Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1.Решающая роль усвоения грамматических правил в овладении языком.
2.Когнитивная теория усвоения языка.
3.Гипотеза семиотического развития ребёнка Ж.Пиаже. Анализ когнитивных факторов, способствующих усвоению языка.
4.Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения языка
5.Теория Дж.Брунер, М. Хелллидей.
6.Опережающая интерпретация взрослого как ведущий фактор развития речи.
7.Изучение закономерностей взаимодействия матери и ребёнка.
8.Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике.
9.Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками.
10.Знаковая регуляция человеческого поведения (А.Р. Лурия). Проблема генеза речевой деятельности.
11.Значение как центральная категория онтогенеза речи и мышления, закономерности становления и развития языковых способностей человека (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович).
12.Общая периодизация речевого развития ребёнка.
13.Врождённые предпосылки речи: крик и плачь новорожденного, их связь с субъективным состоянием ребёнка.
14.Акустические особенности и функциональное значение первых голосовых проявлений.
15.Вариативность младенческих криков, их фонетическая неупорядоченность, эмоциональное обогащение, связь с этапами развития моторики.
16.Первичные детские вокализации: гуление и лепет, их биологическая детерминация, непостоянство первичных вокализаций.
17.Период гуления, его основные характеристики, зависимость от обстановки общения.
18.Освоение эмоционально-выразительного вокализма родной речи, звуки гуления.
19.Эхолалия и эхопраксия.
20.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие. Лепет как маркер эмоционального состояния ребенка.
21.Фонетические характеристики раннего лепета, связь с ритмическими движениями, формирование физиологического механизма слогообразования.
22.Период лепетных псевдослов. Развитие и изменение лепетных структур, особенности их воспроизведения.
23.Период позднего мелодического лепета.
24.Появление псевдосинтагмы, её связь с жестами, мимикой, вокализациями.
25.Артикуляционная практика ребёнка: гласные и согласные периода лепета, их отличие от первых манифестаций детской речи.
26.Закономерности освоения артикуляционной стороной речи.
27.Последовательность появления в речи ребёнка звуков родного языка, анализ определяющих факторов.
28.Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры.
29.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи: пропуски, замены, искажения звуков в слове; модификация слов со стечением согласных.
30.Переход к словесной технике речи. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в его
31.Семантические и грамматические функции детских номинаций, закономерность их генеза.
32.Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации.
33.Усвоение лексико-семантических вариантов слова.
34.Практическая грамматика детской речи, её отличие от грамматики взрослых.
35.Связная речь как объект психологического и лингвистического изучения, этапы её становления, изменение форм связности в ходе развития.
36.Усвоение техники построения диалога. Формирование навыка.
37.Монологическая речь дошкольника. Развитие навыка.
38.Анатомо-физиологические механизмы речи.
39.Периферический речевой аппарат, его основные отделы
40.Словесное мышление.
41.Врожденные предпосылки речи.
42.Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры.
43.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи: пропуски, замены, искажения звуков в слове; модификация слов со стечением согласных.
44.Детское словотворчество как особый феномен речи
45.Сочинительство, как важный этап в развитии мыслительно-речевой деятельности детей.
46.Развитие связной речи дошкольника.
47.Основные признаки недоразвития речи дошкольника.
48.Основные концепции усвоения языка.
49.Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике.
50.Врожденные предпосылки речи.
51.Интенсивный период овладения словарем.
52.Эгоцентрическая речь ребенка.
53.Развитие связной речи дошкольника.
54.Основные признаки недоразвития речи дошкольника.
55.Характеристика периода младенчества (от рождения до 1 г.ж.) с точки зрения становления речевой функции
56.Характеристика периода раннего возраста (от 1 г.ж. до 3-х лет) с точки зрения развития ведущих речевых функций и форм.
57.Характеристика преддошкольного периода (от 3 до 7 лет) с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования речевых функций и форм.
58.Характеристика периода младшего школьного возраста с точки зрения освоения языка и речи как учебного предмета.
59.Современные концепции речевого развития.
60.Формирование словоизменения..
Темы письменных работ:
1. Биологические и социальные факторы усвоения языка.
2. Проблемы речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.
3. Младенческий крик и его функциональное значение.
4. Роль имитации (подражание речи окружающих) в процессе речевого развития.
5. Протознаки и их функции на начальных стадиях коммуникации.
6. Развитие фонологической системы языка у детей.
7. Развитие синтаксических механизмов речи.
8. Индивидуальные особенности речевого развития детей.
9. Современные методы диагностики речевого развития.
10.Анамнестический метод исследования уровня развития речи детей с ТНР.
11. Основные виды нарушений формирования речи у детей (задержка речевого развития, недоразвитие речи, его основные виды; нарушения процесса речевой коммуникации).
12. Дифференциальная диагностика недоразвития речи и задержки речевого развития.
вопросы для собеседования
13. Речевая деятельность как особый специфический вид деятельности.
14. Психологические механизмы речевой деятельности.
15. Мозговая организация речевой деятельности.
16. Основные виды речевой деятельности и их характеристика.
17. Психолингвистическая характеристика речевой деятельности говорение.
18. Характеристика речевой деятельности слушание.
19. Операционная структура речевой деятельности. Ее формирование в ходе онтогенеза.
20. Высказывание как продукт деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
21. Функции языка и речи в речевой деятельности.
22. Язык как средство осуществления речевой деятельности.
23. Язык человека и «язык» животных. Речь человека и процессы коммуникации у животных.
24. Единицы языка и их основные функции.
25. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.
26. Семантическая структура слова.
28. Язык как орудие мышления.
29. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка.
30. Текст как универсальный знак языка.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания.
В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.