2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная методика преподавания изобразительной деятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М. _________________
 
 
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование профессиональных компетенций в области обучения  изобразительной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение обучающимися базовых профессиональных категорий в ИЗО-деятельности, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики;
1.4
освоение обучающимися основных (базовых) технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями развития в ИЗО-деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Общая педагогика
2.1.3
Специальная педагогика
2.1.4
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.5
Курсовая работа по модулю 7
2.1.6
Логопедия (Алалия)
2.1.7
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.8
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.9
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.10
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.11
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.15
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.16
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.17
Логопедическая ритмика
2.1.18
Логопедические технологии
2.1.19
Логопедия (Ринолалия)
2.1.20
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.21
Планирование логопедической работы
2.1.22
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.24
Логопедия (Дизартрия)
2.1.25
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.26
Формы логопедической работы
2.1.27
Введение в логопедическую специальность
2.1.28
Логопедия (Дислалия)
2.1.29
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.30
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.31
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.32
Речевые игры
2.1.33
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.1.34
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.35
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.36
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.37
Онтогенез речевой деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Коммуникативный практикум
2.1.39
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
 
основные педагогические подходы к обучению ИЗО-деятельности лиц с ограничеными возможностями здоровья
 
методические принципы коррекционно-образовательных программ по ИЗО-днятельности и особенности их применения в обучении детей с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями    
 
выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения ИЗО-деятельности, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
 
разрабатывать и реализовывать содержание занятий по ИЗО с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития
 
 
Владеть:
 
представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-обучающего воздействия по ИЗО-деятельности для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
навыками применения различных обучающих технологий ИЗО-деятельности в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса   
 
педагогические подходы в формировании навыков ИЗО-деятельности у детей с речевыми нарушениями; основные методы обучения ИЗО-деятельности  и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
 
формы и систему организации обучения ИЗО-деятельности в образовательной организации 
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
 
 
Владеть:
 
основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат
 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации с использованием ИЗО-деятельности
 
требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности по ИЗО
 
виды планов и программ обучения ИЗО
 
 
Уметь:
 
использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности
 
соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка
 
составлять все виды планов (календарный, индивидуальный и др.), конспекты занятий, применяемые в коррекционном обучении ИЗО
 
 
Владеть:
 
навыком выбора методической литературы по обучению ИЗО-деятельности
 
способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса
 
навыком самостоятельного планирования образовательного процесса по ИЗО-деятельности с учетом системы речевого нарушения в перспективе
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
формы педагогического воздействия при обучении ИЗО
 
способы обучения, формы организации обучения ИЗО-деятельности, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп
 
средства анализа образовательно-коррекционной деятельности с учетом методики обучения ИЗО
 
 
Уметь:
 
планировать и реализовывать учебную деятельность по ИЗО, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ
 
анализировать цели, содержание, методы и средства обучения ИЗО
 
использовать возможности образовательной и социо-культурной среды для совершенствования качества собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыком выбора  вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности по ИЗО
 
способами ведения образовательно-коррекционной деятельности, оценки результативности обучения по ИЗО
 
навыками анализа и развития профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие сведения о различных корекционно – образовательных программах, применяемых в работе с детьми с речевыми нарушениями
3.1.2
методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации  
3.1.3
принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии
3.1.4
методологию педагогических исследований, проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением, основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза
3.1.5
основные коррекционно-образовательные программы по ИЗО-деятельности, применяемые в обучении детьей с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей
3.1.6
основные педагогические подходы к обучению ИЗО-деятельности лиц с ограничеными возможностями здоровья
3.1.7
методические принципы коррекционно-образовательных программ по ИЗО-днятельности и особенности их применения в обучении детей с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
3.1.8
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
3.1.9
педагогические подходы в формировании навыков ИЗО-деятельности у детей с речевыми нарушениями; основные методы обучения ИЗО-деятельности  и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
3.1.10
формы и систему организации обучения ИЗО-деятельности в образовательной организации
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать и выбирать наиболее эффективные коррекционно – образовательные программы с учетом личностно- ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями
3.2.2
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду
3.2.3
производить перспективное планирование индивидуальной и фронтальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта
3.2.4
разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми
3.2.5
анализировать модели индивидуальных занятий
3.2.6
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка
3.2.7
реализовывать коррекционно-логопедические программы обучения по Изо-деятельности для детей с речевыми нарушениями
3.2.8
выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения ИЗО-деятельности, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
3.2.9
разрабатывать и реализовывать содержание занятий по ИЗО с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития
3.2.10
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
3.2.11
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия                     
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими умениями и навыками эффективного использования образовательных программ в коррекционном процессе, а так же подбора наиболее экономного и эффективного пути обучения ребенка изобразительной деятельности
3.3.2
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны
3.3.3
методикой отбора методических приемов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности; методикой оценки результатов занятий, проводимых по разработанным моделям
3.3.4
способностью к организации, совершенствованию  и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
3.3.5
представлениями и знаниями о совершенствовании образовательных технологий по ИЗО-деятельности на современном этапе развития  коррекционной педагогики
3.3.6
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-обучающего воздействия по ИЗО-деятельности для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
3.3.7
навыками применения различных обучающих технологий ИЗО-деятельности в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
3.3.8
основными методиками обучения ИЗО-деятельности с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
3.3.9
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
3.3.10
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Теоретические основы изобразительной грамоты в работе с детьми с ОВЗ

 
1.1
Методика обучения рисованию, лепке, аппликации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.2
Методика обучения конструированию. Работа с ЛЕГО /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.3
Использование нетрадиционных техник изотворчества в специальном ДОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Раздел 2. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание в коррекционной работе логопеда

 
2.1
Организационные основы проведения занятий  в СДОУ  и уроков ручного труда в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.     /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.2
Изобразительная деятельность и ее коррекционное значение в работе с детьми с нарушениями речи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.3
проблемы обучения детей с нарушениями речи изобразительной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.4
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.5
Использование изобразительной деятельности для коррекции детей с нарушением речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.6
Формирование творческих проявлений ребенка в разных видах изобразительного искусства. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.7
Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 3.  Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые отклонения

 
3.1
Занятие по изобразительной деятельности с практическим материалом.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
3.2
Особенности восприятия окружающего детьми с нарушениями речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
3.3
Занятие по изобразительной деятельности с практическим материалом /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
3.4
Восприятия окружающего детьми с нарушениями речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
3.5
Восприятие детьми целостного облика предмета. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
5
0
 
3.6
Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
5
0
 
3.7
Приемы, способствующие развитию и обогащению восприятия детей с нарушениями речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
3.8
лепка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
5
0
 
3.9
Аппликация /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
5
0
 
3.10
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1) Развитие речи дошкольников на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности

2) Направления развития речи дошкольников в ИЗО - деятельности.

3) Развитие речи у детей с заиканием в ИЗО- деятельности.

4) Значение ИЗО- деятельности в речевом развитии дошкольников с Общим недоразвитием речи.

5) Виды ИЗО- деятельности.

6) Занятия по ИЗО деятельности с детьми с проблемами развития.

7) Живопись, как средство формирования словаря у детей 6-7 лет с ОНР

8) Лепка как дополнительное эффективное средство развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

9) Развитие активного словаря у дошкольников с ОНР на занятиях по ИЗО- деятельности

10) Закрепление практических навыков грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

11) Аппликация как дополнительное эффективное средство развития ориентации в пространстве

12) Приемы лепки на занятиях с детьми с ОВЗ

13) Приемы и разновидности аппликации с детьми с ОВЗ

14) Методы рисования на занятиях с детьми с ОВЗ.

15) Методы и приемы изобразительной деятельности, применяемые в логопедических и коррекционных группах ДОО.

16) Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с ОНР.

17) Принципы художественно-эстетического развития

18) ИЗО-деятельность как педагогическая, социальная, психологическая технология коррекционной работы с детьми с РАС и ментальными нарушениями

19) Ребенок с ОВЗ в специальном инклюзивном образовании

20) Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

21) Методы и приемы ИЗО-деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

22) Методы воспитания в ИЗО-деятельности

23) Методы обучения в ИЗО-деятельности

24) Изобразительная деятельность в детском саду:

25) Рисование, его особенности, виды рисования, задачи обучения;

26) Лепка, ее особенности, виды лепки, задачи обучения;

27) Аппликация, особенности, виды аппликации, задачи обучения.

28) Изобразительное искусство в начальной школе:

29) Виды рисования,

30) Лепка, способы лепки.

 
5.2. Темы письменных работ
  Тематика письменных сообщений

1) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

2) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей начального школьного возраста. Содержание программы по этим разделам.

3) Программы по изобразительной деятельности для детей с ТНР. Содержание программы по этим разделам.

4) Изодеятельность в группе для детей с заиканием.

6) Значимость ИЗО деятельности для детей с речевыми нарушениями

7) Огрганизация ИЗО-деятельности в группе для детей с ТНР.

8) Конструирование и ИЗО-деятельность для детей в группе с ТНР.

9) Нетрадиционные техники в ИЗО-деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями.

10) Взаимосвязь речевых навыков и ИЗО-деятельности в ДОУ.

11) ИЗО-деятельность как средство развития и обогащения и развития словаря детей с ОНР.

12) Развитие ориентации в пространстве средствами аппликации.

13) Развитие мелкой моторики на занятиях по лепке и аппликации.

14) Методы лепки.

15) Методики проведения занятия по аппликации.

16) Методики работы с акварелью.

17) Методики работы с гуашью.

18) Методики работы с карандашами.

19) Методики работы с пластилином. Виды пластилина.

20) Нетрадиционные методики и материалы для лепки.

21) Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.

22) Изобразительная деятельность и ее коррекционное значение в работе с детьми с нарушениями речи.

23) -Особенности восприятия окружающего детьми с нарушениями речи.

24) Приемы, способствующие развитию и обогащению восприятия детей с нарушениями речи.

25) Методика работы с детьми, имеющими нарушения речи:

26) методы и формы обучения изобразительной деятельности детей, основное содержание работы.

27) Изобразительная деятельность и коррекционная работа с заикающимися детьми.

28) Ознакомление учащихся с ТНР с произведениями изобразительного искусства

29) Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
30) Роль изобразительной деятельности в развитии ребѐнка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Е. А. Медведева [и др.]
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата URL: https://biblio-online.ru/bcode/441185 (дата обращения: 11.04.2019).
М: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Кузнецова Г.В.
Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом  Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/77040.html
ЭБС «IPRbooks», 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Водинская М.В.
Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью./.— Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90066.html
ЭБС «IPRbooks», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Проект "Творчество без границ" для детей с ОВЗ. - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4746008959457332311&text=онлайн-%20урок%20изобразительная%20деятельности%20для%20детей%20с%20ОВЗ&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581386544339045-506306576200267008900111-vla1-2221&redircnt=1581386559.1
 
Э2
Открытый урок с детьми ОВЗ. - URL: https://youtu.be/fhIbwWeayY8

 
Э3
Бесплатный вебинар «Развитие творческих способностей и воображения у детей с ОВЗ". - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11284520766493677229&text=онлайн-+урок+изобразительная+деятельности+для+детей+с+ОВЗ&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581386544339045-506306576200267008900111-vla1-2221&redircnt=1581386695.1
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегосями и самими обучающегосями.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.