2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Речевые игры_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Речевые игры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Речевые игры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых в индивидуальной и фронтальной форме коррекционной логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями по развитию всех компонентов речевой системы посредством дидактических игр.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся практических навыков применения дидактических речевых игр для развития произносительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями;
1.4
обеспечение условий для овладения обучающимися технологиями изготовления речевых логопедических игр, применяемых в коррекции всех компонентов речевой системы, а так же в обследовании состояния речевых процессов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Курсовая работа по модулю 6
2.1.3
Логопедическая ритмика
2.1.4
Логопедические технологии
2.1.5
Логопедия (Ринолалия)
2.1.6
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.7
Планирование логопедической работы
2.1.8
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.9
Психопатология
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Возрастная психология
2.1.12
Логопедия (Дизартрия)
2.1.13
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.14
Невропатология
2.1.15
Специальная психология
2.1.16
Формы логопедической работы
2.1.17
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.18
Введение в логопедическую специальность
2.1.19
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.20
Логопедия (Дислалия)
2.1.21
Общая педагогика
2.1.22
Специальная педагогика
2.1.23
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.24
Психолого-педагогический практикум
2.1.25
Логопсихология
2.1.26
Онтогенез речевой деятельности
2.1.27
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.6
Специальная методика преподавания математики
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ

 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии

 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии

 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ

 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями;

основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями

 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности

 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.

 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;

навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.

 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.

 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.

 
Навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
формы просветительской работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений;
3.1.2
методологию педагогических исследований проблем звукопроизношения и коммуникативной функции речи;
3.1.3
базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с нарушениями звукопроизношения и грамматического строя речи;
3.1.4
основные закономерности речевого развития   ребенка, психологические параметры дизонтогенеза;
3.1.5
теоретические основы коррекции и компенсации нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи, социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка с нарушением коммуникативной функции речи;
3.1.6
иметь представления о сложной структуре дефекта, его проявлениях, причинах возникновения, влиянии дефекта на психическую деятельность ребенка
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оказывать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с нарушением коммуникативной функции речи в процессе их воспитания и обучения;
3.2.2
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, обеспечивающую полноценную коррекционно – логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями;
3.2.3
анализировать и объяснять связь специальной педагогики с общей и дошкольной педагогикой, связь специальной педагогики с отраслями медицинских, психологических и лингвистических знаний;
3.2.4
определять психологические особенности детей с речевыми нарушениями;
3.2.5
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;
3.2.6
составлять карту наблюдения за ребенком нарушением коммуникативной функции речи.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью обеспечения психологического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
3.3.2
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
3.3.3
практическими умениями и навыками общения и взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
3.3.4
способностью проведения ква¬лифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей различного возраста.
3.3.5
Приобрести опыт деятельности:
3.3.6
формирования и развития экспрессивной и импрессивной речи и оценки статуса речевого развития ребенка с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
3.3.7
выбора и применения коррекционно – образовательных программ для преодоления ОНР, ФФН, нарушений письменной речи на основе индивидуально – дифференцированного подхода к лицам с речевыми нарушениями;
3.3.8
организации коррекционно – образовательной среды логопедического кабинета и использования подготовленных дидактических пособий для преодоления  ОНР, ФФН, нарушений письменной речи;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.9
планирования корекционно – логопедической работы по развитию речевых навыков у детей с ОНР, ФФН, нарушениями письменной речи;
3.3.10
обследования ребенка с ОНР, ФФН   и определение степени  нарушений   речи;
3.3.11
составления схемы обследования и проведения мониторинга по выявлению речевых достижений у детей с различными речевыми нарушениями;
3.3.12
исследований в области изучения   речевых нарушений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Медико - психологические основы нарушений речевого развития

 
1.1
Общее недоразвитие речи.Определение уровней общего недоразвития речи /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.2
Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и задержки речевого развития /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.3
Описание уровней общего недоразвития речи /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.4
Описание фонетико-фонематического недоразвития речи /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.5
Обследование детей с общим недоразвитием речи (выездное занятие) /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.6
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи.Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН, заиканием. Речевые игры, применяемые в данном процессе. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.7
Речевые игры, применяемые в обследования ребенка с ФФН /Лаб/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.8
Речевые игры, применяемые в ходе фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. /Пр/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.9
Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

18
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.10
Речевые игры в Коррекционно - логопедической работе в группах с ОНР и ФФН /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

8
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.11
Речевые игры в индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятиях по постановке и автоматизации звукопроизношения   /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Нарушения речи и технологии формирования компонентов речевой системы.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1
Технологии формирования грамматического строя речи с применением специальных дидактических игр. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.2
Подготовка дидактических пособий и дидактических игр по развитию лексико - грамматических категорий у детей с ОНР, ФФН. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.3
Подготовка дидактических пособий, дидактических игр   по развитию связной речи,   у детей с ОНР, ФФН. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.4
Подготовка дидактических пособий и дидактических игр по развитию навыков фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

10
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.5
Включение речевых игр в моделирование занятий по развитию лексико - грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и звукового анализа, постановке и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР, ФФН. /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.6
Речевые игры в индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1)  Дидактические игры в формировании правильного звукопроизношения   у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Игры, применяемые в преодолении общего недоразвития речи (ОНР).

3) Коррекция звукопроизношения средствами дидактических игр.

4) Нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Примеры игр.

5) Игры в логопедической работе при автоматизации звукопроизношения  дошкольников.

6) Игры в логопедической работе при коррекции заикания.

7) Роль фонематического восприятия в формировании звукопроизношения у детей с ОНР. Примеры игр.

8) Нарушение звукопроизношения при фонетико– фонематическом недоразвитии и речи. Примеры речевых игр.

9) Нарушение звукопроизношения при общем недоразвитии и речи. Примеры игр.

10) Нарушение звукопроизношения при заикании. Игры

11) Формирование речевого дыхания как основной начальный этап формирования звукопроизношения у детей с ФФН, ОНР, заиканием. Речевые игры.

12) Развитие навыка словообразования. Игры.

13) Развитие навыка словоизменения. Дидактические игры.

14) Применение игр с правилами в логопедической работе.

15) Применение логопедических игр на логопедических занятиях.

16) Развитие навыка звукового анализа.

17) Применение игр с ЛЕГО, пазлами в логопедической работе.

18) Применение нетрадиционных техник и материалов в логопедическом воздействии.

19) Применение электронных игр во всех видах логопедического воздействия.

20) Логопедическое воздействие на всю систему речи средствами дидактических игр.

21)  Привести примеры дидактических игр на формирование предложно-падежных конструкций

22) Дидактические игры для постановки звуков у дошкольников с ОНР.

23) Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

24) Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

25) Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР.

26) Формирование фонетической стороны речи у детей с ОНР средствами дидактических игр.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
27) Формирование фонологической стороны речи у детей с ОНР средствами специальных дидактических игр.

28) Развитие лексики в онтогенезе и речевые игры.

29) Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе и речевые игры.

30) Развитие словообразовательных навыков в онтогенезе и речевые игры для развития ранних речевых навыков.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Дидактические игры в формировании фонетической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.

2. Дидактические игры в развитии лексической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи.

3. Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи средствами дидактических игр.

4. Дидактические игры в развитии связного высказывания у дошкольников с ОНР.

5.Дидактические игры для развития фонематической стороны речи у детей с ОНР.

6. Развитиее фонетической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня средствами дидактических игр.

7. Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 2 уровня и дидактические игры.

8 Дидактические игры в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

9. Дидактические игры, применяемые на занятиях по развитию связной устной речи у детей с ОНР.

10. Дидактические игры для постановки звуков у дошкольников с ОНР.

11.Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

12. Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

13. Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР.

14. Формирование фонетической стороны речи у детей с ОНР средствами дидактических игр.

15. Формирование фонологической стороны речи у детей с ОНР средствами специальных дидактических игр.

16. Развитие лексики в онтогенезе и речевые игры.

17. Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе и речевые игры.

18. Развитие словообразовательных навыков в онтогенезе и речевые игры для развития ранних речевых навыков.

19. Особенности словообразовательных навыков у детей с ОНР и речевые игры.

20. Игры для логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

21. Игры для логопедической работы по формированию словообразования у детей с ОНР.

22. Игры для логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.

23. Дидактические игры по развитию навыка звукового анализа.

24. Дидактические игры, применяемые в работе по преодолению акустической дисграфии.

25. Анализ существующих программ формирования правильной разговорной речи у дошкольников с ОНР.

26. Дидактические игры для автоматизации звукопроизношения у дошкольников.

27 Дидактические игры для развития просодической стороны речи дошкольников.

28. Речевые игры, применяемые в ходе фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. /Пр/

29. Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б.

30.Речевые игры по автоматзации звукопроизношения в технологиях КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева, Л. Г Градова Г. Н.
Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434044
М. : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Архипова, Е. В. 
Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05709-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/osnovy-metodiki-razvitiya-rechi-uchaschihsya-441252 (дата обращения: 16.04.2019).: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие Экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗ http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Речевые игры в логопедии -

 
Э2
Комплекс речевых игр с картинками

 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ.

 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить

дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.