Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету:
1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.
2. Антропологический подход изучения письма.
3. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменной речи у школьников.
4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.
5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.
6. Основные направления работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников
7. Основные технологии в работе педагога по преодолению нарушений письменной речи школьников.
8. Работа с родителями по проведению профилактической работы с детьми
9. Формирование мотивационной готовности младших школьников по преодолению нарушений письменной речи
10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи
11.Методические подходы диагностики дисграфий (медицинские, психофизиологические, психолого-педагогические).
12. Дифференциальная диагностика нарушений письма.
13.Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.
14.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.
15.Акустические ошибки на письме и способы коррекции.
16.Артикуляторно-акустические ошибки на письме и способы коррекции.
17.Нарушений языкового анализа и синтеза и способы коррекции.
18.Оптические ошибки на письме и способы коррекции.
19.Определение нарушений письма и способы ее коррекции.
20.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.
21.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.
22.Формирование фонологического кода языка.
23.Формирование морфологического кода языка.
24.Формирование синтаксического кода языка.
25.Формирование лексического кода языка.
26.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.
27.Формирование и нарушение звукоряда на письме.
28.Понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).
29.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.
30.Опишите мероприятия, проводимые педагогом по первичной профилактике нарушений письма у школьников.
Темы письменных работ:
1) Перечислите основные отличия письменной речи от устной.
2) Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.
3) Психологические особенности письменной речи.
4) Каковы функции устной и письменной речи?
5) Какой компонент (технический или смысловой) преобладает на начальном этапе усвоения устной речи? письменной речи?
6) Охарактеризуйте отличия в построении устного и письменного высказываний. За счет каких средств достигается краткость устного речевого высказывания?
7) Какова роль мотивации в развитии устной и письменной речи?
8) Приведите приемы создания у ребенка мотивов к овладению письменной речью.
9) Охарактеризуйте состояние у ребенка – дошкольника психических функций, которые являются базой для овладения письменной речью.
10) Что становится причиной дальнейшего развития психических функций, являющихся базой овладения письменной речью.
11)Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.
12)Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.
13)Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.
14)Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.
15)Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.
16)Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.
18)Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.
19)Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.
20)Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.
21)Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.
22)Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.
23)Методика обучения изложению на уроках русского языка.
24)Методика обучения пересказу на уроках чтения.
25)Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.
26)Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.
27)Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
28)Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.
29)Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.
30)Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.
31)Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
32)Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.
33)Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи.