Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
основы техники речи
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1. Какова роль и значение осанки при постановке дыхания и голоса
2. В чем отличие гигиенического массажа от вибрационного.
3. Воспитание навыков правильного дыхания.
4. В чем состоит разница между физиологическим и фонационным типами дыхания.
5. Динамическая дыхательная гимнастика по системе А.Н.Стрельниковой.
6. Релаксация, Аутогенная тренировка.
7. Постановка и воспитание голоса.
8. Какими качествами должен обладать голос педагога. Какие упражнения нужно выполнять для поддержания этих качеств.
9. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для подвижных органов артикуляции.
10. Дикция.
11. Орфоэпия. Особенности ударения в русском языке.
12. Правила произношения согласных звуков в русском языке.
13. Особенности произношения с билингвизмом.
14. Учение К.С. Станиславского о словесном действии.
15. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.
16. Назовите виды массажа, используемые при постановке дыхания и голоса, и их назначение.
17. Какие упражнения тренируют полетность звука?
18. Назовите упражнения, тренирующие силу голоса?
19. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.
20. Орфоэпические нормы звучания гласных звуков в русском литературном языке.
21. Орфоэпические нормы звучания согласных звуков в русском литературном языке.
22. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.
23. Принцип отработки согласных звуков?
24. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.
25. Назовите основные правила интонирования знаков препинания.
26. Полный письменный разбор: орфоэпический и логический анализ текста (прозы, басни, стихотворения).
27. Подготовить для выразительного чтения басню, стихотворение и отрывок прозаического текста
28.Охарактеризуйте голос с разных аспектов сточки зрения силы, высоты, тембра, диапазона.
29.Раскройте содержание терминов. сила, высота, тембр, диапазон голоса.
30. От чего зависит сила, высота, тембр голоса? Приведите примеры. Расскажите, какие требования предъявляются к качеству голоса?
31 Раскройте понятие голосового тренинга, работы над динамическим диапазоном голоса, перечислите дикционные упражнения.
32 Какая дыхательная гимнастика применяется для развития голоса?
33. Почему в комплексный метод по развитию голоса включена артикуляционная гимнастика.
34. Назовите ее цели, виды артикуляционной гимнастики, особенности использования.
35.Каковы особенности дикции?
36.Подберите упражнения в работе над дикцией.
37. Назовите дикционные упражнения.
38.Перечислите упражнения для постановки и автоматизации правильного произношения гласных и согласных звуков.
39.Почему интонация является одним из важнейших выразительных средств речи.
40.Связаны ли интонационные особенности речи с её семантикой?
41.Аутогенная тренировка
42 Недостатки голоса
43. Необходимость постановки голоса для лиц речевых профессий.
44.Навыки общего расслабления мышц при аутогенной тренировке
45. Постановка и автоматизация четкого звучания гласных
46. Работа над навыками четкого произношения согласных
47. Работа над навыками четкого произношения согласных в связном высказывании
48. Формирование правильного фонационного дыхания
49.Упражнения для развития голоса
50.Современные орфоэпические нормы
52 Роль интонации, ее особенности в сценической речи
53 Тренировка поставленного голоса
54Упражнения по логике речи
55.Чтение басен
56.Чтение стихотворных произведений
57.Чтение эпических произведений
58 Чтение драматических произведений
59 Охарактеризуйте работу над произведениями разных жанров
60 Опишите общие направления работы над дикцией
Письменные сообщения
1. Раскройте содержание понятий «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горловой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающийся», «сиплый», «квакающий», «монотонный», «назализованный».
2. Опишите причины нарушений: «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горловой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающийся», «сиплый», «квакающий», «монотонный», «назализованный».
3. Какие необходимо использовать упражнения для тренировки длительного входа и длительного выдоха, при произнесении гласных и согласных звуков, слогов, фраз, поговорок, коротких стихотворений. Приведите примеры.
4. Опишите упражнения для тренировки быстрого вдоха. Какие виды упражнений необходимо использовать для развития умения правильно расходовать воздух в речи.
5. Опишите упражнения на развитие фонационного выдоха, правильного использования ротового и носового дыхания.
6. Опишите,, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений голоса. Какова их цель?
7. Подготовьте дидактический материал для развития правильного произношения согласных со сменой ударения, усилением, расслаблением голоса, изменением темпа речи.
8. Подберите упражнения на развитие умения правильно произносить гласные в пословицах, поговорках, скороговорках.
9. Каковы особенности динамической дыхательной гимнастики.
10. Подберите и запишите в рабочую тетрадь тренировочные упражнения для произнесения звуков, слогов, пословиц одновременно с движениями конечностей и туловища
11. Как проводится работа по развитию силы и высоты голоса?
12. Упражнения на развитие голоса: основное и полетное звучание, изменение высоты голоса, владение тембром и высотой в трех регистрах при исполнении произведений различных жанров, владение интонацией эмоций.
13. Почему интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточните семантическую сторону речи, как влияет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение.
14. Подберите необходимый дидактический и речевой материал для развития интонационной стороны речи
15. Подберите упражнения на воспроизведение собственной речи и отработку навыков правильного произношения.
16. Понятие об искусстве художественного слова. Рассмотрите систему Станиславского – основные его положения.
17. Исполнительский анализ и его компоненты.
18. Действие словом как необходимость глубокого понимания смысла текста, выраженных в нем мыслей, отношений и намерений.
19. Как донести в звучащем слове смысл текста
20. Что помогает в ярком видении тех картин, явлений жизни, о которых говорится в тексте?
21. Какие представления способствуют пробуждению чувств и создают потребность в передаче текста слушателям?
22. Перечислите и опишите упражнения на развитие голоса при исполнении произведений различных жанров, владение интонацией эмоций. Приведите примеры.
23. Прослушайте образцовое чтение произведений мастерами художественного слова и проведите анализ их исполнения.
24. Индивидуальная работа над выбранными произведениями. Прослушивание образцового чтения мастеров
25. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.
26. Орфоэпические нормы звучания гласных звуков в русском литературном языке.
27. Орфоэпические нормы звучания согласных звуков в русском литературном языке.
28. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.
29. Принцип отработки согласных звуков?
30. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.