2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Учебная археологическая практика_История и Обществознание
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная археологическая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
b44.03.05 ИиО 281.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и  Обществознание

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
археологическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

2(1.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
Контактная работа
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
канд. ист. наук доц. Нигамаев Альберт Зуфарович  _________________
 
 
Учебная археологическая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 ИиО 281.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной археологической практики является углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам предметно-методического модуля (истории России, истории Древнего мира, вспомогательным историческим дисциплинам, археологии) в процессе археологических раскопок и разведок в составе действующей археологической экспедиции, приобретение навыков практического использования археологических находок в учебной и внеурочной работе, а также в исследовательской деятельности, в организации и руководстве школьными археологическими кружками и экспедициями.
Задачами учебной археологической практики, в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
1)формирование практических умений применять полученные в ходе теоретического обучения знания в области археологии и других дисциплин предметно-методического модуля, углубление знаний о практических приемах и методах полевых археологических раскопок во время пребывания в составе археологической экспедиции;
2)овладение новыми теоретическими знаниями и практическими навыками обработки археологического материала и консервации находок, ознакомление со всеми видами и методами полевых археологических работ, составления полевых чертежей и масштабных зарисовок археологических объектов, ведения полевого дневника раскопок;
3)приобретение навыков практического использования археологических источниковых данных в собственной педагогической и исследовательской деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
мировоззренческие принципы основных концепций исторического процесса, их связь с идейно-политическими течениями общественной мысли;

основные механизмы культурно-исторических связей народов мира в древности и в средние века;

основные виды и типы археологических источников;

археологическую терминологию;

виды и методы полевых археологических работ

Уметь:
работать с историческими источниками и научной литературой, самостоятельно находить и анализировать основные сведения по археологии, давать объективную характеристику исторических процессов и закономерностей;

формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию;

использовать полученные при прохождении практики знания для комплексного анализа важнейших процессов, явлений и событий всеобщей истории;

составлять полевые чертежи и масштабные зарисовки археологических объектов;

вести археологические раскопки, работать с археологическими источниками;

вести полевой дневник раскопок

Владеть:
навыками коммуникации и толерантного общения, стратегиями командного взаимодействия;

навыками и опытом полевых археологических исследований;

практическими навыками обработки археологического материала и консервации находок;

методами источниковедческого анализа вещественных источников;

приемами проектирования различных форм учебных и внеурочных занятий с использованием археологических находок

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Логика
1
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Философия  
1
 
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2
 
Курсовая работа по истории России
3
 
История философии
4
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
5
 
Курсовая работа по Всеобщей истории
6
 
Методы математической обработки данных
7
 
Социология
8
 
Курсовая работа по обществознанию
9
 
Правоведение
10
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
11
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
12
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
13
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Ознакомительный 
 
1.1
Ознакомление с целью и задачами практики.

Информирование обучающихся о сроках проведения практики.

Вакцинация обучающихся против клещевого энцефалита.

Участие в работе установочной конференции с целью информирования о месте проведения учебной археологической практики, руководителе, информация о базе практики (особенностях памятников археологии, выбранных для изучения, цели и задачах проведения археологических исследований).

Закупка оборудования, продовольствия и др.

Инструктаж по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи /РукПр/

2
1
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
1
 
Раздел 2. Основной 
 
2.1
Подготовка оборудования (палаток, спальников, тентов, приборов, электрогенератора, снаряжения и материалов для фиксации, сохранения и транспортировки археологических находок и материалов, кухонной утвари, личной экипировки участников).

Знакомство с базой практики:

- определение ответственных из числа обучающихся за различные участки работ (питание, медицинская помощь, дежурство и порядок в лагере, содержание инструментов, палаток и прочее);

- составление графика дежурства по лагерю;

- планирование экскурсий по археологическим памятникам и культурно-массовых мероприятий /Ср/

2
18
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3
 
2.2
Устный опрос о принципах составления глазомерных топографических схем, ведения топографической съёмки местности с местонахождением памятников, работы с геодезическими приборами, получения нивелировочных информаций, разбивки разведочных шурфов, раскопов памятников.

Контроль навыков работы на археологических объектах (ведение раскопа, работа по квадратам с послойным съёмом грунта, нивелирование находок, вскрытие погребальных, жилых и хозяйственных сооружений, зачистка бровок по периметру раскопов для документирования стратиграфических разрезов и др.).

Ознакомительные экскурсии по археологическим памятникам в месте проведения практики.

Культурно-массовые мероприятия /Ср/

2
63
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3
 
2.3
Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы) /Ср/

2
18
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики /Ср/

2
6
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3
 
3.2
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике /РукПр/

2
2
УК-1.2,УК-1.3
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3
промежуточная аттестация 
Э1,Э2,Э3
2
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Ознакомительный 
УК-1.2, УК-1.3
Ознакомление с целью и задачами практики.

Информирование обучающихся о сроках проведения практики.

Вакцинация обучающихся против клещевого энцефалита.

Участие в работе установочной конференции с целью информирования о месте проведения учебной археологической практики, руководителе, информация о базе практики (особенностях памятников археологии, выбранных для изучения, цели и задачах проведения археологических исследований).

Закупка оборудования, продовольствия и др.

Инструктаж по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи

текущий контроль успеваемости   
 
2
Основной 
УК-1.2, УК-1.3
Подготовка оборудования (палаток, спальников, тентов, приборов, электрогенератора, снаряжения и материалов для фиксации, сохранения и транспортировки археологических находок и материалов, кухонной утвари, личной экипировки участников).

Знакомство с базой практики:

- определение ответственных из числа обучающихся за различные участки работ (питание, медицинская помощь, дежурство и порядок в лагере, содержание инструментов, палаток и прочее);

- составление графика дежурства по лагерю;

- планирование экскурсий по археологическим памятникам и культурно-массовых мероприятий

Устный опрос о принципах составления глазомерных топографических схем, ведения топографической съёмки местности с местонахождением памятников, работы с геодезическими приборами, получения нивелировочных информаций, разбивки разведочных шурфов, раскопов памятников.

Контроль навыков работы на археологических объектах (ведение раскопа, работа по квадратам с послойным съёмом грунта, нивелирование находок, вскрытие погребальных, жилых и хозяйственных сооружений, зачистка бровок по периметру раскопов для документирования стратиграфических разрезов и др.).

Ознакомительные экскурсии по археологическим памятникам в месте проведения практики.

Культурно-массовые мероприятия

Научное описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости 

 
3
Заключительный
УК-1.2, УК-1.3
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики

Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация 

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Мартынов, А.И. Археология [Электронный ресурс]:Мартынов, А. И.  Археология : учебник для вузов / А. И. Мартынов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04537-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488802. - Москва: Издательство  Юрайт, 2022. - 367 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/488802 
Л1.1
 
Винокуров, Н.И.  Полевые археологические исследования и археологические практики [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие / Н.И. Винокуров. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Прометей, 2013. – 176 c. – 978-5-7042-2425-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/24010.html. - Москва: Прометей, 2013. - 176 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24010.html 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Скрипкин, А.С. История отечественной археологии [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / А. С. Скрипкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472204. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 171 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/472204 
Л2.1
 
Худяков, Ю. С. Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Ю. С. Худяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10220-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494175. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 97 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494175 
Л2.2
 
Кудрявцев, А. А. Археология [Электронный ресурс]:учебное пособие / А. А. Кудрявцев, Е. А. Кудрявцев. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 227 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83256.html. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. - 227 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83256.html 
Л2.3
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва, 2015 – Текст: электронный
Э1
 
Педагогическая библиотека: сайт. – Москва, 1990 – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст: электронный
Э2
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. – Москва. - Обновляется в течение суток. –– Текст: электронный
Э3
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-201, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). , Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их 

 
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.