2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Планирование логопедической работы_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Планирование логопедической работы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Планирование логопедической работы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся навыков планирования коррекционно- логопедической работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование теоретических знаний.
1.4
Определение специфики работы учителя-логопеда.
1.5
Ознакомление с правилами комплектования логопедических групп.
1.6
Овладение методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей.
1.7
Формирование навыка самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (Дизартрия)
2.1.2
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.3
Формы логопедической работы
2.1.4
Введение в логопедическую специальность
2.1.5
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.6
Логопедия (Дислалия)
2.1.7
Правоведение
2.1.8
Противодействие коррупции
2.1.9
Специальная педагогика
2.1.10
Физиология ВНД и сенсорных систем
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7
2.2.3
Логопедия (Алалия)
2.2.4
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.5
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.6
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.7
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.8
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.9
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.13
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.14
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.15
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.18
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.21
Специальная методика преподавания математики
2.2.22
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.23
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.24
Речевые игры
2.2.25
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.26
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.27
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.28
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
Структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере специального образования

 
Требования к качеству реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно- правовых актов в сфере специального образования

 
Нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования

 
 
Уметь:
 
Использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ

 

Оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования

 
Применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы специального образования

 
Навыками подбора пакета нормативных правовых актов сферы специального образования для решения конкретных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ

 
Навыками работы с нормативными актами и их применения, с правовыми институтами в практических целях профессиональной деятельности

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах

 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.

 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности

 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности

 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка

 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии

 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.

 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.

 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
 
 
 
ПК-6: способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией.

 
Основной комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о состоянии речи ребенка.

 
Особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
Уметь:
 
Подбирать диагностику обследования в соответствии с речевым диагнозом.

 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка в преодолении речевых нарушений.

 
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка.
 
 
Владеть:
 
Навыком исследовательской деятельности в проведении мониторинга по изучению планируемых результатов обучения детей с речевыми нарушениями.

 
Навыком составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с речевыми нарушениями

 
Навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере специального образования
3.1.2
Основы организации образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения
3.1.3
Основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
3.1.4
Особенности развития  и уровень достижений обучающихся с разным типом дизонтогенеза на различных возрастных ступенях.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач в обучении детей с ОВЗ
3.2.2
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.3
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
3.2.4
Проводить сбор необходимых данных и исследование достижений ребенка.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками применения нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы специального образования
3.3.2
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды;
3.3.3
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
3.3.4
Навыками оценки и анализа полученных в ходе мониторинга данных
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению логопедических занятий.

 
1.1
Подбор диагностических материалов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
1.2
Проведение дифференциальной диагностики /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Логопедические занятия как особая форма организации работы с детьми

 
2.1
Принципы организации индивидуальной работы с детьми /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3.  Задачи и содержание логопедических занятий с детьми с ФФН, ОНР.

 
3.1
Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими определенную форму нарушений речи  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
3.2
составление индивидуального планирования  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
3.3
3.3 Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Планирование, разработка фрагментов логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики.

 
4.1
Планирование, разработка индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Планирование, разработка фрагментов логопедических занятий по развитию фонематических процессов.

 
5.1
Характеристика особенностей фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений у детей с ФФН, ОНР.  /Лек/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
5.2
Составление перспективного и текущего плана работы по развитию фонематических процессов.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.3
Планирование, разработка занятий по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений / /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

7
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Планирование, разработка фрагментов логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков.

 
6.1
Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
6.2
Этап автоматизации звука в слоге /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
6.3
Этап автоматизации звука в слове /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
6.4
Планирование, разработка занятий по постановке, автоматизации звуков. /С /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 7. Раздел 7. Планирование, разработка фрагментов логопедических занятий по дифференциации звуков.

 
7.1
Текущее планирование работы по дифференциации звуков. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
7.2
Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мягкости, глухости -звонкости, по способу и месту образования. /Пр/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
7.3
Планирование, разработка индивидуальных занятий по дифференциации звуков /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 8. Раздел 8. Планирование, разработка фрагментов логопедических занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ФФН, ОНР.

 
8.1
Перспективное и текущее планирование работы /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
8.2
Отбор заданий для работы над высотой, силой, тембром голоса.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
8.3
Работа над высотой голоса .  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
8.4
Работа над силой и тембром голоса.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 9. Раздел 9. Создание моделей логопедических  занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

 
9.1
Особенности начального, продвинутого и заключительного этапов работы по коррекции звукопроизношения /Пр/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
9.2
Планирование логопедической работы с использованием логоритмики в коррекционно-воспитательном обучении детей с различной речевой патологией /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
9.3
Разработка фрагментов занятий с использованием логоритмики /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
9.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

9
ОПК-2 ПК-2 ПК-3 ПК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений. Отграничение ФФН  и ОНР.

2.Основные понятия темы ФФН (фонема, фонетический и фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ, варианты нарушения звукопроизношения).

3.Проявления ФФН.

4.Основные этапы развития речи в онтогенезе (исследования А.Н.Гвоздева, А.А.Леонтьева и др.).

5.Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи.

6.Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе: артикуляционной базы, слухового восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры. Физиологические несовершенства произношения у детей дошкольного возраста.

7.Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи.

8.Основные формы организации логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с ФФН, задачи и содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

9.Планирование логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с ФФН. Программы обучения и воспитания детей с ФФН в старшей и подготовительной группе детского сада.

10.Содержание логопедической работы с детьми, имеющими ФФН.

11.Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

12.Формирование звукопроизношения. Этапы работы над звуком, задачи и содержание каждого этапа.

13.Цель, содержание и приёмы работы на подготовительном этапе работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

14.Цель, содержание и приёмы работы на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.

15.Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слогов.

16.Формирование навыков дифференциации звуков.

17.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН.

18.Полное логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией (принципы, этапы, основные направления и методы).

19.Логопедическое обследование детей 3-летнего возраста.

20.Логопедическое обследование детей 4-летнего возраста.

21.Логопедическое обследование детей 5-летнего возраста.

22.Логопедическое обследование детей 6-7-летнего возраста.

23.Технология обследования звукопроизношения.

24.Технология обследования функций фонематического слуха, фонематического восприятия.

25.Технология обследования общей, мелкой, артикуляционной моторики.

26.Технология обследования слоговой структуры слова

27.Технология обследования словаря.

28.Технология обследования грамматического строя речи.

29.Технология обследования связной речи.

30.Написание логопедического заключения.

31.Определение ОНР, проявления ОНР, отграничение ОНР от ФФН и системного недоразвития речи, формы речевой патологии при ОНР.

32.Причины ОНР.

33.Клиническая классификация ОНР.

34.Сформированность компонентов познавательной деятельности у детей с ОНР.

35.Психологическая классификация ОНР.

36.Отграничение ОНР от сходных по внешним проявлениям состояний.

37.Описание уровней ОНР.

38.Проявления 1-ого уровня ОНР.

39.Проявления 2-ого уровня ОНР.

40.Проявления 3-4-ого уровней ОНР.

41.Содержание логопедической работы на 1 уровне ОНР (направления и приёмы работы).

42.Содержание логопедической работы на 2 уровне ОНР (направления и приёмы работы).

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
43.Содержание логопедической работы на 3-4 уровне ОНР (направления и приёмы работы).

44.Логопедические технологии развития и коррекции словаря у детей с ОНР.

45.Логопедические технологии коррекции грамматического строя речи у детей с ОНР.

46.Логопедические технологии коррекции связной речи у детей с ОНР

47. Планирование логопедической работы с ОНР 1 уровня

48. Планирование логопедической работы с ОНР 2 уровня

49. Планирование логопедической работы с ОНР 3 уровня

50.Планирование логопеической работы с ОНР 4 уровня

51. Планирование логопедияеской работы с детьми ФФН

52.Планирование логопедической работы с детьми с заиканием

53. Планирование коррекционно-развивающей работы с воспитателем в логопедической группе

54. Планирование коррекционно-развивающей работы с родителями.

55. Планирование коррекционно-развивающей работы с узкими специалистами учреждения

56.Перспективные планы работ логопеда

57.Циклограмма работы логопеда

58.Календарно-тематические планы работ логопеда

59.Планирование совместных мероприятий

60.Индивидуальные планы работ логопеда

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.Разработать перспективный план индивидуальных занятий с ребенком с учетом предполагаемой структуры дефекта.

2.Проанализировать фрагменты протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие и др.

3.Обработать данные обследования и составить заключения (по разделам).

4.Подготовить дидактический наглядный материал для обследования, провести обследование ребенка, составить заключение.

5.Проанализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах работы.

6.Проанализировать структуру нарушения детей с патологией речи, проанализировать занятия.

7.Составить конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах работы с детьми с ФФН, ОНР.

8.Проанализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий.

9.Пронаблюдать и проанализировать индивидуальные логопедические занятия.

10.Составить перспективный план работы над артикуляцией с учетом структуры дефекта.

11.Составить конспект индивидуального занятия по развитию артикуляторной моторики.

12.Подготовить дидактический материал для коррекционного занятия по развитию артикуляторной моторики.

13.Провести и проанализировать занятия по развитию артикуляторной моторики.

14.Составить перспективный план работы над фонематическим слухом с учетом структуры дефекта.

15.Подготовить конспекты индивидуальных занятий по развитию фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений).

16.Подобрать дидактический материал для развития фонематического слуха.

17.Провести и проанализировать занятие по развитию фонематического слуха.

18.Составить перспективный план логопедических занятий по коррекции звукопроизношения с учетом структуры дефекта.

19.Подготовить конспекты индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения.

20.Подобрать наглядный и речевой материал для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.

21.Провести и проанализировать занятия по постановке и автоматизации звуков.

22.Составить перспективный план занятий по дифференциации звуков.

23.Составить конспекты индивидуальных занятий по дифференциации звуков.

24.Подобрать наглядный и речевой материал для дифференциации звуков.

25.Провести и проанализировать занятия по дифференциации звуков.

26.Составить перспективный план занятий по формированию речевого дыхания, голоса, интонации с учетом структуры дефекта.

27.Составить конспекты индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса, интонации.

28.Подобрать наглядный материал для формирования речевого дыхания, голоса, интонации у детей.

29.Провести и проанализировать занятия по развитию речевого дыхания, голоса, интонации.

30.Составить конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных  этапах коррекционной работы с учетом структуры дефекта.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова, И. В.
Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи : практическое пособие 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие Экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗ http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э3
О.В. Елецкая про планирование логопедической работы в ДОУ

 
Э4
Фрагмент вебинара " Структура логопедических занятий" 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как

минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного

материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.