Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену:
1. Специальная методика преподавания русского языка как наука. Предмет, задачи и методы исследования специальной методики русского языка.
2. Связь специальной методики преподавания русского языка со смежными науками.
3. Обучение учащихся младших классов разговорной речи в связи с различными видами деятельности.
4. Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с общим речевым недоразвитием.
5. Задачи, содержание и организация работы по развитию монологической речи.
6. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе V вида.
7. Задачи обучения русскому языку в 2- 4 классах, разделы работы и содержание обучения.
8. Обучение различным видам речевой деятельности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах V вида.
9. Методика развития устной речи у учащихся младших классов с общим речевым недоразвитием.
10. Принципы и методы работы по развитию устной речи.
11. Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов.
12. Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи в условиях специального
13. Формирование словарного запаса у учащихся младших классов. Задачи, содержание и система работы.
14. Методика формирования произношения.
15. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с общим речевым недоразвитием.
16. Принципы построения работы по обучению языку учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
17. Методика обучения грамоте учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи и содержание работы.
18 Принципы, методы и приёмы работы по обучению грамоте детей с общим речевым недоразвитием.
19.Типичные затруднения учащихся при овладении грамотой.
20. Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики.
21. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся.
22. Методы и приёмы обучения русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи.
23. Методика формирования грамматических понятий на уроках русского языка у учащихся младших классов.
24. Типы уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Особенности их структуры и методика проведения.
25. Требования к современному уроку русского языка.
26. Методика классного чтения. Воспитательное и образовательное значение уроков чтения в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
27. Задачи и содержание уроков классного чтения.
28. Трудности учащихся в формировании навыков чтения.
29. Методика работы над художественным произведением в начальных классах школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
30. Особенности методики чтения произведений различных жанров.
31. Изучение русского языка в 5- 10 классах специальной школы. Особенности работы, обусловленные спецификой речевого развития учащихся.
32. Понятие о тексте как единице связной речи.
33. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.
34. Методика работы над связной устной и письменной речью учащихся старших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
35. Виды работ по развитию связной речи у учащихся.
36. Особенности подготовки руки к письму у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида.
37. Психологические предпосылки готовности к обучению грамоте детей с тяжёлой речевой патологией.
38. Формирование языковых умений и навыков посредством дидактической игры на уроках русского языка в 1- 4 классах специальной (коррекционной) школе V вида.
39. Особенности дифференцированного подхода к учащимся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках русского языка.
40. Роль эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи в формировании языковых умений и навыков.
41. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
42. Принципы построения работы по обучению языку
43. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
44. Рекомендации об организации и содержании индивидуальных логопедических занятий в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
45. Основные направления работы на индивидуальных логопедических занятиях в старших классах.
46. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи.
47. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
48. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с общим ее недоразвитием.
49. Формирование произношения у учащихся подготовительного класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
50. Методы формирования произношения.
51. Формирование грамматических обобщений при усвоении множественного числа имен существительных в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями.
52. Усвоение словосочетания существительных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
53. Работа над беспредложными глагольными словосочетаниями на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
54. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
55. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
56. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией.
57. Приемы работы по совершенствованию навыка грамматического оформления связных высказываний.
58. Развитие коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью.
59. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.
60. Первоначальный период обучения грамоте детей с моторной алалией.
Темы письменных работ:
2. В чем заключается суть концентрического принципа расположения программного материла по русскому языку для коррекционных школ.
3. Проанализировать программу по русскому языку для 1-4 классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Выписать содержание основных разделов работы.
5. Составьте перечень учебных пособий, используемых в обучении русскому языку в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
6. Составить план обследования речи учащегося.
7.Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.
8.Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.
9.Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.
10.Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.
11.Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.
12.Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.
13.Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.
14.Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.
15.Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.
16.Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.
17.Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.
18.Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.
19.Исправление дислексии в условиях направленного обучения.
20.Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.
21.Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.
22.Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.
23.Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.
24.Методика обучения изложению на уроках русского языка.
25.Методика обучения пересказу на уроках чтения.
26.Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.
27.Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.
28.Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
29.Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.
30.Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая
объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность
и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно п ридерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог., и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.