Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
ции
Э1 Э4
Э2
Э2 Э3
Э1 Э2
Класси-
фикации дизонтогенеза
/Пр/
Э4
шениями речи
/Ср/
Э1 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
шениями
/Пр/
Э2 Э3 Э4
сферы лиц с речевыми нарушениями
/Пр/
Э2 Э4
Э3
Э2 Э3 Э4
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к зачету
1. Объект, предмет, цель, задачи логопсихологии.
2. Методологические принципы и методы логопсихологии.
3. История становления и развития логопсихологии.
4. Связь логопсихологии с другими науками.
5. Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе.
6. Концептуальные основы логопсихологии.
7. Классификация нарушений речи, ее значение для логопсихологии. Типология лиц, нуждающихся в
8. Особенности зрительного и тактильного восприятия лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
9. Особенности зрительного и тактильного восприятия лиц с системными нарушениями речи.
10. Особенности слухового восприятия лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
11. Особенности слухового восприятия лиц с системными нарушениями речи.
12. Особенности внимания при нарушениях произносительной стороны речи.
13. Особенности внимания при системных нарушениях речи.
14. Особенности внимания лиц с заиканием.
15. Особенности памяти при нарушениях произносительной стороны речи.
16. Особенности памяти при системных нарушениях речи.
17. Особенности памяти лиц с заиканием.
18. Особенности мышления при нарушениях произносительной стороны речи.
19. Особенности мышления при системных нарушениях речи.
20. Особенности мышления лиц с заиканием.
21. Особенности воображения лиц с нарушениями речи.
22. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями произносительной стороны речи.
23. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с системными нарушениями речи.
24. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с заиканием.
25. Особенности мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний лиц с нарушениями произносительной стороны речи и с системными нарушениями речи.
26. Особенности мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний лиц с заиканием.
27. Особенности межличностных отношений и общения лиц с нарушениями произносительной стороны речи и с системными нарушениями речи.
28. Особенности межличностных отношений и общения лиц с заиканием.
29. Особенности деятельности лиц с нарушениями речи.
30. Теоретические основы психокоррекционной работы с лицами, имеющими нарушения речи и ее значение в логопедической работе.
Тематика письменных сообщений
1. Логопсихология как наука о закономерностях психического развития лиц с речевыми нарушениями.
2. Исторический аспект развития логопсихологии.
3. Концептуальные и методологические основы логопсихологии.
4. Роль Л.С. Выготского для становления логопсихологии
5. Особенности восприятия лиц с речевыми нарушениями.
6. Особенности внимания лиц с речевыми нарушениями.
7. Особенности памяти лиц с речевыми нарушениями.
8. Особенности мышления и воображения лиц с речевыми нарушениями.
9. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи.
10. Особенности общения, межличностных взаимоотношений лиц с речевыми нарушениями.
11. Принципы построения психокоррекционных программ для лиц с нарушениями речи.
12. Методы диагностики психического развития ребенка
13. Взаимосвязь в развитии речи и высших психических функций при нарушениях развития.
14. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.
15. Основные виды речевых нарушений первичного характера
16. Расстройства речи вторичного характера.
17. Слуховая агнозия.
18. Зрительная агнозия.
19. Астереогноз.
20. Особенности мнестической деятельности.
21. Специфика памяти (зрительная, слуховая, вербальная и моторная) у детей с нарушениями речи.
22. Особенности мыслительной деятельности у лиц с речевыми расстройствами.
23. Связь процесса мышления и развитие речи. Влияние нарушения мыслительтных процессов на развитие речи.
24.. Воображение у детей с речевыми нарушениями.
25. Эмоциональная сфера детей с речевой патологией.
26. Специфика поведения детей с речевыми дефектами в различных видах деятельности.
27. Особенности межличностного взаимодействия детей нарушениями речи.
28. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
29. Общая характеристика обучаемости детей, страдающих речевыми расстройствами.
30. Специфика взаимодействия ребенка с нарушениями речи и взрослого.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающему следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающего. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающим.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающего на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегоми и самими обучающегоми.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегом времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающего. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающего и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающим по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: практические задания как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.