2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Современные средства оценивания результатов обучения по предметам Русский язык_ Литература_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
4
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у магистрантов систематизированных знаний, а также умений и навыков в области современных средств оценивания результатов обучения и их основных методов, позволяющих подготовить конкурентоспособного выпускника для сферы образования, готового к инновационной творческой деятельности в образовательных учреждениях различного профиля и уровня.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
заложить методологические и теоретические основы оценки результатов обучения в целом и отдельных элементов;
1.4
сформировать у обучающихся необходимые компетенции в области контрольно-оценочной деятельности педагога;
1.5
развить умения по разработке критериев оценки процесса обучения;
1.6
сформировать знания о порядке организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.2
Современные образовательные технологии
2.1.3
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Русская и зарубежная литература в школе
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Информационные технологии в педагогической деятельности
2.1.8
Методология и методы научного исследования
2.1.9
Современные проблемы науки и образования
2.1.10
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6.2: Умеет использовать знания об особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-6.3: Владеет умениями учета особенностей развития обучающихся в образовательном процессе; умениями отбора и использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных)  технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; умениями разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуально-ориентированных образовательных программ (совместно с другими субъектами образовательных отношений)
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-5.1: Знает принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-5.2: Умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-5.3: Владеет действиями (умениями) применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся
3.1.2
принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся
3.1.3
принципы разработки программ мониторинга образовательных результатов обучающихся
3.1.4
рефлексивные методы, используемые для решения задач самоорганизации и саморазвития
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять методы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся
3.2.2
применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся
3.2.3
разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся
3.2.4
формулировать цели собственной деятельности, определять пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
действиями применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся
3.3.2
опытом использования предоставляемых возможностей для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»

 
1.1
Цели и основные задачи модернизации образования. Понятие о качестве образования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
1.2
Оценка результатов обучения как элемент управления качеством.  Мониторинг качества образования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
1.3
Современное понимание «знания». Компетентностный подход в образовании. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 УК-6.5
5
0
 
1.4
Понятие педагогического мониторинга.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
1.5
Условия организации мониторинга в образовании.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-6.5
5
0
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
1.6
Контроль и оценка знаний обучающихся в структуре педагогической деятельности в процессе инновационного обучения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
1.7
Инновационное обучение. Контроль и оценка знаний обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
 
Раздел 2. Современные тенденции в области современных средств оценивания результатов обучения

 
2.1
Модернизация контрольно-оценочной системы.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
2.2
Педагогическое общение и взаимодействие. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-6.5
5
0
 
2.3
Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.4
Теория и практика создания тестов и тестовых заданий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-6.5
5
0
 
2.5
Классификация видов тестов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.6
Практика создания тестов и тестовых заданий /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.5
5
0
 
2.7
Система рейтинг-контроля как составная часть учебного процесса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.8
Технология рейтинга  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.9
Портфолио как средство накопительной оценки. Типы портфолио, его структура /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
2.10
Работа учителя с учащимися по составлению портфолио /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.5
5
0
 
2.11
Общероссийская система оценки качества образования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-6.5
5
0
 
2.12
Система оценки качества образования как результат или проблема. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.13
Контрольные измерительные материалы. Структура, содержание КИМ.  Технология разработки контрольно-измерительных материалов, организации и проведения Единого государственного экзамена.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.5
5
0
 
2.14
Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. Технология разработки КИМ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
2.15
Технология проведения ЕГЭ. Шкалирование результатов Единого государственного экзамена, использование их в управлении качеством образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.16
Шкалирование результатов Единого государственного экзамена, использование их в управлении качеством образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.5
5
0
 
2.17
Виды мспользуемых шкал ЕГЭ. Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-6.5
5
0
 
2.18
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-6.5
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к зачету

1.Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой XXI века?

2.Как можно и нужно влиять на повышение качества школьного образования?  Каковы структурные компоненты системы обеспечения качества образовательного процесса в школе?

3.В чем заключаются особенности обеспечения качества образовательного процесса на уровне класса, предмета, учебного занятия?

4.В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?

5.Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»?

6.Назовите основные компоненты обучаемости.

7.Определите ведущие требования к системе оценивания учебных достижений школьников?

8.В чем проявляется модернизация системы оценивания в общеобразовательной школе?

9.Какие виды содержательной оценки могут применяться в школе первой, второй и третьей ступени?

10.Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

11.В чем особенности построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся?

12.Охарактеризуйте основные принципы теории тестов, предложенные Ф.Гальтоном. Как данные принципы используются в настоящее время?

13.Какие требования тестирования, выдвинутые Дж. Кеттелом, положены в основу современной тестологии?

14.Охарактеризуйте значение работ А.Бине и Т.Симона в развитии современной тестологии.

15.Чем определяется необходимость использования той или иной технологии в организации педагогического процесса в профильном обучении?

16.Каковы критерии оценки учебных тестов?

17.В чем заключается особенность технологии полного усвоения Дж. Кэрролла и Б.Блума?

18.Чем  характеризуется развитие тестологии в конце XIX – начале XX века?

19.Выделите этапы развития педагогической тестологии в России.

20.Охарактеризуйте современные подходы к определению понятия «тест». Как Вы трактуете это определение?

21.Какие основные понятия характеризуют теорию педагогических измерений?

22.Дайте определение педагогического задания, теста.

23.Охарактеризуйте понятия: «задание в тестовой форме» и «тестовое задание». Что общего и какие различия существуют между этими двумя понятиями?

24.Какие требования предъявляются к структуре и содержанию тестов?

25.В чем преимущества компьютерного тестирования и адаптированного тестирования?

26.Дайте определение критериально-ориентированным и нормативно-ориентированным тестам. Назовите их основные недостатки и преимущества.

27.Раскройте основные виды тестов по процедуре создания, средствам однородности задач; направленности, характеру действий, ведущей ориентации, целям использования; объективные и проективные тесты; широко ориентированные и узко ориентированные.

28.Охарактеризуйте виды и типы тестовых заданий по А.Н.Майорову.

29.Охарактеризуйте формы тестовых заданий по В.С. Аванесову.

30.Перечислите показатели надежности тестов как измерительного инструмента.

31.Дайте определение выборки, назовите признаки выборки.

32.Раскройте основные понятия выборки: генеральная совокупность, выборочная совокупность, генеральное распределение.

33.Назовите требования, предъявляемые  к выборке: полнота, точность, адекватность и др.

34.Охарактеризуйте способы построения выборки: квотная, систематическая, вероятностная, серийная.

35.Дайте определение понятию надежности теста.

36.Охарактеризуйте ошибки измерения теста: промахи, случайные ошибки, систематические ошибки.

37.Раскройте способы определения надежности теста: Ретестовая надежность, метод расщепления, взаимозаменяющие формы.

38.Назовите факторы, влияющие на надежность тестового инструментария: величина теста, недвусмысленность заданий и т.д.

39.Раскройте смысл проблемы угадывания правильного ответа.

40.Дайте определение валидности теста.

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
41.Охарактеризуйте основные виды валидности: содержательная, конструктивная, критериальная.

42.Раскройте основные виды валидности с точки зрения количественного оценивания.

43.Охарактеризуйте значение невербальных материалов в тестировании.

44.В чем заключаются различия между педагогическими и психологическими тестами? Можно ли говорить об однозначности этих различий?

45.Каковы преимущества использования тестов достижений (педагогических тестов)?

46.Каковы ограничения при использовании педагогических тестов?

47.Можно ли сказать, что тесты достижений определяют интеллект человека?

48.Какие виды интеллекта Вы можете назвать?

49.В чем трудности педагогических измерений с точки зрения знания о различных видах интеллекта?

50.Каковы этапы разработки теста и в чем психологическое значение каждого из этапов?

51.Что такое спецификация теста, что она в себя включает?

52.Какие психологические характеристики человека актуализируются в процессе проведения тестирования? С какими психологическими трудностями сталкивается ученик во время тестирования?

53.Какова стратегия психолого-педагогической поддержки детей различных «групп риска» при проведении тестирования?

54.Охарактеризуйте современные подходы к оценке учебных достижений школьников.

55.Что такое КИМ? Каковы принципы создания КИМ?

56.Назовите наиболее перспективные направления совершенствования КИМ.

57.Каковы причины введения ЕГЭ?

58.Охарактеризуйте порядок проведения Единого государственного экзамена.

59.В чем заключается сущностная характеристика личностно ориентированной технологии подготовки школьников к ЕГЭ?

60.Разработайте свой вариант подготовки школьников к успешному выполнению контрольно-измерительных материалов в режиме ЕГЭ.

61.За счет чего можно сформировать у учащихся общеобразовательные навыки и подготовить их к успешной сдаче экзаменов за 9 класс?

62.Какие виды портфолио используются в современной школе? Каковы их преимущества и недостатки в предпрофильном обучении?

Задания к зачету

1.Разработать содержание портфеля для обучающихся 5-6 классов по предмету Русский язык / Литература.

2.Разработать содержание портфеля для обучающихся 7-9 классов по предмету Русский язык / Литература.

3.Разработать содержание портфеля для обучающихся 10-11 классов по предмету Русский язык / Литература.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 740 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427499 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. 
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Логос, 2012. — 280 c. — ISBN 978-5-98704-623-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13010.html 
Москва : Издательство Логос, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под редакцией Татарченкова, С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: :учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0914-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?   init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающихся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление 

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.