2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Практикум по постановке голоса и выразительности чтения_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, Доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций по самосовершенствованию культуры и выразительности речи в педагогической деятельности, знакомстве с методиками формирования правильной дикции, техники речи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся теоретических знаний об анатомо-физиологических механизмах речевой деятельности и ее структурных компонентах.  
1.4
Формирование у обучающихся представлений о механизмах, структуре и симптома¬тике голосовых нарушений.   
1.5
Овладение обучающимися теоретическими и практическими навыками выразительности чтения.  
1.6
Формирование у обучающихся представлений о качестве голоса и выразительности высказывания.  
1.7
формирование у обучающихся навыков культуры общения и коммуникативными умениями для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
1.8
формирование у обучающихся навыков проектирования образовательной среды в работе по преодолению нарушений голоса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Психопатология
2.1.3
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.4
Невропатология
2.1.5
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.6
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.1.7
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.8
Иностранный язык
2.1.9
Литература с основами литературоведения
2.1.10
Современный русский язык
2.1.11
Специальная педагогика
2.1.12
Логопедическая ритмика
2.1.13
Логопедические технологии
2.1.14
Логопедия (Ринолалия)
2.1.15
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.16
Онтогенез речевой деятельности
2.1.17
Основы генетики
2.1.18
Планирование логопедической работы
2.1.19
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.20
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.21
Логопедия (Дизартрия)
2.1.22
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.23
Логопсихология
2.1.24
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.1.25
Основы языкознания
2.1.26
Техника речи
2.1.27
Формы логопедической работы
2.1.28
Логопедия (Дислалия)
2.1.29
татарская литература
2.1.30
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.31
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.32
Онтогенез речевой деятельности
2.1.33
Основы генетики
2.1.34
Логопсихология
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.35
Основы языкознания
2.1.36
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.3
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.4
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.7
Специальная методика преподавания математики
2.2.8
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
Основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках

 
Закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей

 
Методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей

 
 
Уметь:
 
Вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
Использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей

 
Определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка

 
 
Владеть:
 
Навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
Навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
Моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;

 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей

Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей

Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических

 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков.

 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ

 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения.
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ

 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений.

 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ.

 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-закономерности речемыслительной деятельности, специфику работы речеязыкового аппарата;
3.1.2
-нормы литературного произношения;
3.1.3
-основные принципы и направления работы по постановке голоса и выразительному чтению;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-проводить анализ собственной профессиональной речевой деятельности;
3.2.2
-проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа;
3.2.3
-осуществлять выбор методик обучения выразительному чтению;
3.2.4
-использовать различные виды упражнений направленные на усвоение орфоэпических норм, для решения коррекционных задач;
3.2.5
 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-навыками межличностных отношений;
3.3.2
-основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;
3.3.3
-нормами литературного произношения и основами искусства художественного чтения.
3.3.4
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Педагогические

основы техники речи

 
1.1
Техника речи. Нормы литературного произношения. Речь, как социальное явление, способ коммуникации.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
4
0
 
1.2
Артикуляционная гимнастика и самомассаж. Дыхательная гимнастика. Аутогенная тренировка голоса. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
4
0
 
1.3
Нормы литературного произношения. Формирование навыков правильной дикцией. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
1.4
Виды аутогенных тренировок. Примеры аутогенных тренировок /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
1.5
Произношение гласных звуков. Артикуляционные упражнения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
1.6
Произношение согласных звуков. Артикуляционные упражнения /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
4
0
 
 
Раздел 2.  Основы техники речи

 
2.1
Усвоение орфоэпических норм. Логика речи. Основы выразительного чтения: недостатки речевого голоса, причины недостатков речевого голоса, недочеты дикции. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
4
0
 
2.2
Основы выразительного чтения. Исполнительский анализ и его компоненты. Теоретическая основа искусства чтения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
2.3
Основы выразительного чтения. Исполнительский анализ и его компоненты  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
2.4
Теоретическая основа искусства чтения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
2.5
Психолингвистический анализ текста /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
4
0
 
2.6
Овладение словесным действием в работе над литературными произведениями разных жанров. Особенности работы над произведениями разных жанров.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
4
0
 
2.7
Особенности чтения произведений различных жанров, специфика их исполнения.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
2.8
Теоретическая основа искусства чтения.Теоретические основы стихотворных текстов  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
4
0
 
2.9
Особенности чтения произведений различных жанров, специфика их исполнения /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
4
0
 
2.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Какова роль и значение осанки при постановке дыхания и голоса

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2. В чем отличие гигиенического массажа от вибрационного.

3. Воспитание навыков правильного дыхания.

4. В чем состоит разница между физиологическим и фонационным типами дыхания.

5. Динамическая дыхательная гимнастика по системе А.Н.Стрельниковой.

6. Релаксация, Аутогенная тренировка.

7. Постановка и воспитание голоса.

8. Какими качествами должен обладать голос педагога. Какие упражнения нужно выполнять для поддержания этих качеств.

9. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для подвижных органов артикуляции.

10. Дикция.

11. Орфоэпия. Особенности ударения в русском языке.

12. Правила произношения согласных звуков в русском языке.

13. Особенности произношения с билингвизмом.

14. Учение К.С. Станиславского о словесном действии.

15. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.

16. Назовите виды массажа, используемые при постановке дыхания и голоса, и их назначение.

17. Какие упражнения тренируют полетность звука?

18. Назовите упражнения, тренирующие силу голоса?

19. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.

20. Орфоэпические нормы звучания гласных звуков в русском литературном языке.

21. Орфоэпические нормы звучания согласных звуков в русском литературном языке.

22. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.

23. Принцип отработки согласных звуков?

24. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.

25. Назовите основные правила интонирования знаков препинания.

26. Полный письменный разбор: орфоэпический и логический анализ текста (прозы, басни, стихотворения).

27. Подготовить для выразительного чтения басню, стихотворение и отрывок прозаического текста

28.Охарактеризуйте голос с разных аспектов сточки зрения силы, высоты, тембра, диапазона.

29.Раскройте содержание  терминов. сила, высота, тембр, диапазон голоса.

30. От чего зависит сила, высота, тембр голоса? Приведите примеры. Расскажите, какие требования предъявляются к качеству голоса?

31 Раскройте понятие голосового тренинга, работы над динамическим диапазоном голоса, перечислите дикционные упражнения.

32  Какая дыхательная гимнастика применяется для развития голоса?

33. Почему в комплексный метод по развитию голоса включена артикуляционная гимнастика.

34. Назовите ее цели, виды артикуляционной гимнастики, особенности использования.

35.Каковы особенности дикции?

36.Подберите упражнения в работе над дикцией.

37. Назовите дикционные упражнения.

38.Перечислите упражнения для постановки и автоматизации правильного произношения гласных и согласных звуков.

39.Почему интонация является одним из важнейших выразительных средств речи.

40.Связаны ли интонационные особенности речи с её семантикой?

41.Аутогенная тренировка

42 Недостатки голоса

43. Необходимость постановки голоса для лиц речевых профессий.

44.Навыки общего расслабления мышц при аутогенной тренировке

45. Постановка и автоматизация четкого звучания гласных

46. Работа над навыками четкого произношения согласных

47. Работа над навыками четкого произношения согласных в связном высказывании

48. Формирование правильного фонационного дыхания

49.Упражнения для развития голоса

50.Современные орфоэпические нормы

51. Русское литературное произношение в его историческом развитии

52 Роль интонации, ее особенности в сценической речи

53 Тренировка поставленного голоса

54Упражнения по логике речи

55.Чтение басен

56.Чтение стихотворных произведений

57.Чтение эпических произведений

58 Чтение драматических произведений

59 Охарактеризуйте работу над произведениями разных жанров

60 Опишите общие направления работы над дикцией

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменные сообщения

1. Раскройте содержание понятий  «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горловой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающийся», «сиплый», «квакающий», «монотонный», «назализованный».

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2. Опишите  причины  нарушений: «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горловой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающийся», «сиплый», «квакающий», «монотонный», «назализованный».

3. Какие необходимо использовать упражнения для тренировки длительного входа и длительного выдоха, при произнесении гласных и согласных звуков, слогов, фраз, поговорок, коротких стихотворений. Приведите примеры.

4. Опишите  упражнения для тренировки быстрого вдоха. Какие виды упражнений необходимо использовать для развития умения правильно расходовать воздух в речи.

5. Опишите упражнения на развитие фонационного выдоха, правильного использования ротового и носового дыхания.

6. Опишите,, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений голоса. Какова их цель?

7. Подготовьте дидактический материал для развития правильного произношения согласных со сменой ударения, усилением, расслаблением голоса, изменением темпа речи.

8. Подберите упражнения на развитие умения правильно произносить гласные в пословицах, поговорках, скороговорках.

9. Каковы особенности динамической дыхательной гимнастики.

10. Подберите и запишите в рабочую тетрадь тренировочные упражнения для произнесения звуков, слогов, пословиц одновременно с движениями конечностей и туловища

11. Как проводится работа по развитию силы и высоты голоса?

12. Упражнения на развитие голоса: основное и полетное звучание, изменение высоты голоса, владение тембром и высотой в трех регистрах при исполнении произведений различных жанров, владение интонацией эмоций.

13. Почему интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточните семантическую сторону речи, как влияет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение.

14. Подберите необходимый дидактический и речевой  материал для развития интонационной стороны речи

15. Подберите упражнения на воспроизведение собственной речи и отработку навыков правильного произношения.

16. Понятие об искусстве художественного слова. Рассмотрите систему Станиславского – основные его положения.

17. Исполнительский анализ и его компоненты.

18. Действие словом как необходимость глубокого понимания смысла текста, выраженных в нем мыслей, отношений и намерений.

19. Как донести в звучащем слове смысл текста

20. Что помогает в ярком видении тех картин, явлений жизни, о которых говорится в тексте?

21. Какие представления способствуют пробуждению чувств и создают потребность в передаче текста слушателям?

22. Перечислите и опишите  упражнения на развитие голоса при исполнении произведений различных жанров, владение интонацией эмоций. Приведите примеры.

23. Прослушайте образцовое чтение произведений мастерами художественного слова и проведите анализ их исполнения.

24. Индивидуальная работа над выбранными произведениями. Прослушивание образцового чтения мастеров

25. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.

26. Орфоэпические нормы звучания гласных звуков в русском литературном языке.

27. Орфоэпические нормы звучания согласных звуков в русском литературном языке.

28. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.

29. Принцип отработки согласных звуков?

30. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения 

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврова Е.В
. Логопедия. Основы фонопедии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лаврова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90108.html
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филичева Т.Б.
Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90103.html 
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
справочные материалы по логопедии -  URL:  http://www.academy.edu.by/sites/logoped/diadiza.htm
 
Э4
справочные материалы по логопедии - URL::    http://www.refstar.ru/data/r/id.14023_1.htm l
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.