2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедия (Нарушения письменной речи_ Логопедическая профилактика)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
99
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
99
99
99
99
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся подробной картины проявления дислексии и дисграфии.
1.2
Задачи  освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление с историческими аспектами развития дислексии и дисграфии.
1.4
Формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии и дислексии, их систематизации.
1.5
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии, а также анализа результатов диагностики.
1.6
Формирование представлений об организации логопедической работы в детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Психолингвистика
2.1.3
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.4
Курсовая работа по модулю 6
2.1.5
Психопатология
2.1.6
Возрастная психология
2.1.7
Невропатология
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Специальная психология
2.1.10
Теории обучения и воспитания
2.1.11
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.12
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.13
Литература с основами литературоведения
2.1.14
Общая педагогика
2.1.15
Современный русский язык
2.1.16
Специальная педагогика
2.1.17
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.18
Курсовая работа по модулю 7
2.1.19
Логопедия (Алалия)
2.1.20
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.21
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.22
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.23
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.24
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.25
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.26
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.27
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.28
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.1.29
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.30
Тренинг педагогического общения
2.1.31
Логопедическая ритмика
2.1.32
Логопедические технологии
2.1.33
Логопедия (Ринолалия)
2.1.34
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.35
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.1.36
Планирование логопедической работы
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.37
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.38
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.39
Логопедия (Дизартрия)
2.1.40
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.41
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.42
Социальная психология
2.1.43
Техника речи
2.1.44
Формы логопедической работы
2.1.45
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.46
Логопедия (Дислалия)
2.1.47
Противодействие коррупции
2.1.48
Социальная педагогика
2.1.49
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.50
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.51
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.52
татарская литература
2.1.53
Основы языкознания
2.1.54
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.55
Основы генетики
2.1.56
Логопсихология
2.1.57
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.58
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.1.59
Онтогенез речевой деятельности
2.1.60
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.61
Речевые игры
2.1.62
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.63
Коммуникативный практикум
2.1.64
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей

 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей

 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ

 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно-логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,

 
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики

 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности

 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка

 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно-логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса

 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.

 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого-педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ

 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений

 
Навыками психолого-педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики.
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.

Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка.

особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.

 
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка.

особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.

 
особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
Уметь:
 
Подбирать схему обследования в соответствии с речевым диагнозом.

 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка в преодолении речевых нарушений.

 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка.
 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с дисграфией;

 
опытом деятельности: составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с дисграфией.

 
навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
различные направления психолого-педагогического исследования речевых нарушений;

 
направления ведения исследования для опроделения вида дисграфии

 
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с речевыми нарушениями.
 
 
Уметь:
 
подбирать лексический материал для проведения коррекционно-логопедической работы с  ребенком с речевым нарушением;

 
подбирать наглядный материал для проведения коррекционно-логопедической работы с  ребенком с речевым нарушением;

 
подбирать дидактический материал для проведения коррекционно-логопедической работы с  ребенком с речевым нарушением;
 
 
Владеть:
 
методикой выявления уровня речевого нарушения;

 
способами осуществления готовности к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с речевой патологией.

 
методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи.

 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
этиологию нарушений речи;

 
морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с речевыми нарушениями;

 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся,
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности;

 
определять методики проведения исследовательской деятельности;

 
оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
различными  методами исследования в логопедической практике; применением различных методик исследовательской деятельности;

 
опытом проведения  исследовательской  деятельности на основе дефектологических, педагогических, психологических знаний.

 
навыками организации и проведении диагностики, проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.1.2
особенности выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
3.1.3
содержание основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.1.4
особенности планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1.5
виды психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
3.1.6
основы мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.
3.1.7
основные направления психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
3.1.8
формы дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико- биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать основные цели и задачи образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.2.2
определять цель и задачи выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
3.2.3
определять содержание основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.2.4
планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.2.5
проводить сбор необходимых данных для психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
3.2.6
проводить сбор необходимых данных для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.
3.2.7
определять направления психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
3.2.8
реализовать дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико- биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.3.2
навыками осуществления выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
3.3.3
навыками разработки основных этапов организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.4
опытом планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.3.5
навыком исследовательской деятельности в проведении сбора  необходимых данных для психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
3.3.6
опытом проведения сбора  необходимых данных для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.
3.3.7
методами психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
3.3.8
навыками реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико- биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

 
1.1
Современный взгляд на проблему расстройства письма, чтения и письменной речи /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
1.2
История развития письма /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-8
5
0
 
1.3
Психофизиологические и мозговые основы формирования письма в онтогенезе.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

7
ПК-8
5
0
 
1.4
Психофизиологические основы формирования чтения в онтогенезе.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-8
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

 
2.1
Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-8
5
0
 
2.2
Этиология нарушений письма и чтения, симптоматика этих нарушений. /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-8
5
0
 
2.3
Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения письма. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-8
5
0
 
2.4
Психологические механизмы нарушения чтения. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-8
5
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3.  Проблемы психолого- педагогической диагностики дислексий и дисграфий

 
3.1
Проблемы психолого-педагогической диагностики дислексий и дисграфий /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
3.2
Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при умственной отсталости, тугоухости, при явном недоразвитии устной речи, при социальной депривации /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-8
5
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Дифференциация различных нарушений письма /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

7
ПК-8
5
0
 
3.4
Дифференциация различных форм нарушения чтения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

7
ПК-8
5
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Методика обследования детей с нарушениями письма и чтения, письменной речи

 
4.1
риемы обследования ребенка на предмет дислексии и дисграфии, дизорфографии /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-8
5
0
 
4.2
Обследование речевых и неречевых функций, принимающих участие в письме и чтении /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8
5
0
 
4.3
Содержание карты обследования ребенка. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

7
ПК-8
5
0
 
4.4
Обследование процессов письма и чтения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

7
ПК-8
5
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

 
5.1
Содержание, организация и методика работы на логопедическом пункте в начальных классах общеобразовательной школы /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
5.2
Рекомендации к планированию занятий. Анализ занятий. /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
5.3
Задачи и содержание занятий на логопункте /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-8
5
0
 
5.4
Формирование моторных, акустических и оптических процессов /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-8
5
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Вопросы профилактики дислексий и дисграфий

 
6.1
Проведение первичной и вторичной профилактики дислексии и дисграфии /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
6.2
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-8
5
0
 
6.3
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям процессов чтения. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-8
5
0
 
6.4
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.  /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-8
5
0
 
6.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
ПК-8
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2. Антропологический подход изучения письма.

3. Показать различные подходы изучения проблемы расстройств письма и письменной речи в зарубежной и отечественной литературе.

4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6. Дислексия. Этиология, патогенез, клиника дислексий.

7. Дисграфия. Этиология, патогенез, клиника дисграфий.

8. Психологические классификации дислексий (назовите авторов классификаций, перечислите формы нарушений, назовите критерий.

9. Психологические классификации дисграфий.

10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи.

11.Нейропсихологические механизмы нарушения письма.

12.Типология (классификация) и механизмы специфических ошибок письма (можно использовать исследования И.Н. Садовниковой).

13. Методические подходы  диагностики дисграфий и дислексий (медицинские, психофизиологические, психолого- педагогические).

14.Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения (отграничение дислексий и дисграфий от схожих состояний).

15. Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.

16.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.

17.Фонематическая дислексия и способы ее коррекции.

18.Семантическая дислексия и способы ее коррекции.

19. Аграмматическая и способы их коррекции.

20.Мнестическая дислексии и способы их коррекции.

21.Оптические и тактильная  дислексии, способы их коррекции.

22. Акустическая дисграфия и способы ее коррекции.

23.Артикуляторно-акустическая дисграфия и способы ее коррекции.

24.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза и способы ее коррекции.

25.Оптическая дисграфия и способы ее коррекции.

26.Определение дизорфографии и способы ее коррекции.

27.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.

28.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.

29.Формирование и нарушение фонологического кода языка.

30.Формирование и нарушение морфологического кода языка.

31.Формирование и нарушение синтаксического кода языка.

32.Формирование и нарушение лексического кода языка.

33.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.

34. Формирование и нарушение звукоряда на письме.

35.Дайте понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).

36.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.

37.Интеллект при дисграфии.

38.Уровни формирования процесса письма и письменной речи.

39.Психологическая структура процесса письма.

40.Психофизиологические и мозговые основы письма.

41.Уровни формирования процесса чтения.

42. Сравнительный анализ психологии формирования чтения и письма.

43.Взаимодействие процессов восприятия  и понимания в процессе формирования и нарушения чтения.

44.Психологическая структура и стратегия опытного чтеца (сформированное чтение).

45.Движения глаз, их место и роль в процессе чтения.

46.Стратегия процесса чтения. Про- и регрессивные движения глаз и их роль; антиципация и ее роль в процессе чтения. Смысловые догадки, условия их возникновения. Роль контекста.

47. Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.

48.Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

49. Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.

50.Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи.

51. Технологии коррекции оптической дисграфии

52. Технологии коррекции аграмматической дисграфии.

53. Технологии коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

54. Технологии коррекции акустической дисграфии.

55. Технологии коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.

56. Технологии коррекции смешанной дисграфии.

57. Профилактика нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста.

58. Профилактика нарушений письма у детей с ФФН дошкольного возраста.

59. Влияние нарушений письма на школьную успеваемость.

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
60. Экспресс-диагностика нарушений письма.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1) Перечислите основные отличия письменной речи от устной.

2) Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.

3) Психологические особенности письменной речи.

4) Каковы функции устной и письменной речи?

5) Какой компонент (технический или смысловой) преобладает на начальном этапе усвоения устной речи? письменной речи?

6) Охарактеризуйте отличия в построении устного и письменного высказываний. За счет каких средств достигается краткость устного речевого высказывания?

7) Какова роль мотивации в развитии устной и письменной речи?

8) Приведите приемы создания у ребенка мотивов к овладению письменной речью.

9) Охарактеризуйте состояние у ребенка – дошкольника психических функций, которые являются базой для овладения письменной речью.

10) Что становится причиной дальнейшего развития психических функций, являющихся базой овладения письменной речью?

11) Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

12) Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.

13) Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.

14) Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.

15) Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.

16) Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.

17) Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.

18) Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.

19) Исправление дислексии в условиях направленного обучения.

20) Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.

21) Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.

22) Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

23) Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

24) Методика обучения изложению на уроках русского языка.

25) Методика обучения пересказу на уроках чтения.

26) Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

27) Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

28) Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

29) Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

30) Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. В. Прищепова
Прищепова, И. В.  Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для вузов / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11095-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517393 :  учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие Экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗ http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html 
НГПУ, 2019
 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

 
Э3
Высокоэффективная методика преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников. Иванова С.В.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,

сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

и подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 15
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной 

 
стр. 16
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

.