2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Проблемы изучения русского языка как неродного_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы изучения русского языка как неродного
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Проблемы изучения русского языка как неродного
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к преподаванию русского языка как неродного в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения русскому языку как неродному;
1.4
научить предупреждать и преодолевать интерферентные ошибки обучающихся при изучении русского языка;
1.5
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.6
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности в области преподавания русского языка как неродного;
1.7
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку как неродному в свете  требований образовательных стандартов;
1.8
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История русской литературы
2.1.2
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.1.3
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.1.4
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория литературы
2.1.8
Функциональная грамматика русского языка
2.1.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.1.10
История зарубежной литературы
2.1.11
Методика обучения русскому языку
2.1.12
Производственная педагогическая практика
2.1.13
Русская диалектология
2.1.14
Теория языка
2.1.15
Учебная практика по риторике
2.1.16
История языка
2.1.17
Методика обучения литературе
2.1.18
Основы вожатской деятельности
2.1.19
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.20
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.21
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.22
Психология воспитательных практик
2.1.23
Учебная читательская практика
2.1.24
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.25
Детская литература
2.1.26
Практикум по анализу художественного текста
2.1.27
Речеведение
2.1.28
Основы ораторского мастерства
2.1.29
Фольклор
2.1.30
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.1.31
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.1.32
Практикум по грамматике
2.1.33
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.34
Техника речи
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.1.35
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание ФГОС общего образования
3.1.2
содержание предметной области "Русский язык"
3.1.3
требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету "Русский язык"
3.1.4
педагогические технологии обучения русскому языку
3.1.5
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся
3.1.6
содержание примерных рабочих программ по предмету "Русский язык"
3.1.7
методы и приемы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по предмету "Русский язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программу учебного предмета "Русский язык"
3.2.2
отбирать педагогические технологии для разработки основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
3.2.3
отбирать содержание, методы и приемы организации контроля и оценки
3.2.4
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.2.5
организовывать и оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка
3.2.6
отбирать учебное содержание в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3.2.7
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов
3.3.2
навыками отбора педагогических технологий
3.3.3
навыками отбора методов и приемов организации контроля и оценки
3.3.4
навыками осуществления контроля и оценки образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.3.5
навыками отбора учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями с ФГОС ОО
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы методики обучения русскому языку как неродному

 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1.1
Методика – наука об обучении русскому языку как неродному. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками Базовые категории методики как науки.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.2
Внутриязыковая и межъязыковая интерференция. Пути ее преодоления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.3
Подходы в развитии методики как науки. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.4
Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.5
Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения русскому языку как неродному. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.6
Методы исследования в методике.  Теоретические методы исследования.Эмпирические методы исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
1.7
Особенности организации опытного и пробного обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 2. Цели и задачи обучения русскому языку как неродному

 
2.1
Понятие «задачи обучения» русскому языку. Методика развития речи.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
2.2
Развитие речи - важнейший компонент обучения русскому языку как неродному в школе. Обучение видам речевой деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 3. Содержание обучения русскому языку как неродному

 
3.1
Содержание обучения русскому языку как неродному /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.2
Содержание обучения русскому языку как неродному. Структура содержания обучения русскому языку как неродному. Принципы отбора содержания  обучения русскому языку /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 4. Принципы обучения русскому языку как неродному

 
4.1
Принципы обучения русскому языку как неродному. Специфические принципы обучения русскому языку как неродному.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
4.2
Лингвистические принципы, психологические принципы обучения русскому языку как неродному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 5. Технологии, методы и приемы обучения русскому языку как неродному

 
5.1
Педагогические и информационные технологии в обучении русскому языку как неродному. Понятие «технология обучения» русскому языку как неродному.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
5.2
Современные педагогические и информационные технологии обучения русскому языку как неродному. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
5.3
Методы и приемы обучения русскому языку как неродному. Понятие «метод обучения» русскому языку как неродному. Общедидактические методы. Частнодидактические методы. Понятие «прием обучения» русскому языку как неродному. Современные приемы обучения русскому языку как неродному.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 6. Средства обучения  русскому языку как неродному

 
6.1
Средства обучения русскому языку как неродному

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
6.2
Современные УМК по русскому языку как неродному для этапа основного общего образования, среднего общего образования. Анализ УМК. Система средств обучения русскому языку как неродному. Аудиовизуальные средства обучения русскому языку как неродному

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Раздел 7. Проблема системы упражнений в обучении русскому языку как неродному

 
7.1
Проблема системы упражнений в обучении русскому языку как неродному /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
7.2
Алгоритм конструирования системы упражнений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 8. Организационные формы обучения русскому языку как неродному

 
8.1
Организационные формы обучения русскому языку как неродному. Планирование урока  русского языка как неродного. Анализ урока русского языка как неродного /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
8.2
Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков. Планирование урока русского языка как неродного. Анализ урока русского языка как неродного. Самоанализ урока русского языка как неродного

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 9. Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитию речи

 
9.1
Методика изучения уровней языка. Методика обучения фонетике. Работа над интереферентными ошибками обучающихся. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
9.2
Методика изучения лексикологии и фразеологии. Предупреждение и преодоление интерферентных ошибок обучающихся при изучении лексики и фразеологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
9.3
Методика изучения морфемики и словообразования. Учет транспозиции и интерференции при изучении морфологии русского языка как неродного /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
9.4
Методика изучения грамматики. Методика изучения морфологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
9.5
Методика изучения синтаксиса. Учет транспозиции и интерференции при изучении морфологии и синтаксиса русского языка как неродного /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
9.6
Методика обучения русской орфографии. Методика обучения пунктуации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 10. Контроль в обучении русскому языку как неродному

 
10.1
Контроль в обучении русскому языку как неродному

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
10.2
Цели контроля в обучении русскому языку как неродному. Средства контроля. Формы контроля. Функции контроля. Виды контроля

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 11. Методика изучения уровней языка. 

 
11.1
Методика изучения морфемики и словообразования. Учет транспозиции и интерференции при изучении морфологии русского языка как неродного. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
11.2
Методика изучения грамматики. Методика изучения морфологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
11.3
Методика изучения синтаксиса. Учет транспозиции и интерференции при изучении морфологии и синтаксиса русского языка как неродного. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
11.4
Методика обучения русской орфографии. Методика обучения пунктуации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
 
Раздел 12. Содержание понятия «процесс обучения» русскому языку как неродному. Учебная деятельность как     основа процесса обучения

 
12.1
Содержание понятия «процесс обучения» русскому языку как неродному.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
12.2
Учебная деятельность как основа процесса обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Методика преподавания русского языка как наука. Объект, предмет, цель и задачи методики. Связь методики русского языка с другими науками. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.

2.Из истории методики преподавания русского языка как родного и неродного в школе.

3.Лингвистические основы методики преподавания русского языка как неродного в школе.

4.Значение и задачи обучения русской пунктуации. Взаимосвязанное обучение синтаксису и пунктуации. Методические приемы и виды упражнений по привитию пунктуационных навыков.

5.Реализация принципа учета особенностей родного языка обучающихся при обучении русскому языку как неродному.

6.Дидактические принципы методики преподавания русского языка как неродного в школе (принципы научности, доступности, прочности знаний, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности)

7. Значение и задачи обучения фонетике для практического овладения русским языком как неродным. Типы фонетико-орфоэпических упражнений. Виды орфоэпических ошибок. Преодоление и предупреждение интерферентных ошибок обучающихся.

8. Содержание и структура действующих программ по русскому языку как родному и неродному.

9. Методика обучения русскому глаголу в школе. Взаимосвязанное усвоение законов функционирования категорий вида, времени и наклонения в речи. Учет транспозиции и интерференции при изучении глагола в национальной школе.

10. Методы и приемы обучения русскому языку как неродному в школе. Классификация методов обучения русскому языку как неродному. Зависимость выбора методов от целей, задач и содержания обучения.

11. Методика обучения орфографии в школе. Связь работы по орфографии с занятиями по фонетике, орфоэпии и грамматике. Виды упражнений по привитию орфографических умений и навыков.

12. Значение и содержание словарной работы на уроках русского языка как неродного. Активный и пассивный словарь обучающихся. Приемы семантизации слов. Типы лексических упражнений. Работа со словарем при изучении лексики русского языка.

13. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы уроков и их структура.

14. Подготовка, планирование и проведение урока с учетом специфики преподавания русского языка как неродного.

15. Методика изучения имен прилагательных в школе. Учет специфики изучения  имен прилагательных в национальной школе.

16. Нетрадиционные уроки: типы, структура, методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

17. Значение и задачи обучения морфемике и словообразованию в школе. Связь морфемики и словообразования с лексикой и грамматикой. Учет специфических трудностей, обусловленных различием в структуре слов, формах их изменения и средствах образования в русском и родном языке обучающихся.

18. Методика обучения лексике и фразеологии русского языка как неродного в школе. Типы лексических ошибок, пути их предупреждения и устранения.

19. Учебник как основное средство обучения русскому языку как неродному. Принципы его построения и основное содержание.

20. Учебно-методический комплекс по русскому языку как неродному. Взаимосвязанное использование учебника и других средств обучения в процессе преподавания русского языка как неродного.

21. Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку как неродному.

22. Особенности развития монологической речи обучающихся в школе. Различные виды изложений и сочинений, их классификация, методика проведения. Типы ошибок и пути их предупреждения.

23. Методика обучения сложным предложениям. Проблемы предупреждения внутриязыковой и межъязыковой интерференции при изучении сложных предложений.

24. Типы диктантов, методика их проведения, нормы оценки, работа над ошибками.

25. Развитие речи обучающихся – основное направление курса русского языка как неродного в школе. Взаимосвязанное изучение всех уровней языка – основа развития речи обучающихся. Устная и письменная речь, их особенности и взаимосвязь.

26. Методика изучения имени существительного в школе. Значение овладения категорией рода в целях формирования русской речи. Приемы работы по выработке навыков согласования в роде с именами существительными, прилагательными, причастиями, глаголами прошедшего времени и др.

27. Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку как неродному.

28. Реализация текстоориентированного подхода в обучении русскому языку как неродному.

29. Современные информационные технологии в обучении русскому языку как неродному.

30.Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.

Задания к зачету:                                  

1.Проанализируйте конспект урока русского языка как неродного. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.

2.Разработайте фрагмент урока русского языка как неродного с применением информационных технологий.

3.Разработайте фрагмент урока русского языка как неродного с применением технологии развития критического мышления на основе письма и чтения.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика сообщений

1.Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Специфика методики преподавания русского языка в зависимости от аудитории.

2.Лингвистические основы методики преподавания русского языка как неродного в школе.

3.Реализация принципа учета особенностей родного языка обучающихся при обучении русскому языку как неродному.

4.Содержание и структура действующих программ по русскому языку как родному и неродному.

5.Интерференция и пути ее преодоления.

6.Внутриязыковая и межъязыковая интерференция. Пути преодоления.

7.Подготовка, планирование и проведение урока с учетом специфики преподавания русского языка как неродного.

8.Значение и задачи обучения морфемике и словообразованию в школе. Связь морфемики и словообразования с лексикой и грамматикой. Учет специфических трудностей, обусловленных различием в структуре слов, формах их изменения и средствах образования в русском и родном языке обучающихся.

9.Учебно-методический комплекс по русскому языку как неродному. Взаимосвязанное использование учебника и других средств обучения в процессе преподавания русского языка как неродного.

10.Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку как неродному.

11.Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку как неродному.

12.Реализация текстоориентированного подхода в обучении русскому языку как неродному.

13.Современные информационные технологии в обучении русскому языку как неродному.

14.Методика изучения уровней языка. Методика обучения фонетике. Работа над интереферентными ошибками обучающихся

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дейкина,  А.Д. 
История методики преподавания русского языка в биографических очерках : учебное пособие/ Дейкина А.Д., Янченко В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 348 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75803.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л1.2
Сурыгин, А.И. 
Основы теории обучения на неродном для учащихся языке: Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Электронный ресурс]/ Сурыгин А.И.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Златоуст, 2019.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81412.html.— ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: Златоуст, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Круглякова, Т.А. 
Проблемы изучения билингвизма : Проблемы изучения билингвизма [Электронный ресурс]: книга для чтения/ Круглякова Т.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Златоуст, 2014.— 278 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70591.html.— ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: Златоуст, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост.  Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения русскому языку»: : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Методика обучения русскому языку» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2016 .— 100 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Методика обучения русскому языку_Потанина.pdf>
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2016 
 
Л3.2
Асратян, Н.М., Гильманов,  Д.Ш., Мухаметшин,  А.Г.
Педагогическое пространство поликультурного образования в Поволжье : Педагогическое пространство поликультурного образования в Поволжье [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Н.М. Асратян, Д.Ш. Гильманов, А.Г. Мухаметшин .— Н.Челны : ФБГОУ ВО «НГПУ», 2016 .— 89с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Пед пространство поликулт образов в Поволжье_Асратян,Гильманов,Мухаметшин.pdf>
Н.Челны : ФБГОУ ВО «НГПУ», 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                          Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                 Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 14
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.