2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Онтогенез речевой деятельности_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Онтогенез речевой деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Онтогенез речевой деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о понятийном аппарате логопедии
1.4
формирование представлений об онтогенезе речевой деятельности, с систематикой нарушений развития
1.5
ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, которыми руководствуется в своей деятельности логопед.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.2.2
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
2.2.3
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
2.2.4
Методика профилактики и разрешения конфликтов
2.2.5
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.6
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.7
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
2.2.10
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи в школе
2.2.11
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.12
Технологии сопровождения социализации лиц с нарушениями речи
2.2.13
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.15
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.19
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.20
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.2: знает специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи с учетом их индивидуальных особенностей, особых образовательных и социальных потребностей
 
ПК-1.5: знает основные закономерности возрастного развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни и психофизического состояния детей с нарушениями речи а также основы их психодиагностики
 
 
ПК-2: Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.1: знает закономерности и условия, нормы и ограничения проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности создания специальных условий для формирования речевой деятельности.
3.1.2
содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности индивида.
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.1.3
особенности проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом этапа онтогенеза речевой деятельности индивида.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
учитывать индивидуальные особенности лиц с нарушением речи для создания специальных условий по формированию речевой деятельности.
3.2.2
выбирать направления коррекционного воздействия на различных этапах онтогенеза речевой деятельности.
3.2.3
проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут с учетом этапа онтогенеза речевой деятельности индивида.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком создания специальных условий для формирования речевой деятельности.
3.3.2
навыками коррекционного воздействия на различных этапах онтогенеза речевой деятельности.
3.3.3
навыком проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом этапа онтогенеза речевой деятельности индивида.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Начальные этапы речевого развития

 
1.1
Анатомо-физиологические механизмы речи /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
2
0
 
1.2
Овладение звуковой формой слова в онтогенезе /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
2
0
 
1.3
Формирование психологических механизмов устной речи. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
2
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе.

 
2.1
Общая периодизация речевого развития. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
2.2
Критические периоды освоения речевой деятельности ребенком /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
2.3
Общие закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
2
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Развитие лексики детской речи

 
3.1
Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
3.2
Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
2
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза

 
4.1
Формирование морфологических механизмов детской речи /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
4.2
Формирование словообразовательных механизмов /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
2
0
 
4.3
Формирование синтаксических структур устной речи. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
4.4
Типичные грамматические ошибки в речи детей  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
2
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Формирование связной речи в ходе речевого онтогенеза

 
5.1
Теоретические концепции формирования языкового сознания в онтогенезе /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
5.2
Коммуникативные умения детей. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
2
0
 
5.3
Усвоение способов выстраивания диалога /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
2
0
 
5.4
Монологическая речь дошкольника /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
2
0
 
5.5
Коррекционные технологии в развитии речи /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

14
2
0
 
5.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Решающая роль усвоения грамматических правил в овладении языком.

2.Когнитивная теория усвоения языка.

3.Гипотеза семиотического развития ребёнка Ж.Пиаже. Анализ когнитивных факторов, способствующих усвоению языка.

4.Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения языка

5.Теория Дж.Брунер, М. Хелллидей.

6.Опережающая интерпретация взрослого как ведущий фактор развития речи.

7.Изучение закономерностей взаимодействия матери и ребёнка.

8.Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике.

9.Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками.

10.Знаковая регуляция человеческого поведения (А.Р. Лурия). Проблема генеза речевой деятельности.

11.Значение как центральная категория онтогенеза речи и мышления, закономерности становления и развития языковых способностей человека (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович).

12.Общая периодизация речевого развития ребёнка.

13.Врождённые предпосылки речи: крик и плачь новорожденного, их связь с субъективным состоянием ребёнка.

14.Акустические особенности и функциональное значение первых голосовых проявлений.

15.Вариативность младенческих криков, их фонетическая неупорядоченность, эмоциональное обогащение, связь с этапами развития моторики.

16.Первичные детские вокализации: гуление и лепет, их биологическая детерминация, непостоянство первичных вокализаций.

17.Период гуления, его основные характеристики, зависимость от обстановки общения.

18.Освоение эмоционально-выразительного вокализма родной речи, звуки гуления.

19.Эхолалия и эхопраксия.

20.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие. Лепет как маркер эмоционального состояния ребенка.

21.Фонетические характеристики раннего лепета, связь с ритмическими движениями, формирование физиологического механизма слогообразования.

22.Период лепетных псевдослов. Развитие и изменение лепетных структур, особенности их воспроизведения.

23.Период позднего мелодического лепета.

24.Появление псевдосинтагмы, её связь с жестами, мимикой, вокализациями.

25.Артикуляционная практика ребёнка: гласные и согласные периода лепета, их отличие от первых манифестаций детской речи.

26.Закономерности освоения артикуляционной стороной речи.

27.Последовательность появления в речи ребёнка звуков родного языка, анализ определяющих факторов.

28.Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры.

29.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи: пропуски, замены, искажения звуков в слове; модификация слов со стечением согласных.

30.Переход к словесной технике речи. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в его 

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
составе, использование звукоподражательных слов.

31.Семантические и грамматические функции детских номинаций, закономерность их генеза.

32.Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации.

33.Усвоение лексико-семантических вариантов слова.

34.Практическая грамматика детской речи, её отличие от грамматики взрослых.

35.Связная речь как объект психологического и лингвистического изучения, этапы её становления, изменение форм связности в ходе развития.

36.Усвоение техники построения диалога. Формирование навыка.

37.Монологическая речь дошкольника. Развитие навыка.

38.Анатомо-физиологические механизмы речи.

39.Периферический речевой аппарат, его основные отделы

40.Словесное мышление.

41.Врожденные предпосылки речи.

42.Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры.

43.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи: пропуски, замены, искажения звуков в слове; модификация слов со стечением согласных.

44.Детское словотворчество как особый феномен речи

45.Сочинительство, как важный этап в развитии мыслительно-речевой деятельности детей.

46.Развитие связной речи дошкольника.

47.Основные признаки недоразвития речи дошкольника.

48.Основные концепции усвоения языка.

49.Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике.

50.Врожденные предпосылки речи.

51.Интенсивный период овладения словарем.

52.Эгоцентрическая речь ребенка.

53.Развитие связной речи дошкольника.

54.Основные признаки недоразвития речи дошкольника.

55.Характеристика периода младенчества (от рождения до 1 г.ж.) с точки зрения становления речевой функции

56.Характеристика периода раннего возраста (от 1 г.ж. до 3-х лет) с точки зрения развития ведущих речевых функций и форм.

57.Характеристика преддошкольного периода (от 3 до 7 лет) с точки зрения дальнейшего развития и совершенствования речевых функций и форм.

58.Характеристика периода младшего школьного возраста с точки зрения освоения языка и речи как учебного предмета.

59.Современные концепции речевого развития.

60.Формирование словоизменения..

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Биологические и социальные факторы усвоения языка.

2. Проблемы речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.

3. Младенческий крик и его функциональное значение.

4. Роль имитации (подражание речи окружающих) в процессе речевого развития.

5. Протознаки и их функции на начальных стадиях коммуникации.

6. Развитие фонологической системы языка у детей.

7. Развитие синтаксических механизмов речи.

8. Индивидуальные особенности речевого развития детей.

9. Современные методы диагностики речевого развития.

10.Анамнестический метод исследования уровня развития речи детей с ТНР.

11. Основные виды нарушений формирования речи у детей (задержка речевого развития, недоразвитие речи, его основные виды; нарушения процесса речевой коммуникации).

12. Дифференциальная диагностика недоразвития речи и задержки речевого развития.

вопросы для собеседования

13. Речевая деятельность как особый специфический вид деятельности.

14. Психологические механизмы речевой деятельности.

15. Мозговая организация речевой деятельности.

16. Основные виды речевой деятельности и их характеристика.

17. Психолингвистическая характеристика речевой деятельности говорение.

18. Характеристика речевой деятельности слушание.

19. Операционная структура речевой деятельности. Ее формирование в  ходе онтогенеза.

20. Высказывание как продукт деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

21. Функции языка и речи в речевой деятельности.

22. Язык как средство осуществления речевой деятельности.

23. Язык человека и «язык» животных. Речь человека и процессы коммуникации у животных.

24. Единицы языка и их основные функции.

25. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.

26. Семантическая структура слова.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
27. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

28. Язык как орудие мышления.

29. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка.

30. Текст как универсальный знак языка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
фонд оценочных средств прилагается к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие Экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗ http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html 
НГПУ, 2019
 
Л2.2
Филичева Т.Б.
Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90103.html 
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар "Речь ребенка: онтогенез и дизонтогенез" -

 
Э2
Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет - 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.3
1-100 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания.

В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.