Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету
1) Развитие речи дошкольников на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности
2) Направления развития речи дошкольников в ИЗО - деятельности.
3) Развитие речи у детей с заиканием в ИЗО- деятельности.
4) Значение ИЗО- деятельности в речевом развитии дошкольников с Общим недоразвитием речи.
5) Виды ИЗО- деятельности.
6) Занятия по ИЗО деятельности с детьми с проблемами развития.
7) Живопись, как средство формирования словаря у детей 6-7 лет с ОНР
8) Лепка как дополнительное эффективное средство развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
9) Развитие активного словаря у дошкольников с ОНР на занятиях по ИЗО- деятельности
10) Закрепление практических навыков грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
11) Аппликация как дополнительное эффективное средство развития ориентации в пространстве
12) Приемы лепки на занятиях с детьми с ОВЗ
13) Приемы и разновидности аппликации с детьми с ОВЗ
14) Методы рисования на занятиях с детьми с ОВЗ.
15) Методы и приемы изобразительной деятельности, применяемые в логопедических и коррекционных группах ДОО.
16) Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с ОНР.
17) Принципы художественно-эстетического развития
18) ИЗО-деятельность как педагогическая, социальная, психологическая технология коррекционной работы с детьми с РАС и ментальными нарушениями
19) Ребенок с ОВЗ в специальном инклюзивном образовании
20) Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
21) Методы и приемы ИЗО-деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
22) Методы воспитания в ИЗО-деятельности
23) Методы обучения в ИЗО-деятельности
24) Изобразительная деятельность в детском саду:
25) Рисование, его особенности, виды рисования, задачи обучения;
26) Лепка, ее особенности, виды лепки, задачи обучения;
27) Аппликация, особенности, виды аппликации, задачи обучения.
28) Изобразительное искусство в начальной школе:
29) Виды рисования,
30) Лепка, способы лепки.
1) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
2) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей начального школьного возраста. Содержание программы по этим разделам.
3) Программы по изобразительной деятельности для детей с ТНР. Содержание программы по этим разделам.
4) Изодеятельность в группе для детей с заиканием.
6) Значимость ИЗО деятельности для детей с речевыми нарушениями
7) Огрганизация ИЗО-деятельности в группе для детей с ТНР.
8) Конструирование и ИЗО-деятельность для детей в группе с ТНР.
9) Нетрадиционные техники в ИЗО-деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями.
10) Взаимосвязь речевых навыков и ИЗО-деятельности в ДОУ.
11) ИЗО-деятельность как средство развития и обогащения и развития словаря детей с ОНР.
12) Развитие ориентации в пространстве средствами аппликации.
13) Развитие мелкой моторики на занятиях по лепке и аппликации.
14) Методы лепки.
15) Методики проведения занятия по аппликации.
16) Методики работы с акварелью.
17) Методики работы с гуашью.
18) Методики работы с карандашами.
19) Методики работы с пластилином. Виды пластилина.
20) Нетрадиционные методики и материалы для лепки.
21) Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.
22) Изобразительная деятельность и ее коррекционное значение в работе с детьми с нарушениями речи.
23) -Особенности восприятия окружающего детьми с нарушениями речи.
24) Приемы, способствующие развитию и обогащению восприятия детей с нарушениями речи.
25) Методика работы с детьми, имеющими нарушения речи:
26) методы и формы обучения изобразительной деятельности детей, основное содержание работы.
27) Изобразительная деятельность и коррекционная работа с заикающимися детьми.
28) Ознакомление учащихся с ТНР с произведениями изобразительного искусства
29) Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегосями и самими обучающегосями.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.