Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
Оценивать качество реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
ции
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Вопросы к экзамену:
1.Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений. Отграничение ФФН и ОНР.
2.Основные понятия темы ФФН (фонема, фонетический и фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ, варианты нарушения звукопроизношения).
3.Проявления ФФН.
4.Основные этапы развития речи в онтогенезе (исследования А.Н.Гвоздева, А.А.Леонтьева и др.).
5.Усвоение родного (русского) языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи.
6.Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе: артикуляционной базы, слухового восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры. Физиологические несовершенства произношения у детей дошкольного возраста.
7.Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи.
8.Основные формы организации логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с ФФН, задачи и содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
9.Планирование логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с ФФН. Программы обучения и воспитания детей с ФФН в старшей и подготовительной группе детского сада.
10.Содержание логопедической работы с детьми, имеющими ФФН.
11.Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
12.Формирование звукопроизношения. Этапы работы над звуком, задачи и содержание каждого этапа.
13.Цель, содержание и приёмы работы на подготовительном этапе работы по преодолению нарушений звукопроизношения.
14.Цель, содержание и приёмы работы на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.
15.Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слогов.
16.Формирование навыков дифференциации звуков.
17.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН.
18.Полное логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией (принципы, этапы, основные направления и методы).
19.Логопедическое обследование детей 3-летнего возраста.
20.Логопедическое обследование детей 4-летнего возраста.
21.Логопедическое обследование детей 5-летнего возраста.
22.Логопедическое обследование детей 6-7-летнего возраста.
23.Технология обследования звукопроизношения.
24.Технология обследования функций фонематического слуха, фонематического восприятия.
25.Технология обследования общей, мелкой, артикуляционной моторики.
26.Технология обследования слоговой структуры слова
27.Технология обследования словаря.
28.Технология обследования грамматического строя речи.
29.Технология обследования связной речи.
30.Написание логопедического заключения.
31.Определение ОНР, проявления ОНР, отграничение ОНР от ФФН и системного недоразвития речи, формы речевой патологии при ОНР.
32.Причины ОНР.
33.Клиническая классификация ОНР.
34.Сформированность компонентов познавательной деятельности у детей с ОНР.
35.Психологическая классификация ОНР.
36.Отграничение ОНР от сходных по внешним проявлениям состояний.
37.Описание уровней ОНР.
38.Проявления 1-ого уровня ОНР.
39.Проявления 2-ого уровня ОНР.
40.Проявления 3-4-ого уровней ОНР.
41.Содержание логопедической работы на 1 уровне ОНР (направления и приёмы работы).
42.Содержание логопедической работы на 2 уровне ОНР (направления и приёмы работы).
44.Логопедические технологии развития и коррекции словаря у детей с ОНР.
45.Логопедические технологии коррекции грамматического строя речи у детей с ОНР.
46.Логопедические технологии коррекции связной речи у детей с ОНР
47. Планирование логопедической работы с ОНР 1 уровня
48. Планирование логопедической работы с ОНР 2 уровня
49. Планирование логопедической работы с ОНР 3 уровня
50.Планирование логопеической работы с ОНР 4 уровня
51. Планирование логопедияеской работы с детьми ФФН
52.Планирование логопедической работы с детьми с заиканием
53. Планирование коррекционно-развивающей работы с воспитателем в логопедической группе
54. Планирование коррекционно-развивающей работы с родителями.
55. Планирование коррекционно-развивающей работы с узкими специалистами учреждения
56.Перспективные планы работ логопеда
57.Циклограмма работы логопеда
58.Календарно-тематические планы работ логопеда
59.Планирование совместных мероприятий
60.Индивидуальные планы работ логопеда
Темы письменных работ:
1.Разработать перспективный план индивидуальных занятий с ребенком с учетом предполагаемой структуры дефекта.
2.Проанализировать фрагменты протоколов обследования по разделам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие и др.
3.Обработать данные обследования и составить заключения (по разделам).
4.Подготовить дидактический наглядный материал для обследования, провести обследование ребенка, составить заключение.
5.Проанализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах работы.
6.Проанализировать структуру нарушения детей с патологией речи, проанализировать занятия.
7.Составить конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах работы с детьми с ФФН, ОНР.
8.Проанализировать конспекты индивидуальных логопедических занятий.
9.Пронаблюдать и проанализировать индивидуальные логопедические занятия.
10.Составить перспективный план работы над артикуляцией с учетом структуры дефекта.
11.Составить конспект индивидуального занятия по развитию артикуляторной моторики.
12.Подготовить дидактический материал для коррекционного занятия по развитию артикуляторной моторики.
13.Провести и проанализировать занятия по развитию артикуляторной моторики.
14.Составить перспективный план работы над фонематическим слухом с учетом структуры дефекта.
15.Подготовить конспекты индивидуальных занятий по развитию фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений).
16.Подобрать дидактический материал для развития фонематического слуха.
17.Провести и проанализировать занятие по развитию фонематического слуха.
18.Составить перспективный план логопедических занятий по коррекции звукопроизношения с учетом структуры дефекта.
19.Подготовить конспекты индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения.
20.Подобрать наглядный и речевой материал для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.
21.Провести и проанализировать занятия по постановке и автоматизации звуков.
22.Составить перспективный план занятий по дифференциации звуков.
23.Составить конспекты индивидуальных занятий по дифференциации звуков.
24.Подобрать наглядный и речевой материал для дифференциации звуков.
25.Провести и проанализировать занятия по дифференциации звуков.
26.Составить перспективный план занятий по формированию речевого дыхания, голоса, интонации с учетом структуры дефекта.
27.Составить конспекты индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса, интонации.
28.Подобрать наглядный материал для формирования речевого дыхания, голоса, интонации у детей.
29.Провести и проанализировать занятия по развитию речевого дыхания, голоса, интонации.
30.Составить конспекты индивидуальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы с учетом структуры дефекта.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как
минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного
материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на промежуточной аттестации
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.