Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
1) Как образуются следующие звуки речи: гласные; язычные; губно-губные и губно-зубные; носовые; глухие (шумные); мягкие?
2) Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?
3) На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.
4) Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?
5) Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи.
6) Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.
7) Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность
8) Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?
9) Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.
10) Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.
11) Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения
12) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?
13) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.
14) В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?
15) Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?
16) Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.
17) Объясните, почему в процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.
18) Особенности формирования связной речи с элементами творчества по лексическим темам.
19) Анализ и планирование логопедической работы по формированию связной речи
20) Составление перспективного плана по формированию связной речи
21) Формирование фонетической стороны речи у дошкольников с ОНР.
22) Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
23) Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.
24) Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР.
25) Формирование фонетической стороны речи у детей с ОНР.
26) Формирование фонологической стороны речи у детей с ОНР.
27) Развитие лексики в онтогенезе.
28) Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.
29) Развитие словообразовательных навыков в онтогенезе.
30) Особенности словообразовательных навыков у детей с ОНР.
Вопросы к экзамену (3 курс)
1. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?
2. Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма?
3. Какова правильная артикуляция звуков [р] [р’]?
4. Объясните, к артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?
5. В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?
6. Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.
7. Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма.
8. Опишите механизм образования звуков [л], [л’]. Объясните, почему звук [л] смычно-проходной.
9. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.
10. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.
11. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л’].
12. Назовите рациональные виды речевого дыхания, способы его постановки.
13. Опишите фонаторный отдел артикуляционного аппарата.
14. Опишите артикуляционный отдел периферического речевого аппарата.
15. Опишите центральную нервную систему, обеспечивающую работу речевого аппарата.
16. Назовите упражнения для обследования подвижности артикуляционного аппарата.
17. Назовите упражнения для обследования фонематического восприятия.
18. Опишите последовательность обследования звукопроизношения.
19. Обоснуйте необходимость формирования фонематического восприятия для автоматизации звукопроизношения.
20. Обоснуйте необходимость развития грамматического строя речи параллельно с автоматизацией звуков.
21. Объясните взаимосвязь автоматизации звуков и развития навыка связной речи.
22. Опишите приемы обследования понимания обращенной речи.
23. Опишите приемы обследования грамматического строя речи.
24. Методика занятий по формированию словообразовательных навыков.
25. Понятие связной речи и особенности ее развития у детей с ОНР
26. Задачи, направления и содержание обучения связной речи при ОНР.
27. Беседа как метод обучения диалогической речи на специальных занятиях.
29. Методика обучения рассказыванию по игрушкам (натуральным предметам) на специальных занятиях.
30. Методика обучения рассказыванию по картине на специальных занятиях.
31. Методика обучения рассказыванию из опыта (коллективного и индивидуального) на специальных занятиях.
32. Методика обучения творческому рассказыванию (на наглядной основе) на специальных занятиях.
33. Методика обучения текстам - рассуждениям на специальных занятиях.
34. Анализ методики Ефименковой по развитию связной речи у дошкольников
35. Анализ методики Глухова по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
36. Анализ методики Ткаченко по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
37. Анализ методики Воробьевой по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
38. Методика обучения описанию пейзажной картины
39. Этапы формирования связной речи у дошкольников с ОНР.
40. Методики формирования связной речи.
41. Особенности дидактических пособий и конспектов занятий по формированию связной речи у дошкольников с ОНР
42. Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
43. Особенности формирования связной речи с элементами творчества по лексическим темам.
44. Анализ и планирование логопедической работы по формированию связной речи
45. Составление перспективного плана по формированию связной речи
46. Методы и приемы речевого развития, их классификации и характеристика.
47. Индивидуальная, фронтальная и подгрупповая работа по развитию речи.
48. Планирование работы по формированию произносительной стороны речи(1 год обучения). Цели, задачи, содержание обучения
49. Планирование работы по формированию произносительной стороны речи(2 год обучения). Цели, задачи, содержание обучения
50. Понятие словарной работы и ее значение. Задачи и содержание словарной работы с детьми при ОНР.
51. Рассказ по картине с элементами творчества
52. Технология развития связной речи Ткаченко Т. А.
53. Технология развития связной речи Нищевой Н. В.
54. Технология развития связной речи Ефименковой Л. Н.
55. Технология развития связной речи Гомзяк О. С.
56. Привести примеры описательных рассказов.
57. Схема составления конспекта по развитию связной речи.
58. Виды дидактических упражнений, применяемых на занятиях по развитию связной речи
59. Лексико-грамматические упражнения, применяемые на занятиях развитию связной речи.
60. Привести примеры упражнений, применяемых, на занятиях по развитию связной речи.
Темы письменных сообщения (2 курс)
1) Организация логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.
2) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с ОНР.
3) Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.
4) Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.
5) Основные закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе и соблюдение этого принципа при постановке и автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями.
6) Педагогическое изучение детей с нарушениями речи.
7) Роль фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у детей с ФФН.
8) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями речи при коррекции звукопроизношения в дошкольных образовательных учреждениях.
9) 9. Условия формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
10) Общее недоразвитие речи (ОНР), его влияние на общий ход познавательного развития ребенка. Психолого- педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.
11) Общее недоразвитие речи
12) Определение уровней общего недоразвития речи
13) Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и задержки речевого развития
14) Обследование детей с общим недоразвитием речи
15) Фонетико- фонематическое недоразвитие речи.
16) Обследование состояния речи ребенка с ФФН
17) Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН, заиканием
18) Технологии проведения фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.
19) Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.
20) Коррекционно - логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН
22) Методики развития речевой системы
23) Развитие грамматического строя речи
24) Методика развития диалогической речи
25) Подготовка дидактических материалов для формирования компонентов речевой системы
26) Коррекционная работа по развитию связной речи в группах для детей с речевыми нарушениями.
27) Этапы формирования связной речи у дошкольников с ОНР.
28) Методики формирования связной речи.
29) Особенности дидактических пособий и конспектов занятий по формированию связной речи у дошкольников с ОНР
30) Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
Темы письменных сообщений (3 курс)
1) Коррекция звукопроизношения как профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
2) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с ФФН.
3) Организация логопедической помощи при автоматизации звукопроизношения детям с заиканием.
4) Роль фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у детей с ОНР.
5) Нарушение звукопроизношения при фонетико– фонематическом недоразвитии и речи,
6) Нарушение звукопроизношения при общем недоразвитии и речи,
7) Нарушение звукопроизношения при заикании.
8) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с ОНР.
9) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с ФФН.
10) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с заиканием. Технологии формирования грамматического строя речи
11) Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН.
12) Содержание занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН.
13) Содержание индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения.
14) Особенности фонетической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.
15) Особенности лексической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. 3. Особенности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.
16) Особенности связного высказывания у дошкольников с ОНР.
17) Особенности фонетической стороны речи у детей с ОНР 4 уровня.
18) Особенности фонетической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.
19) Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 2 уровня.
20) Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.
21) Особенности связной устной речи у детей с ОНР 4уровня.
22) Организация логопедической работы в речевой группе для детей с ОНР.
23) Организация логопедической работы с детьми с ОНР в условиях логопедического пункта.
24) Анализ существующих программ формирования правильной разговорной речи у дошкольников с ОНР.
25) Методики развития речевой системы
26) Развитие грамматического строя речи
27) Методика развития диалогической речи
28) Подготовка дидактических материалов для формирования компонентов речевой системы
29) Коррекционная работа по развитию связной речи в группах для детей с речевыми нарушениями.
30) Логопедическая работа по совершенствованию навыков звукового анализа
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы.
Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить
дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.