2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Логопедические технологии_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедические технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
177
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
12
12
Практические
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
12
12
14
14
26
26
Кoнтактная рабoта
12
12
14
14
26
26
Сам. работа
92
92
85
85
177
177
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Ганиева А.М. _________________
 
 
Логопедические технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять образовательно-коррекционный процесс с детьми, имеющими нарушения речи,на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию всех компонентов речевой системы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
усвоение обучающимися теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
1.4
создание условий для овладения учащимися технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий по развитию всех компонентов речевой системы.
1.5
формирование умения применять специальные упражнения и игры в коррекционном работе с детьми, имеющими речевые патологии
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Общая педагогика
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Специальная педагогика
2.1.10
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7
2.2.3
Логопедия (Алалия)
2.2.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.14
Психолингвистика
2.2.15
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.16
Речевые игры
2.2.17
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.19
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.20
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.21
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.22
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.23
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.24
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.25
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.29
Специальная методика преподавания математики
2.2.30
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.31
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.32
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.33
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.34
Речевые игры
2.2.35
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.36
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей

 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ

 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода

 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,

 
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;

 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики

 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;  основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат; навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности

 
Виды планов и программ логопедического воздействия

 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка

 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.

 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.

 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.

 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики.

 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией

 
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка.

 
особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
Уметь:
 
подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом.

 
проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка.

 
проводить сбор необходимых данных для мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы

 
 
Владеть:
 
навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями;

 
навыком составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с речевыми нарушениями;

 
навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных.
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Структурные элементы педагогического  исследования

 
основные методики исследования  компонентов речевой системы

 
формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности.

 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности.

 
оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской .

 
 
Владеть:
 
навыками организации и проведении диагностики

 
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике.

 
Навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.1
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;
3.1.2
методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;
3.1.3
базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;
3.1.4
основные закономерности речевого развития   ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;
3.1.5
теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;
3.1.6
иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;
3.2.2
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;
3.2.3
анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
3.2.4
определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;
3.2.5
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;
3.2.6
составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
3.3.2
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
3.3.3
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
3.3.4
способностью проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.
3.3.5
Приобрести опыт деятельности:
3.3.6
формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
3.3.7
выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;
3.3.8
организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления  ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;
3.3.9
планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
3.3.10
обследования ребенка с ОНР, ФФН   и определение степени  нарушений   речи;
3.3.11
составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;
3.3.12
исследований в области изучения   речевых нарушений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Медико - психологические основы нарушений речевого развития

 
1.1
Общее недоразвитие речи. Определение уровней общего недоразвития речи  /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.2
Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и задержки речевого развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.3
Подготовка материалов обследования звукопроизношения  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.4
Подготовка материалов исследования объема лексического запаса  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.5
Подготовка материалов исследования связной речи /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.6
Подготовка материалов исследования грамматического строя речи /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.7
Обследование детей с общим недоразвитием речи (выездное занятие) /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.8
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи. /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.9
Моделирование обследования ребенка с ФФН /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.10
Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН, заиканием  /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.11
Описание фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

12
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.12
Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.13
Коррекционно - логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.14
Моделирование индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения по технологиям Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Нищевой Н. В /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
1.15
/Зачёт/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Нарушения речи и технологии формирования компонентов речевой системы.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1
Технологии формирования грамматического строя речи /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.2
Технологии формирования навыков звукового анализа  /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

2
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.3
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию лексико - грамматических категорий у дошкольников с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.4
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию фонематического восприятия для детей с ОНР 5-6 лет /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.5
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по формированию навыков звукового анализа у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.6
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по формированию навыков  автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.7
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по преодолению нарушений слоговой структуры  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.8
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по формированию структуры предложения у дошкольников с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

8
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.9
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию навыков описательного рассказа у дошкольников с ОНР  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

9
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.10
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию навыков пересказа у детей с ОНР /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

8
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.11
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию навыков творческого рассказывания у дошкольников с ОНР.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

10
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.12
Моделирование занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.13
Моделирование индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения. /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
2.14
/Экзамен/
Л1.1Л2.2Л3.1

9
ОПК-3 ПК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Вопросы к зачету (2 курс)

1) Как образуются следующие звуки речи: гласные; язычные; губно-губные и губно-зубные; носовые; глухие (шумные); мягкие?

2) Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?

3) На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.

4) Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?

5) Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи.

6) Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.

7) Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность

8) Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?

9) Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

10) Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

11) Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения

12) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?

13) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.

14) В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?

15) Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

16) Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.

17) Объясните, почему в процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.

18) Особенности формирования связной речи с элементами творчества по лексическим темам.

19) Анализ и планирование логопедической работы по формированию связной речи

20) Составление перспективного плана по формированию связной речи

21) Формирование фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР.

22) Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

23) Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

24) Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР.

25) Формирование фонетической стороны речи у детей с ОНР.

26) Формирование фонологической стороны речи у детей с ОНР.

27) Развитие лексики в онтогенезе.

28) Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.

29) Развитие словообразовательных навыков в онтогенезе.

30) Особенности словообразовательных навыков у детей с ОНР.

Вопросы к экзамену (3 курс)

1. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?

2. Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма?

3. Какова правильная артикуляция звуков [р] [р’]?

4. Объясните, к артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?

5. В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?

6. Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.

7. Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма.

8. Опишите механизм образования звуков [л], [л’]. Объясните, почему звук [л] смычно-проходной.

9. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

10. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

11. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л’].

12. Назовите рациональные виды речевого дыхания, способы его постановки.

13. Опишите фонаторный отдел артикуляционного аппарата.

14. Опишите артикуляционный отдел периферического речевого аппарата.

15. Опишите центральную нервную систему, обеспечивающую работу речевого аппарата.

16. Назовите упражнения для обследования подвижности артикуляционного аппарата.

17. Назовите упражнения для обследования фонематического восприятия.

18. Опишите последовательность   обследования звукопроизношения.

19. Обоснуйте необходимость формирования фонематического восприятия для автоматизации звукопроизношения.

20. Обоснуйте необходимость развития грамматического строя речи параллельно с автоматизацией звуков.

21. Объясните взаимосвязь автоматизации звуков и развития навыка связной речи.

22. Опишите  приемы обследования понимания обращенной речи.

23. Опишите приемы обследования грамматического строя речи.

24. Методика занятий по формированию словообразовательных навыков.

25.  Понятие связной речи и особенности ее развития у детей с ОНР

26.  Задачи, направления и содержание обучения связной речи при ОНР.

27.  Беседа как метод обучения диалогической речи на специальных занятиях.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
28. Основные методы и приемы обучения рассказыванию детей-дошкольников.

29. Методика обучения рассказыванию по игрушкам (натуральным предметам) на специальных занятиях.

30. Методика обучения рассказыванию по картине на специальных занятиях.

31. Методика обучения рассказыванию из опыта (коллективного и индивидуального) на специальных занятиях.

32. Методика обучения творческому рассказыванию (на наглядной основе) на специальных занятиях.

33.  Методика обучения текстам - рассуждениям на специальных занятиях.

34.  Анализ методики Ефименковой по развитию связной речи у дошкольников

35. Анализ методики Глухова по развитию связной речи у дошкольников с ОНР

36. Анализ методики Ткаченко по развитию связной речи у дошкольников с ОНР

37.  Анализ методики Воробьевой по развитию связной речи у дошкольников с ОНР

38.  Методика обучения описанию пейзажной картины

39. Этапы формирования связной речи у дошкольников с ОНР.

40. Методики формирования связной речи.

41. Особенности дидактических пособий и конспектов занятий по формированию связной речи у дошкольников с ОНР

42. Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.

43. Особенности формирования связной речи с элементами творчества по лексическим темам.

44. Анализ и планирование логопедической работы по формированию связной речи

45. Составление перспективного плана по формированию связной речи

46. Методы и приемы речевого развития, их классификации и характеристика.

47. Индивидуальная, фронтальная и подгрупповая работа по развитию речи.

48. Планирование работы по формированию произносительной стороны речи(1 год обучения). Цели, задачи, содержание обучения

49. Планирование работы по формированию произносительной стороны речи(2 год обучения). Цели, задачи, содержание обучения

50. Понятие словарной работы и ее значение. Задачи и содержание словарной работы с детьми при ОНР.

51. Рассказ по картине с элементами творчества

52. Технология развития связной речи Ткаченко Т. А.

53. Технология развития связной речи Нищевой Н. В.

54. Технология развития связной речи Ефименковой Л. Н.

55. Технология развития связной речи Гомзяк О. С.

56. Привести примеры описательных рассказов.

57. Схема составления конспекта по развитию связной речи.

58. Виды дидактических упражнений, применяемых на занятиях по развитию связной речи

59. Лексико-грамматические упражнения, применяемые на занятиях развитию связной речи.

60. Привести примеры упражнений, применяемых, на занятиях по развитию связной речи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщения (2 курс)

1)  Организация логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

2) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с ОНР.

3) Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

4) Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

5) Основные закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе и соблюдение этого принципа при постановке и автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями.

6) Педагогическое изучение детей с нарушениями речи.

7) Роль фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у детей с ФФН.

8) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями речи при коррекции звукопроизношения в дошкольных образовательных учреждениях.

9) 9. Условия формирования правильного звукопроизношения   у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10) Общее недоразвитие речи (ОНР), его влияние на общий ход познавательного развития ребенка. Психолого- педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.

11) Общее недоразвитие речи

12) Определение уровней общего недоразвития речи

13) Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и задержки речевого развития

14) Обследование детей с общим недоразвитием речи

15) Фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

16) Обследование состояния речи ребенка с ФФН

17) Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН, заиканием

18) Технологии проведения фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.

19) Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.

20) Коррекционно - логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
21) индивидуальные и индивидуально - подгрупповые занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения по технологиям Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Нищевой Н. В.

22) Методики развития речевой системы

23) Развитие грамматического строя речи

24) Методика развития диалогической речи

25) Подготовка дидактических материалов для формирования компонентов речевой системы

26) Коррекционная работа по развитию связной речи в группах для детей с речевыми нарушениями.

27) Этапы формирования связной речи у дошкольников с ОНР.

28) Методики формирования связной речи.

29) Особенности дидактических пособий и конспектов занятий по формированию связной речи у дошкольников с ОНР

30) Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.

Темы письменных сообщений (3 курс)

1) Коррекция звукопроизношения как профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

2) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с ФФН.

3) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с заиканием.

4) Роль фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у детей с ОНР.

5) Нарушение звукопроизношения при фонетико– фонематическом недоразвитии и речи,

6) Нарушение звукопроизношения при общем недоразвитии и речи,

7) Нарушение звукопроизношения при заикании.

8) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с ОНР.

9) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с ФФН.

10) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с заиканием. Технологии формирования грамматического строя речи

11) Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН.

12) Содержание занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН.

13) Содержание индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения.

14) Особенности фонетической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.

15) Особенности лексической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. 3. Особенности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.

16) Особенности связного высказывания у дошкольников с ОНР.

17) Особенности фонетической стороны речи у детей с ОНР 4 уровня.

18) Особенности фонетической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

19) Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 2 уровня.

20) Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

21) Особенности связной устной речи у детей с ОНР 4уровня.

22) Организация логопедической работы в речевой группе для детей с ОНР.

23) Организация логопедической работы с детьми с ОНР в условиях логопедического пункта.

24) Анализ существующих программ формирования правильной разговорной речи у дошкольников с ОНР.

25) Методики развития речевой системы

26) Развитие грамматического строя речи

27) Методика развития диалогической речи

28) Подготовка дидактических материалов для формирования компонентов речевой системы

29) Коррекционная работа по развитию связной речи в группах для детей с речевыми нарушениями.

30) Логопедическая работа по совершенствованию навыков звукового анализа

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева Л. Г., Градова Г. Н.
Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434044  
М. : Издательство Юрайт, , 2019, 2019
 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филичева Т.Б.
Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90103.html 
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
Л2.2
Микляева Н. В. [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444721
М.: Изательство юрайт, 2019, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие Экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗ http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
Э3
Практические материалы по логопедии

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы.

Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить

дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет 

 
стр. 15
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

 
стр. 16
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.