2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная методика преподавания русского языка и литературы_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
113
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22
22
22
22
Сам. работа
113
113
113
113
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся научных знаний и овладение практическими навыками в области специальной методики преподавания русского языка и литературы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Усвоение обучающимися теоретических основ преподавания русского языка и литературы в специальной (коррекционной) школе V вида.
1.4
Знакомство с задачами, содержанием и формами планирования, проведения уроков, индивидуальных занятий, внеклассных мероприятий по русскому языку и литературы в специальной школе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
.
2.1.2
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Планирование логопедической работы
2.1.8
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.10
Логопедия (Дизартрия)
2.1.11
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.12
Формы логопедической работы
2.1.13
Введение в логопедическую специальность
2.1.14
Логопедия (Дислалия)
2.1.15
Общая педагогика
2.1.16
Специальная педагогика
2.1.17
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.18
Психолого-педагогический практикум
2.1.19
Онтогенез речевой деятельности
2.1.20
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.6
Специальная методика преподавания математики
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;

 
Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ

 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
Реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями

 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,

 
Разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития;
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики;

 
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ;

Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

 
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам,

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности

 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка

 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса

 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.

 
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп

 
Типы логопедических занятий с точки зрения дидактической классификации.
 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.

 
Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения

 
Проводить все типы и формы занятий; анализировать уровень усвоения знаний детьми и качество собственной профессиональной деятельности.
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.

 
Навыком ведения образовательно-коррекционной деятельности и оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

 
Опытом проектирования и ведения коррекционно-образовательной деятельности с получением конкретного метапредметного и предметного результата средствами специфических логопедических технологий.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
3.1.2
особенности организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.1.3
содержание планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1.4
основы организации, совершенствования  и анализа собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать коррекционно-логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями;
3.2.2
организовать коррекционно-развивающей образовательной среды, выбирать и использовать методического и технического обеспечения, осуществлять коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.2.3
планировать образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.2.4
организовать, совершенствовать  и анализировать собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.2
практическими умениями и навыками организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.3.3
навыками планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.3.4
основными методиками организации, совершенствования  и анализа собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Русский язык и литература как учебные 

 
1.1
Теоретические основы и система обучения русскому языку и литературе. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.2
Методические принципы обучения русскому языку и литературе в школе для детей с ТНР /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.3
Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.4
Типичные затруднения учащихся при овладении грамотой. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон 

 
2.1
Уроки коррекции нарушения речи. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.2
Характеристика нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов школы для детей с ТНР /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.3
Технологии коррекции нарушений звукопроизношения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период

 
3.1
Специфические особенности раздела программы в школе для детей с ТНР по сравнению с массовой начальной школой /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.2
Добукварный период обучения грамоте /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.3
Обучение письму  /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.4
Специфические особенности раздела программы в школе для детей с ТНР. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
3.5
Формирование лексико-грамматических категорий /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Уроки чтения

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.1
Анализ учебников и методических пособий по чтению /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
4.2
Особенности чтения у младших школьников. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
4.3
Нарушение навыков чтения у младших школьников с ТНР /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
4.4
Предупреждение и коррекция данного нарушения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации.

 
5.1
Виды нарушений письма у учащихся младших классов /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
5.2
Анализ письменных работ учащихся /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
5.3
Анализ учебников по русскому языку для начальных классов /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
5.4
Предупреждение и коррекция лексико- грамматических нарушений.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
5.5
Предупреждение и коррекция акустических нарушений /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Развитие речи в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

 
6.1
Развитие речи в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
6.2
Коррекционная направленность предметов /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
6.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Специальная методика преподавания русского языка как наука. Предмет, задачи и методы исследования специальной методики русского языка.

2. Связь специальной методики преподавания русского языка со смежными науками.

3. Обучение учащихся младших классов разговорной речи в связи с различными видами деятельности.

4. Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с общим речевым недоразвитием.

5. Задачи, содержание и организация работы по развитию монологической речи.

6. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе V вида.

7. Задачи обучения русскому языку в 2- 4 классах, разделы работы и содержание обучения.

8. Обучение различным видам речевой деятельности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах V вида.

9. Методика развития устной речи у учащихся младших классов с общим речевым недоразвитием.

10. Принципы и методы работы по развитию устной речи.

11. Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов.

12. Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи в условиях специального 

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
обучения.

13. Формирование словарного запаса у учащихся младших классов. Задачи, содержание и система работы.

14. Методика формирования произношения.

15. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с общим речевым недоразвитием.

16. Принципы построения работы по обучению языку учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

17. Методика обучения грамоте учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи и содержание работы.

18 Принципы, методы и приёмы работы по обучению грамоте детей с общим речевым недоразвитием.

19.Типичные затруднения учащихся при овладении грамотой.

20. Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики.

21. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся.

22. Методы и приёмы обучения русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи.

23. Методика формирования грамматических понятий на уроках русского языка у учащихся младших классов.

24. Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.

25. Требования к современному уроку русского языка.

26. Методика классного чтения. Воспитательное и образовательное значение уроков чтения в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

27. Задачи и содержание уроков классного чтения.

28. Трудности учащихся в формировании навыков чтения.

29. Методика работы над художественным произведением в начальных классах школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

30. Особенности методики чтения произведений различных жанров.

31. Изучение русского языка в 5- 10 классах специальной школы. Особенности работы, обусловленные спецификой речевого развития учащихся.

32. Понятие о тексте как единице связной речи.

33. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.

34. Методика работы над связной устной и письменной речью учащихся старших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

35. Виды работ по развитию связной речи у учащихся.

36. Особенности подготовки руки к письму у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида.

37. Психологические предпосылки готовности к обучению грамоте детей с тяжёлой речевой патологией.

38. Формирование языковых умений и навыков посредством дидактической игры на уроках русского языка в 1- 4 классах специальной (коррекционной) школе V вида.

39. Особенности дифференцированного подхода к учащимся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках русского языка.

40. Роль эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи в формировании языковых умений и навыков.

41. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

42. Принципы построения работы по обучению языку

43. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

44. Рекомендации об организации и содержании индивидуальных логопедических занятий в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

45. Основные направления работы на индивидуальных логопедических занятиях в старших классах.

46. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи.

47. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

48. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с общим ее недоразвитием.

49. Формирование произношения у учащихся подготовительного класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

50. Методы формирования произношения.

51. Формирование грамматических обобщений при усвоении множественного числа имен существительных в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями.

52. Усвоение словосочетания существительных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

53. Работа над беспредложными глагольными словосочетаниями на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

54. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

55. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

56. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией.

57. Приемы работы по совершенствованию навыка грамматического оформления связных высказываний.

58. Развитие коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью.

59. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.

60. Первоначальный период обучения грамоте детей с моторной алалией.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1. В чем заключается коррекционная направленность программного материала по русскому языку во вспомогательной школе.

2. В чем заключается суть концентрического принципа расположения программного материла по русскому языку для коррекционных школ.

3. Проанализировать программу по русскому языку для 1-4 классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Выписать содержание основных разделов работы.

5. Составьте перечень учебных пособий, используемых в обучении русскому языку в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

6. Составить план обследования речи учащегося.

7.Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.

8.Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.

9.Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.

10.Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.

11.Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

12.Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.

13.Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.

14.Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.

15.Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.

16.Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.

17.Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.

18.Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.

19.Исправление дислексии в условиях направленного обучения.

20.Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.

21.Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.

22.Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

23.Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

24.Методика обучения изложению на уроках русского языка.

25.Методика обучения пересказу на уроках чтения.

26.Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

27.Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

28.Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

29.Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

30.Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. Д. Черняк [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк
Русский язык и культура речи : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Черняк [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 363 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02663-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-431981 (дата обращения: 02.05.2019).: учебник и практикум для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт,,  2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова, И. В.
Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи : практическое пособие 
Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Урок русского языка в школе V вида 
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э2
Уроки русского языка 1 класс Слоги и ударение 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая

объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность

и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно п ридерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог., и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.