2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Курсовая работа по модулю Научные исследования в профессиональной деятельности_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по модулю "Научные исследования в профессиональной деятельности"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, Доцент, Ганиева А.М.; _________________
 
 
Курсовая работа по модулю "Научные исследования в профессиональной деятельности"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в подготовке обучающихся к ведению научно-исследовательской деятельности при изучении особенностей психических процессов, в том числе речевых, у детей с нарушениями речи.
1.2
Задачи освоения дисициплины:
1.3
развитие интереса обучающихся  к научному исследованию;
1.4
углубление знаний о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений;
1.5
ознакомление с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования детей с нарушениями речи;
1.6
актуализация знаний и представлений о специальной педагогике и логопедии как раздела специальной педагогики (понятийный аппарат, систематика нарушений развития, причины и классификации речевых нарушений);
1.7
углубление знаний об основных коррекционно-развивающих программах, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи;
1.8
формирование умения использования современных компьютерных технологий в коррекционно-педагогической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.2
Теоретические и методологические основы логопедии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: знает методологию и методы психолого-педагогического исследования
 
ОПК-8.2: умеет осуществлять анализ и обобщение передового педагогического опыта
 
ОПК-8.3: умеет осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности
 
ОПК-8.4: владеет готовностью к научно-исследовательской деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию психолого-педагогического исследования состояния психических и в том числе речевых процессов у детей с ТНР
3.1.2
требования к качеству реализуемых коррекционных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере специального образования
3.1.3
виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия.
3.1.4
средства анализа образовательно-коррекционной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ.
3.2.2
адаптировать учебные программы и осуществлять учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения и передового педагогического опыта;
3.2.3
анализировать цели, содержание, методы и средства обучения
3.2.4
осуществлять анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования речевой деятельности детей с ТНР
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.3.1
навыком выбора вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности.
3.3.2
навыком ведения образовательно-коррекционной деятельности и оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3.3.3
навыками анализа результативности коррекционно-педагогического исследования состояния речевых и других психических процессов у детей с ТНР.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы речевых нарушений, отраженные в введении и первой главе курсовой работы.

 
1.1
Особенности нарушений письменной и устной речи, системных нарушений речи; теоретическое описание методов коррекции нарушений устной и письменной речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

13
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
1.2
Знакомство с основными требованиями при написании курсовой работы.Способы фиксации библиографической информации.Аннотирование научных статей.Правила библиографического описания научного документа.Составление списка литературы по теме научного исследования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

15
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 2. Диагностика речевых нарушений и психических процессов, отраженная в эмпирическом исследовании курсовой работы.

 
2.1
Методы диагностики компонентов речевой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников.Методы диагностики состояния психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
2.2
Теоретические и эмпирические методы исследования.Определение методологических основ исследования.Специфика проведения и описания исследования психических процессов, в том числе речевых.Внедрение передового педагогического опыта в коррекционно-педагогическую деятельность. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
2.3
Оформление структурных частей курсовой работы, иллюстративного материала и приложений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
3
0
 
2.4
Методы интерпретации результатов диагностики психических процессов, в том числе речевых, у дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями.Оформление и подготовка к защите курсовой работы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
2.5
/Курс пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.6
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные темы курсовых работ:

1.«Особенности состояния голосовой функции у дошкольников с ффн» (6-7 лет)"

2.«Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с онр»

3.«Особенности автоматизации шипящих звуков у детей с онр дошкольного возраста»

4.«Особенности грамматического строя речи для детей дошкольного возраста с онр 5-6 лет»

5.«Особенности автоматизации свистящих звуков у детей с онр дошкольного возраста»

6.«Использование дидактических игр в работе по автоматизации звуков»

7.«Особенности автоматизации сонорных звуков у детей с онр дошкольного возраста»

8.«Подготовка к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с ффн»

9.«Особенности фонематического восприятия у дошкольников с онр» (5-6 лет)

10.«Особенности грамматического строя у дошкольников с онр»

11.«Особенности внимания дошкольников с общим недоразвитием речи»

12.«Особенности логопедической работы по развитию речи у детей раннего возраста»

13.«Особенности познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста»

14.«Особенности звукового анализа и синтеза у дошкольников с онр»

15.«Особенности грамматического строя речи у детей с ффн 6-7 лет»

16.«Особенности раннего речевого развития у дошкольников 3-4 лет с задержкой речевого развития»

17.«Особенности автоматизации звуков у детей с дислалией»

18.«Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с онр»

19.«Особенности развития слухового внимания у дошкольников 5-6 лет с онр 2-3 уровня»

20.«Особенности развития навыков описательного рассказа по плану- схеме у детей дошкольного возраста с онр»

21.«Особенности фонематического слуха у дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи» ( 6-7 лет)

22.«Особенности связной речи у детей с онр дошкольного возраста»

23."особенности автомаизации шипящихзвуков у детей с ФФН дошкольного возраста".

24."Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией дошкольного возраста".

25."Особенности развития навыков звукового анализа у детей с ОНР младшего школьного вораста"

26."Особенности связной речи у младших школьников с системным недоразвитием речи"

27."Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с моторной алалией"

28."Особенности словоизменения у детей дошкольного возраста с моторной алалией"

29."Особенности слоговой структуры слова у детей с ТНР"

30."Особенности слоговой структуры слова у детей с ФФН" 

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Филичева Т.Б.
Развиваем речь и мышление дошкольника [Электронный ресурс]: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 229 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90126.html
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова, И. В.
Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи : практическое пособие 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахутина, Т. В.
Ахутина, Т. В.   Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06800-9.
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вводная лекция. Введение в логопедию - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fTe4Zj3Rv0c
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Как проводить логопедическое обследование - URL:  https://www.youtube.com/watch?v=CtTDEhO21pM
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсовой работе

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает обучающийся, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

4. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.