Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка.
особенности развития и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
особенности развития и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.
3. Показать различные подходы изучения проблемы расстройств письма и письменной речи в зарубежной и отечественной литературе.
4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.
5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.
6. Дислексия. Этиология, патогенез, клиника дислексий.
7. Дисграфия. Этиология, патогенез, клиника дисграфий.
8. Психологические классификации дислексий (назовите авторов классификаций, перечислите формы нарушений, назовите критерий.
9. Психологические классификации дисграфий.
10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи.
11.Нейропсихологические механизмы нарушения письма.
12.Типология (классификация) и механизмы специфических ошибок письма (можно использовать исследования И.Н. Садовниковой).
13. Методические подходы диагностики дисграфий и дислексий (медицинские, психофизиологические, психолого- педагогические).
14.Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения (отграничение дислексий и дисграфий от схожих состояний).
15. Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.
16.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.
17.Фонематическая дислексия и способы ее коррекции.
18.Семантическая дислексия и способы ее коррекции.
19. Аграмматическая и способы их коррекции.
20.Мнестическая дислексии и способы их коррекции.
21.Оптические и тактильная дислексии, способы их коррекции.
22. Акустическая дисграфия и способы ее коррекции.
23.Артикуляторно-акустическая дисграфия и способы ее коррекции.
24.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза и способы ее коррекции.
25.Оптическая дисграфия и способы ее коррекции.
26.Определение дизорфографии и способы ее коррекции.
27.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.
28.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.
29.Формирование и нарушение фонологического кода языка.
30.Формирование и нарушение морфологического кода языка.
31.Формирование и нарушение синтаксического кода языка.
32.Формирование и нарушение лексического кода языка.
33.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.
34. Формирование и нарушение звукоряда на письме.
35.Дайте понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).
36.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.
37.Интеллект при дисграфии.
38.Уровни формирования процесса письма и письменной речи.
39.Психологическая структура процесса письма.
40.Психофизиологические и мозговые основы письма.
41.Уровни формирования процесса чтения.
42. Сравнительный анализ психологии формирования чтения и письма.
43.Взаимодействие процессов восприятия и понимания в процессе формирования и нарушения чтения.
44.Психологическая структура и стратегия опытного чтеца (сформированное чтение).
45.Движения глаз, их место и роль в процессе чтения.
46.Стратегия процесса чтения. Про- и регрессивные движения глаз и их роль; антиципация и ее роль в процессе чтения. Смысловые догадки, условия их возникновения. Роль контекста.
47. Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.
48.Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
49. Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.
50.Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи.
51. Технологии коррекции оптической дисграфии
52. Технологии коррекции аграмматической дисграфии.
53. Технологии коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
54. Технологии коррекции акустической дисграфии.
55. Технологии коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.
56. Технологии коррекции смешанной дисграфии.
57. Профилактика нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста.
58. Профилактика нарушений письма у детей с ФФН дошкольного возраста.
59. Влияние нарушений письма на школьную успеваемость.
Темы письменных работ:
1) Перечислите основные отличия письменной речи от устной.
2) Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.
3) Психологические особенности письменной речи.
4) Каковы функции устной и письменной речи?
5) Какой компонент (технический или смысловой) преобладает на начальном этапе усвоения устной речи? письменной речи?
6) Охарактеризуйте отличия в построении устного и письменного высказываний. За счет каких средств достигается краткость устного речевого высказывания?
7) Какова роль мотивации в развитии устной и письменной речи?
8) Приведите приемы создания у ребенка мотивов к овладению письменной речью.
9) Охарактеризуйте состояние у ребенка – дошкольника психических функций, которые являются базой для овладения письменной речью.
10) Что становится причиной дальнейшего развития психических функций, являющихся базой овладения письменной речью?
11) Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.
12) Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.
13) Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.
14) Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.
15) Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.
16) Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.
17) Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.
18) Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.
19) Исправление дислексии в условиях направленного обучения.
20) Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.
21) Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.
22) Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.
23) Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.
24) Методика обучения изложению на уроках русского языка.
25) Методика обучения пересказу на уроках чтения.
26) Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.
27) Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.
28) Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
29) Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.
30) Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
и подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
.