(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1.Методика преподавания русского языка как наука. Объект, предмет, цель и задачи методики. Связь методики русского языка с другими науками. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.
2.Из истории методики преподавания русского языка как родного и неродного в школе.
3.Лингвистические основы методики преподавания русского языка как неродного в школе.
4.Значение и задачи обучения русской пунктуации. Взаимосвязанное обучение синтаксису и пунктуации. Методические приемы и виды упражнений по привитию пунктуационных навыков.
5.Реализация принципа учета особенностей родного языка обучающихся при обучении русскому языку как неродному.
6.Дидактические принципы методики преподавания русского языка как неродного в школе (принципы научности, доступности, прочности знаний, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности)
7. Значение и задачи обучения фонетике для практического овладения русским языком как неродным. Типы фонетико-орфоэпических упражнений. Виды орфоэпических ошибок. Преодоление и предупреждение интерферентных ошибок обучающихся.
8. Содержание и структура действующих программ по русскому языку как родному и неродному.
9. Методика обучения русскому глаголу в школе. Взаимосвязанное усвоение законов функционирования категорий вида, времени и наклонения в речи. Учет транспозиции и интерференции при изучении глагола в национальной школе.
10. Методы и приемы обучения русскому языку как неродному в школе. Классификация методов обучения русскому языку как неродному. Зависимость выбора методов от целей, задач и содержания обучения.
11. Методика обучения орфографии в школе. Связь работы по орфографии с занятиями по фонетике, орфоэпии и грамматике. Виды упражнений по привитию орфографических умений и навыков.
12. Значение и содержание словарной работы на уроках русского языка как неродного. Активный и пассивный словарь обучающихся. Приемы семантизации слов. Типы лексических упражнений. Работа со словарем при изучении лексики русского языка.
13. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы уроков и их структура.
14. Подготовка, планирование и проведение урока с учетом специфики преподавания русского языка как неродного.
15. Методика изучения имен прилагательных в школе. Учет специфики изучения имен прилагательных в национальной школе.
16. Нетрадиционные уроки: типы, структура, методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
17. Значение и задачи обучения морфемике и словообразованию в школе. Связь морфемики и словообразования с лексикой и грамматикой. Учет специфических трудностей, обусловленных различием в структуре слов, формах их изменения и средствах образования в русском и родном языке обучающихся.
18. Методика обучения лексике и фразеологии русского языка как неродного в школе. Типы лексических ошибок, пути их предупреждения и устранения.
19. Учебник как основное средство обучения русскому языку как неродному. Принципы его построения и основное содержание.
20. Учебно-методический комплекс по русскому языку как неродному. Взаимосвязанное использование учебника и других средств обучения в процессе преподавания русского языка как неродного.
21. Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку как неродному.
22. Особенности развития монологической речи обучающихся в школе. Различные виды изложений и сочинений, их классификация, методика проведения. Типы ошибок и пути их предупреждения.
23. Методика обучения сложным предложениям. Проблемы предупреждения внутриязыковой и межъязыковой интерференции при изучении сложных предложений.
24. Типы диктантов, методика их проведения, нормы оценки, работа над ошибками.
25. Развитие речи обучающихся – основное направление курса русского языка как неродного в школе. Взаимосвязанное изучение всех уровней языка – основа развития речи обучающихся. Устная и письменная речь, их особенности и взаимосвязь.
26. Методика изучения имени существительного в школе. Значение овладения категорией рода в целях формирования русской речи. Приемы работы по выработке навыков согласования в роде с именами существительными, прилагательными, причастиями, глаголами прошедшего времени и др.
27. Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку как неродному.
28. Реализация текстоориентированного подхода в обучении русскому языку как неродному.
29. Современные информационные технологии в обучении русскому языку как неродному.
30.Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.
Задания к зачету:
1.Проанализируйте конспект урока русского языка как неродного. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.
2.Разработайте фрагмент урока русского языка как неродного с применением информационных технологий.
3.Разработайте фрагмент урока русского языка как неродного с применением технологии развития критического мышления на основе письма и чтения.
Примерная тематика сообщений
1.Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.
2.Лингвистические основы методики преподавания русского языка как неродного в школе.
3.Реализация принципа учета особенностей родного языка обучающихся при обучении русскому языку как неродному.
4.Содержание и структура действующих программ по русскому языку как родному и неродному.
5.Интерференция и пути ее преодоления.
6.Внутриязыковая и межъязыковая интерференция. Пути преодоления.
7.Подготовка, планирование и проведение урока с учетом специфики преподавания русского языка как неродного.
8.Значение и задачи обучения морфемике и словообразованию в школе. Связь морфемики и словообразования с лексикой и грамматикой. Учет специфических трудностей, обусловленных различием в структуре слов, формах их изменения и средствах образования в русском и родном языке обучающихся.
9.Учебно-методический комплекс по русскому языку как неродному. Взаимосвязанное использование учебника и других средств обучения в процессе преподавания русского языка как неродного.
10.Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку как неродному.
11.Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку как неродному.
12.Реализация текстоориентированного подхода в обучении русскому языку как неродному.
13.Современные информационные технологии в обучении русскому языку как неродному.
14.Методика изучения уровней языка. Методика обучения фонетике. Работа над интереферентными ошибками обучающихся
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.