного характера.

17. Слуховая агнозия.

18. Зрительная агнозия.

19. Астереогноз.

20. Особенности мнестической деятельности.

21. Специфика памяти (зрительная, слуховая, вербальная и моторная) у детей с нарушениями речи.

22. Особенности мыслительной деятельности у лиц с речевыми расстройствами.

23. Связь процесса мышления и развитие речи. Влияние нарушения мыслительтных процессов на развитие речи.

24.. Воображение у детей с речевыми нарушениями.

25. Эмоциональная сфера детей с речевой патологией.

26. Специфика поведения детей с речевыми дефектами в различных видах деятельности.

27. Особенности межличностного взаимодействия детей нарушениями речи.

28. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

29. Общая характеристика обучаемости детей, страдающих речевыми расстройствами.

30. Специфика взаимодействия ребенка с нарушениями речи и взрослого. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лемех Е.А.
Основы специальной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. – URL: http://www.iprbookshop.ru/84880.html
ЭБС «IPRbooks», , 2017
 
Л1.2
Глухов В.П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций. – URL:  http://www.iprbookshop.ru/75801.html
ЭБС «IPRbooks», , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособ. для студ. учрежд. высш. проф. образования
М.: Академия, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Визель Т Г Клиническая нейропсихология часть 7. -  URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13623770262160867057&text=вебинары+логопсихология&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581445023716429-1739431177126131211500111-vla1-0770&redircnt=1581445034.1
 
Э3
Визель Т Г Клиническая нейропсихология часть 8. - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7769870042853386080&text=вебинары+логопсихология&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581445023716429-1739431177126131211500111-vla1-0770&redircnt=1581445034.1
 
Э4
Визель Т. Г. Клиническая нейропсихология_часть.9. -  URL:w/?filmId=10026416191649686672&text=логопсихология+вебинары
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающему следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающего. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающим.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающего на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегоми и самими обучающегоми.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегом времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающего. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающего и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающим по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: практические задания как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.