2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Современные образовательные технологии_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные образовательные технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
90
90
90
90
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Современные образовательные технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию современных образовательных технологий в преподавании в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить требования к профессиональным компетенциям учителя  русского языка и литературы, новые тенденции в методике преподавания русского языка и литературы в школе ознакомить с современными концепциями школьного филологического образования, с основными подходами к осуществлению предметных и метапредметных связей при обучении русскому языку и литературе
1.4
научить применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
1.5
научить определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
1.6
формировать умения использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Метапредметное обучение
2.1.2
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.1.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Русская литература в контексте культур
2.1.6
Текстология
2.1.7
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.8
Методология и методы научного исследования
2.1.9
Современные проблемы науки и образования
2.1.10
Теория литературы
2.1.11
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4.1: Знает общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения; документы, регламентирующие содержание базовых национальных ценностей
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
УК-6.4: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
 
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность проблемной ситуации, этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
3.1.2
современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять проблемную ситуацию; находить, критически анализировать и выбирать информацию
3.2.2
рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации
3.2.3
формулировать собственные суждения и оценки грамотно, логично, аргументировано
3.2.4
предлагать стратегию действий
3.2.5
использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом рассмотрения различных вариантов решения проблемной ситуации на основе системного подхода
3.3.2
навыком оценивания их преимуществ и рисков, последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации
3.3.3
навыками применения современных образовательных технологий для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные образовательные технологии: теоретический анализ

 
1.1
Государственная политика РФ в области образования. Система образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
1.2
Сущность образовательных технологий. Концепции образовательных технологий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
1.3
Определение понятия "образовательные технологии". Основные понятия "педагогической технологии". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
1.4
Этапы становления интегративных образовательных технологий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
1.5
Функции и роли преподавателя в процессе применения инновационных технологий обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 2. Классические и интерактивные технологии обучения

 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.1
Классические зарубежные и отечественные методы обучения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
2.2
Инновационные методы обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
2.3
Деловые и организационно-деятельностные игры. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
2.4
Имитационные игры. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
2.5
Методы активизации учебного процесса: ситуационный анализ,ролевые игры, утопические игры, мозговой штурм, применение ассоциаций и метафор,дебаты, эффективные коммуникации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 3. Метод кейс-стади

 
3.1
Кейс-стади: история возникновения. Характеристика метода и классификации кейсов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
3.2
Функции кейс-стади и его применение в обучении.Преимущества использования кейсов в образовательной деятельности.Методика создания кейса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 4. Организация групповой работы

 
4.1
Организация работы по микрогруппам. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
4.2
Технология обучения в сотрудничестве. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
4.3
Коллективные способы обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
4.4
Результаты работы в группах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 5. Технология модульного обучения

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
5.1
Основные идеи модульного обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
5.2
Коструирование модуля. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
5.3
Модульная программа. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 6. Дифференцированное обучение

 
6.1
Цели дифференцированного обучения.Организация дифференцированного обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
6.2
Уровневая дифференциация. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 7. Поисковые и исследовательские технологии

 
7.1
Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий.Алгоритм поискового и исследовательского обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
7.2
Проблемное обучение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
7.3
Оценка работы обучающихся в проблемном обучении. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 8. Проектная деятельность школьников

 
8.1
Особенности и функции проектной деятельности обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
8.2
Виды проектов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
8.3
Принципы и условия организации проектной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
8.4
Этапы организации проектной деятельности школьников. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
8.5
Средства и способы организации проектной деятельности обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
8.6
Урок и проектная деятельность школьников. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 9. Технология игровой деятельности

 
9.1
Сущность игровой деятельности. Структура и принципы игровой технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
9.2
Классификация игровых технологий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 10. Технология "развитие критического мышления через чтение и письмо"

 
10.1
Теоретические основы технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
10.2
Этапы технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 11. Технология портфолио

 
11.1
Особенности технологии портфолио. Портфолио как средство повышения мотивации обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
11.2
Оценка портфолио.Портфолио как система накопительной оценки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 12. Педагогические мастерские

 
12.1
Идеи и принципы педагогических мастерских. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
12.2
Этапы построения мастерской. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
12.3
Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 13. Технология "Образ и мысль"

 
13.1
Идеи технологии "Образ и мысль". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
13.2
Принципы технологии "Образ и мысль". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
13.3
Технологические этапы построения занятия в рамках технологии "Образ и мысль". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 14. Технологии интеграции в образовательном процессе

 
14.1
Сущность понятия интеграции в образовательном процессе.Особенности и этапы технологии интеграции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
14.2
Краткая характеристика частных технологий интеграции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
14.3
Проблемно-тематический день. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 15. Технология позиционного обучения

 
15.1
Этапы построения занятия в рамках технологии позиционного обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
15.2
Характеристика позиций, предлагаемых для работы с текстом. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
 
Раздел 16. Дискуссия в педагогическом процессе

 
16.1
Особенности дискуссии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
16.2
Этапы проведения дискуссии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
16.3
Технология "Дебаты" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
16.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Государственная политика РФ в области образования. Система образования.

2.Сущность образовательных технологий. Концепции образовательных технологий.

3.Определение понятия "образовательные технологии". Основные понятия "педагогической технологии".

4.Этапы становления интегративных образовательных технологий.

5.Функции и роли преподавателя в процессе применения инновационных технологий обучения.

6.Классические зарубежные и отечественные методы обучения.

7.Инновационные методы обучения.

8.Деловые и организационно-деятельностные игры.

9.Имитационные игры.

10.Методы активизации учебного процесса: ситуационный анализ,ролевые игры, утопические игры, мозговой штурм, применение ассоциаций и метафор,дебаты, эффективные коммуникации.

11. Кейс-стади: история возникновения. Характеристика метода и классификации кейсов.

12. Функции кейс-стади и его применение в обучении.Преимущества использования кейсов в образовательной деятельности.

13. Методика создания кейса.

14. Организация работы по микрогруппам.

15. Технология обучения в сотрудничестве.

16. Коллективные способы обучения.

17. Результаты работы в группах.

18. Основные идеи модульного обучения.

19. Коструирование модуля.

20. Модульная программа.

21. Цели дифференцированного обучения.Организация дифференцированного обучения.

22. Уровневая дифференциация.

23. Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий.Алгоритм поискового и исследовательского обучения.

24. Проблемное обучение.

25. Оценка работы обучающихся в проблемном обучении.

26. Особенности и функции проектной деятельности обучающихся.

27. Виды проектов.

28. Принципы и условия организации проектной деятельности.

29. Этапы организации проектной деятельности школьников.

30. Средства и способы организации проектной деятельности обучающихся.

31. Урок и проектная деятельность школьников.

32. Сущность игровой деятельности. Структура и принципы игровой технологии.

33. Классификация игровых технологий.

34. Теоретические основы технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо".

35. Этапы технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо".

36. Особенности технологии портфолио. Портфолио как средство повышения мотивации обучения.

37. Оценка портфолио.

38. Портфолио как система накопительной оценки.

39. Идеи и принципы педагогических мастерских.

40. Этапы построения мастерской.

41. Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских.

42. Идеи технологии "Образ и мысль".

43. Принципы технологии "Образ и мысль".

44. Технологические этапы построения занятия в рамках технологии "Образ и мысль".

45. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе.Особенности и этапы технологии интеграции.

46. Краткая характеристика частных технологий интеграции.Проблемно-тематический день.

47. Этапы построения занятия в рамках технологии позиционного обучения.

48. Характеристика позиций, предлагаемых для работы с текстом.

49. Особенности дискуссии.Этапы проведения дискуссии.

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
50. Технология "Дебаты"

Задания к зачету

1. Составьте глоссарий по теме "Образовательные технологии" (не менее 15 терминов). Обоснуйте свой выбор.

2. Разработайте дифференцированные задания по теме "Омонимы".

3. Разработайте план урока, используя один из алгоритмов исследовательского обучения(по микрогруппам).

4. Составьте список проектов (не менее 5), указав следующие сведения: название проекта, тип проекта, возраст участников, связь с учебными предметами, способы "запуска проекта",форма представления проекта, форма представления результатов проектной деятельности.

5. Разработайте краткую памятку по проведению дискуссии.

6. Составьте правила организации игрового проекта, учитывая структуру и принципы игровой технологии.

7. Разработайте фрагмент урока, используя приемы технологии "развитие критического мышления через чтение и письмо".

8. Проведите анализ своего портфолио.

9. Напишите эссе на тему "Отличия занятия, построенного по технологии  "Педагогические мастерские", от традиционного урока".

10. Напишите эссе на тему "Технологические приемы,используемые на занятии в рамках технологии "Образ и мысль"".

11. Разработайте глоссарий по теме "Оценивание в педагогической деятельности" (не менее 15 понятий).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1. Современные образовательные технологии: теоретический анализ

2. Классические и интерактивные технологии обучения

3. Метод кейс-стади

4. Организация групповой работы

5. Технология модульного обучения

6. Дифференцированное обучение

7. Поисковые и исследовательские технологии

8. Проектная деятельность школьников

9. Технология игровой деятельности

10. Технология "развитие критического мышления через чтение и письмо"

11. Технология портфолио

12. Педагогические мастерские

13. Технология "Образ и мысль"

14. Технологии интеграции в образовательном процессе

15. Технология позиционного обучения

16. Дискуссия в педагогическом процессе

17. Сущность игровой деятельности и специфика игровой деятельности педагога.

  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
 Байбородова, Л. В. [и др.] ; под общей редакцией  Байбородовой, Л. В.,  Чернявской., А. П.
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452318 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Ашанина, Е. Н.  [и др.] ; под редакцией  Ашаниной, Е. Н.,  Ежова, С. П.
Современные образовательные технологии : : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454163 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 13
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
 Попова, С. Ю.,  Пронина, Е. В.
Современные образовательные технологии. Кейс-стади : : учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08773-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454028 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Факторович, А. А
Педагогические технологии : : учебное пособие для вузов / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452715 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина, А. В. 
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы» : : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» по дисциплине «Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 98 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Образовательные технологии_Потанина.pdf>
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 14
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                           Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                   Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. 

 
стр. 15
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                   Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                      Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 16
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                         Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.