2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М. _________________
 
 
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - освоение теоретических вопросов и практических методов педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с нарушениями речи и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания в области функциональных возможностей искусства, которые являются основой его эффективного использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗрасширить имеющийся личностный практический опыт будущего специалиста в области искусства, владения арттехнологиями для работы с детьми с нарушениями речи;
1.4
развить практические умения индивидуальной и групповой работы с детьми средствами арттехнологий в системе комплексной психолого-педагогической помощи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.1.2
Специальная педагогика
2.1.3
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.1.4
Курсовая работа по модулю 7
2.1.5
Логопедия (Алалия)
2.1.6
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.1.7
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.1.8
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.9
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.1.10
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.1.13
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.14
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.15
Речевые игры
2.1.16
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.17
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.18
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.1.19
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.1.20
Логопедическая ритмика
2.1.21
Логопедические технологии
2.1.22
Логопедия (Ринолалия)
2.1.23
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.24
Онтогенез речевой деятельности
2.1.25
Планирование логопедической работы
2.1.26
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.27
Логопедия (Дизартрия)
2.1.28
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.29
Формы логопедической работы
2.1.30
Логопедия (Дислалия)
2.1.31
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.32
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.1.33
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.1.34
Речевые игры
2.1.35
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.1.36
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.37
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.38
Онтогенез речевой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей; 
 
формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ
 
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
 
 
Уметь:
 
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
 
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи,  
 
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития.
 
 
Владеть:
 
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
 
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
навыками применения артпедагогики в психокоррекционном обучении и лечении детей с нарушениями речи; 
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса  
 
педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации; 
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.   
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.  
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах

 
 
 
ПК-3: готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
 
Виды планов и программ логопедического воздействия
 
 
Уметь:
 
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности 
 
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка

 
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
 
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.
 
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
3.1.2
Формы логопедического воздействия и  особенности коррекционно-образовательных программ
3.1.3
Содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода
3.1.4
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса   Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
3.1.5
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
3.1.6
Модально неспецифические и специфические особенности дизонтогенеза детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и возможности их компенсации.
3.1.7
Требования к планированию коррекционно-развивающей деятельности
3.1.8
Виды планов и программ логопедического воздействия
3.1.9
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями
3.2.2
Выбирать и использовать исторический опыт коррекционного обучения, лиц с нарушениями в развитии, в том числе и речи
3.2.3
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических занятий с учетом речевого дефекта у ребенка, нарушений личностного развития.
3.2.4
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности;
3.2.5
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.
3.2.6
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.  
3.2.7
Использовать специальную литературу для планирования образовательной деятельности.  
3.2.8
Соотносить нормативные требования с уровнем речевого нарушения и индивидуальными возможностями ребенка.
3.2.9
Составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии.
3.2.10
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
3.3.2
Представлениями и знаниями о совершенствовании логопедических технологий на современном этапе развития  коррекционной педагогики
3.3.3
Практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.4
Навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи
3.3.5
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
3.3.6
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;
3.3.7
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
3.3.8
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
3.3.9
Навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
3.3.10
Навыком выбора методической литературы, адекватной в применении для коррекции конкретного речевого нарушения.
3.3.11
Способами планирования, организации, координации и контроля педагогического процесса.
3.3.12
Навыком самостоятельного планирования образовательного процесса с учетом системы речевого нарушения в перспективе на год, месяц, день.
3.3.13
3.3.14
3.3.15
 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. введние в артпедагогику

 
1.1
Исторический обзор применения различных видов искусства в лечении и коррекции /Лек/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-2
5
0
 
1.2
взгляды отчественных и зарубежных педагогов и психологов на использование искусства как средства развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-2
5
0
 
 
Раздел 2. теоретические основы артпедагогики и артетрапии

 
2.1
основные понятия, цели, задачи артпедагогики и арттерапии /Пр/
Л1.1

Э1

2
ПК-2
5
0
 
2.2
связь артпедагогики с другими отраслями знаний /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-2
5
0
 
2.3
психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-1 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 3. артпедагогика в специальном образовании

 
3.1
принципы артпедагогики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-1
5
0
 
3.2
формы организации художественной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-2
5
0
 
3.3
педагогические подходы к художественному развитию детей с проблемами в разные возрастные периоды /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3

2
ПК-2
5
0
 
3.4
направления артерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-1
5
0
 
3.5
Музыкотерапия /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-1
5
0
 
3.6
изотерапия /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3

4
ПК-1
5
0
 
3.7
психодрама /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3

4
ПК-1
5
0
 
3.8
Артпедагогические методы и приемы в школе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

4
ПК-2
5
0
 
3.9
танцевальная терапия /Ср/
Л1.1Л2.1

2
ПК-1
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.10
сказкотерапия /Ср/
Л1.1

4
ПК-1
5
0
 
3.11
куклотерапия /Ср/
Л1.1

4
ПК-1
5
0
 
3.12
песочная терапия /Ср/
Л1.1

2
ПК-1
5
0
 
 
Раздел 4. методы артпедагогики

 
4.1
артпедагогические методы и приемы в ДОУ /Ср/
Л1.1

Э3

4
ПК-3
5
0
 
4.2
роль педагога в художественном развитии детей с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ПК-3
5
0
 
4.3
Планирование и разработка логопедических занятий и других форм деятельности детей /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3

4
ПК-3
5
0
 
4.4
разработка занятий с использованием артпедагогики /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-3
5
0
 
4.5
разработка различных видов деятельности с использованием артпедагогики и арттерапии /Ср/
Л1.1

4
ПК-3
5
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для зачета

1. Охарактеризуйте взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и общественных деятелей на использование искусства в лечении и коррекции.

2. Покажите, как использовались различные виды искусства в целительстве в Древней Греции, Китае, Индии.

3. Охарактеризуйте применение искусства в лечебных целях в Европе в начале XX в.

4. Кто из видных ученых, медиков в России использовал искусство в лечении психических больных?

5. Охарактеризуйте работы зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающие проблему использования искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии.

6. Раскройте понятие «катарсис» в искусстве

7. Назовите основные группы методов, применяемых в артпедагогике, и охарактеризуйте их особенности.

8. Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике.

9. Охарактеризуйте методы воспитания в артпедагогике. Приведите примеры их использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

10. Объясните, чем должен руководствоваться педагог при выборе методов и приемов художественного развития детей с нарушениями речи.

11. В период педагогической практики понаблюдайте за тем, какие методы, приемы обучения и воспитания, в каких сочетаниях применяет педагог на занятиях художественной деятельностью с детьми с проблемами в развитии.

12. Назовите основные группы принципов, использующихся в артпедагогике.

13. Дайте характеристику основным методам артпедагогики.

14. Раскройте содержание и средства художественного развития детей с различными проблемами.

15. Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с НР в младенческом и раннем возрасте.

16. Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у детей с НР в дошкольном детстве.

17. Раскройте педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников.

18. Покажите, что характерно для формирования основ художественной культуры у старших школьников с проблемами в коррекционной школе.

19. Охарактеризуйте формы организации художественной деятельности детей с проблемами в развитии в специальном образовательном учреждении.

20. Покажите роль педагога в художественном развитии детей с проблемами.

21. Раскройте основные функции педагога, организующего художественную деятельность детей с НР в специальном образовательном учреждении.

22. Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека.

23. Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики.

24. Раскройте арттерапевтические методики, которые могут использоваться в специальном дошкольном образовательном учреждении.

25. Охарактеризуйте арттерапевтические методики, применяемые в практике логопеда, работающего в специальном учреждении

26. Этапы терапевтического процесса (для детей с сохранными психическими функциями)

27. Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

28. Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
29. использование методики театроведения.

30. Способы работы с готовыми рисунками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

2) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей начального школьного возраста. Содержание программы по этим разделам.

3) Программы по изобразительной деятельности для детей с ТНР. Содержание программы по этим разделам.

4) Изодеятельность в группе для детей с заиканием.

6) Значимость ИЗО деятельности для детей с речевыми нарушениями

7) Огрганизация ИЗО-деятельности в группе для детей с ТНР.

8) Конструирование и ИЗО-деятельность для детей в группе с ТНР.

9) Нетрадиционные техники в ИЗО-деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями.

10) Взаимосвязь речевых навыков и ИЗО-деятельности в ДОУ.

11) ИЗО-деятельность как средство развития и обогащения и развития словаря детей с ОНР.

12) Развитие ориентации в пространстве средствами аппликации.

13) Развитие мелкой моторики на занятиях по лепке и аппликации.

14) Методы лепки.

15) Методики проведения занятия по аппликации.

16) Методики работы с акварелью.

17) Методики работы с гуашью.

18) Методики работы с карандашами.

19) Методики работы с пластилином. Виды пластилина.

20) Нетрадиционные методики и материалы для лепки.

21) Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.

22) Изобразительная деятельность и ее коррекционное значение в работе с детьми с нарушениями речи.

23) -Особенности восприятия окружающего детьми с нарушениями речи.

24) Приемы, способствующие развитию и обогащению восприятия детей с нарушениями речи.

25) Методика работы с детьми, имеющими нарушения речи:

26) методы и формы обучения изобразительной деятельности детей, основное содержание работы.

27) Изобразительная деятельность и коррекционная работа с заикающимися детьми.

28) Ознакомление учащихся с ТНР с произведениями изобразительного искусства

29) Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования.

30) Роль изобразительной деятельности в развитии ребѐнка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Медведева Е.А.
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для бакалавриата. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/441185
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кузнецова Г.В.
Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом  Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/77040.html
ЭБС «IPRbooks», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Проект "Творчество без границ" для детей с ОВЗ. - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4746008959457332311&text=онлайн-%20урок%20изобразительная%20деятельности%20для%20детей%20с%20ОВЗ&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581386544339045-506306576200267008900111-vla1-2221&redircnt=1581386559.1
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э2
Открытый урок с детьми ОВЗ. - URL: https://youtu.be/fNl9lKvu4xk
 
Э3
Бесплатный вебинар «Развитие творческих способностей и воображения у детей с ОВЗ». - URL:  https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11284520766493677229&text=онлайн-+урок+изобразительная+деятельности+для+детей+с+ОВЗ&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581386544339045-506306576200267008900111-vla1-2221&redircnt=1581386695.1
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегосями и самими обучающегосями.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx