2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений по профилактике и преодолению нарушений письменной речи у школьников.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление обучающихся с историческими аспектами развития нарушений письменной речи (дисграфии).
1.4
Формирование у обучающихся представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии, ее систематизации.
1.5
Овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии, а также анализа результатов диагностики.
1.6
Формирование у обучающихся представлений об организации логопедической работы в  образовательных учреждениях;
1.7
Формирование у обучающихся представления о способах профилактики нарушений письменной речи у школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Онтогенез речевой деятельности
2.1.8
Планирование логопедической работы
2.1.9
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.10
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.11
Психопатология
2.1.12
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.13
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.14
Возрастная психология
2.1.15
Логопедия (Дизартрия)
2.1.16
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.17
Логопсихология
2.1.18
Невропатология
2.1.19
Общая психология
2.1.20
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.21
Социальная психология
2.1.22
Специальная психология
2.1.23
Теории обучения и воспитания
2.1.24
Формы логопедической работы
2.1.25
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.26
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.27
Литература с основами литературоведения
2.1.28
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.29
Логопедия (Дислалия)
2.1.30
Общая педагогика
2.1.31
Психолого-педагогический практикум
2.1.32
Современный русский язык
2.1.33
Социальная педагогика
2.1.34
Специальная педагогика
2.1.35
Физиология ВНД и сенсорных систем
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.36
Онтогенез речевой деятельности
2.1.37
Логопсихология
2.1.38
Психолого-педагогический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.4
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса

 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.

 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.

 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Принципы осуществления  образовательно-коррекционного  процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
3.1.2
Особенности осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1.3
Содержание организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
3.2.2
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;
3.2.3
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
3.3.2
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;
3.3.3
Навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. История и современный взгляд на проблему формирования письма в онтогенезе и расстройства письменной речи

 
1.1
Психофизиологические и мозговые основы формирования письма и чтения в онтогенезе.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
1.2
Исторический обзор развития учения о нарушениях письма /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения

 
2.1
Этиология нарушений письма и чтения, симптоматика этих нарушений. /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
2.2
Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения письма и чтения. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
2.3
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями письма  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3.  Проблемы психолого- педагогической диагностики дислексий и дисграфий

 
3.1
Отграничение дислексий и дисграфий от вторичных нарушений письма и чтения при умственной отсталости, тугоухости, при явном недоразвитии устной речи, при социальной депривации /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
3.2
Дифференциация дисграфии и дизорфографии. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Методика обследования детей с нарушениями письма, письменной речи

 
4.1
Приемы обследования ребенка на предмет  дисграфии, дизорфографии /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
4.2
Содержание карты обследования ребенка. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Организация и методы коррекции дислексии и дисграфии

 
5.1
Задачи и содержание занятий на логопункте  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Вопросы профилактики дисграфий

 
6.1
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
6.2
Проведение первичной и вторичной профилактики  дисграфии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
6.3
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.  /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ОПК-4 ПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

2. Антропологический подход изучения письма.

3. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменной речи у школьников.

4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6. Основные направления работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников

7. Основные технологии в работе педагога по преодолению нарушений письменной речи школьников.

8. Работа с родителями по проведению профилактической работы с детьми

9. Формирование мотивационной готовности младших школьников по преодолению нарушений письменной речи

10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи

11.Методические подходы  диагностики дисграфий (медицинские, психофизиологические, психолого-педагогические).

12. Дифференциальная диагностика нарушений письма.

13.Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.

14.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.

15.Акустические ошибки на письме и способы коррекции.

16.Артикуляторно-акустические ошибки на письме и способы коррекции.

17.Нарушений языкового анализа и синтеза и способы коррекции.

18.Оптические ошибки на письме и способы коррекции.

19.Определение нарушений письма и способы ее коррекции.

20.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.

21.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.

22.Формирование  фонологического кода языка.

23.Формирование  морфологического кода языка.

24.Формирование синтаксического кода языка.

25.Формирование лексического кода языка.

26.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.

27.Формирование и нарушение звукоряда на письме.

28.Понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).

29.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.

30.Опишите мероприятия, проводимые педагогом по первичной профилактике нарушений письма у школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1) Перечислите основные отличия письменной речи от устной.

2) Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.

3) Психологические особенности письменной речи.

4) Каковы функции устной и письменной речи?

5) Какой компонент (технический или смысловой) преобладает на начальном этапе усвоения устной речи? письменной речи?

6) Охарактеризуйте отличия в построении устного и письменного высказываний. За счет каких средств достигается краткость устного речевого высказывания?

7) Какова роль мотивации в развитии устной и письменной речи?

8) Приведите приемы создания у ребенка мотивов к овладению письменной речью.

9) Охарактеризуйте состояние у ребенка – дошкольника психических функций, которые являются базой для овладения письменной речью.

10) Что становится причиной дальнейшего развития психических функций, являющихся базой овладения письменной речью.

11)Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.

12)Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.

13)Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.

14)Взаимосвязь логопеда и учителя в коррекционной работе по преодолению нарушений письма у младших школьников.

15)Виды дисграфии у учащихся младших классов специальной школы V вида.

16)Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
17)Диагностика и методы коррекции нарушений письма у детей с трудностями в обучении в условиях массовой школы.

18)Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.

19)Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.

20)Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.

21)Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

22)Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

23)Методика обучения изложению на уроках русского языка.

24)Методика обучения пересказу на уроках чтения.

25)Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

26)Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

27)Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

28)Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

29)Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.

30)Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.

31)Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

32)Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.

33)Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. 
Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3.
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова, И. В.
Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи : практическое пособие 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю.С., Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗhttp://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html :  методическое пособие
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Высокоэффективная методика преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников

 
Э2
рофилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей

 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ.

 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)