Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
ции
Э2
Э2
Э1
Э1 Э3
Э1 Э2
Э1
Э1
Э3
Э1
Э1
Э3
Э3
Э2
Э3
Э2
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для зачета
1. Охарактеризуйте взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и общественных деятелей на использование искусства в лечении и коррекции.
2. Покажите, как использовались различные виды искусства в целительстве в Древней Греции, Китае, Индии.
3. Охарактеризуйте применение искусства в лечебных целях в Европе в начале XX в.
4. Кто из видных ученых, медиков в России использовал искусство в лечении психических больных?
5. Охарактеризуйте работы зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающие проблему использования искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии.
6. Раскройте понятие «катарсис» в искусстве
7. Назовите основные группы методов, применяемых в артпедагогике, и охарактеризуйте их особенности.
8. Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике.
9. Охарактеризуйте методы воспитания в артпедагогике. Приведите примеры их использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
10. Объясните, чем должен руководствоваться педагог при выборе методов и приемов художественного развития детей с нарушениями речи.
11. В период педагогической практики понаблюдайте за тем, какие методы, приемы обучения и воспитания, в каких сочетаниях применяет педагог на занятиях художественной деятельностью с детьми с проблемами в развитии.
12. Назовите основные группы принципов, использующихся в артпедагогике.
13. Дайте характеристику основным методам артпедагогики.
14. Раскройте содержание и средства художественного развития детей с различными проблемами.
15. Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с НР в младенческом и раннем возрасте.
16. Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у детей с НР в дошкольном детстве.
17. Раскройте педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников.
18. Покажите, что характерно для формирования основ художественной культуры у старших школьников с проблемами в коррекционной школе.
19. Охарактеризуйте формы организации художественной деятельности детей с проблемами в развитии в специальном образовательном учреждении.
20. Покажите роль педагога в художественном развитии детей с проблемами.
21. Раскройте основные функции педагога, организующего художественную деятельность детей с НР в специальном образовательном учреждении.
22. Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека.
23. Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики.
24. Раскройте арттерапевтические методики, которые могут использоваться в специальном дошкольном образовательном учреждении.
25. Охарактеризуйте арттерапевтические методики, применяемые в практике логопеда, работающего в специальном учреждении
26. Этапы терапевтического процесса (для детей с сохранными психическими функциями)
27. Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
28. Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов
30. Способы работы с готовыми рисунками.
Тематика письменных сообщений
1) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
2) Основные разделы программы по изобразительной деятельности для детей начального школьного возраста. Содержание программы по этим разделам.
3) Программы по изобразительной деятельности для детей с ТНР. Содержание программы по этим разделам.
4) Изодеятельность в группе для детей с заиканием.
6) Значимость ИЗО деятельности для детей с речевыми нарушениями
7) Огрганизация ИЗО-деятельности в группе для детей с ТНР.
8) Конструирование и ИЗО-деятельность для детей в группе с ТНР.
9) Нетрадиционные техники в ИЗО-деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями.
10) Взаимосвязь речевых навыков и ИЗО-деятельности в ДОУ.
11) ИЗО-деятельность как средство развития и обогащения и развития словаря детей с ОНР.
12) Развитие ориентации в пространстве средствами аппликации.
13) Развитие мелкой моторики на занятиях по лепке и аппликации.
14) Методы лепки.
15) Методики проведения занятия по аппликации.
16) Методики работы с акварелью.
17) Методики работы с гуашью.
18) Методики работы с карандашами.
19) Методики работы с пластилином. Виды пластилина.
20) Нетрадиционные методики и материалы для лепки.
21) Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями речи.
22) Изобразительная деятельность и ее коррекционное значение в работе с детьми с нарушениями речи.
23) -Особенности восприятия окружающего детьми с нарушениями речи.
24) Приемы, способствующие развитию и обогащению восприятия детей с нарушениями речи.
25) Методика работы с детьми, имеющими нарушения речи:
26) методы и формы обучения изобразительной деятельности детей, основное содержание работы.
27) Изобразительная деятельность и коррекционная работа с заикающимися детьми.
28) Ознакомление учащихся с ТНР с произведениями изобразительного искусства
29) Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования.
30) Роль изобразительной деятельности в развитии ребѐнка.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающегосями и самими обучающегосями.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегосям времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.