2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Логопедия (дислексия_ дисграфия)_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедия (дислексия, дисграфия)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, Доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Логопедия (дислексия, дисграфия)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся подробной картины проявления дислексии и дисграфии.
1.2
Задачи  освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление с историческими аспектами развития дислексии и дисграфии.
1.4
Формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике дисграфии и дислексии, их систематизации.
1.5
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками диагностического исследования дисграфии и дислексии, а также анализа результатов диагностики.
1.6
Формирование представлений об организации логопедической работы в детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дизартрия)
2.1.2
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.3
Логопедия (ринолалия)
2.1.4
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.5
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.6
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.7
Анатомия и возрастная физиология
2.1.8
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.9
Ациклические виды спорта
2.1.10
Валеология
2.1.11
Основы медицинских знаний
2.1.12
Физическая культура и спорт
2.1.13
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.14
Циклические виды спорта
2.1.15
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.2
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.3
Логопедия (алалия)
2.2.4
Логопедия (афазия)
2.2.5
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.6
Производственная педагогическая  практика
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-3.4: умеет соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-3.5: владеет готовностью выявлять и оказывать адресную помощь обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности осуществления взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (учителя, психолог, логопед, дефектолог, педиатр).
3.1.2
индивидуальные образовательные потребности обучающихся с нарушением  дисграфия, дислексия.
3.1.3
особенности проведения обследования письменной речи и чтения, а также коррекционно-развивающих занятий.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (учителя, психолог, логопед, дефектолог, педиатр).
3.2.2
соотносить вид нарушения письма или чтения с видом адресной помощи (логопед, психолог, дефектолог.
3.2.3
проводить обследование письменной речи и чтения, а также коррекционно-развивающие занятия.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком осуществления взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (учителя, психолог, логопед, дефектолог, педиатр).
3.3.2
навыком соотнесения вида нарушения письма или чтения с видом адресной помощи (логопед, психолог, дефектолог).
3.3.3
навыками обследования письменной речи и чтения, а также проведения коррекционно-развивающих занятий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Дислексия

 
1.1
Теоретический аспект изучения дислексии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.2
Виды и коррекционная работа /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.3
Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения чтения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.4
Нейропсихологические и психологические механизмы нарушения письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.5
Оптические нарушения чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.6
Акустические нарушения чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.7
Моторные нарушения чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
 
Раздел 2. Дисграфия

 
2.1
Теоретический аспект изучения дисграфии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.2
Виды и коррекционная работа /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.3
Формирование моторных навыков чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.4
Формирование оптических навыков чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.5
Формирование акустических навыков чтения и письма /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.6
Дошкольная подготовка по формированию необходимых навыков /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма, чтения.

2.Антропологический подход изучения письма, чтения.

3.Показать различные подходы изучения проблемы расстройств письма, письменной речи и чтения в зарубежной и отечественной литературе.

4.Дать определение «письма», «письменной речи», "чтение". Условия формирования письма, чтения.

5.Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6.Дислексия. Этиология, патогенез, клиника дислексий.

7.Дисграфия. Этиология, патогенез, клиника дисграфий.

8.Психологические классификации дислексий (назовите авторов классификаций, перечислите формы нарушений, назовите критерий.

9.Психологические классификации дисграфий.

10.Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи.

11. Особенности нарушений письма у детей у детей с интеллектуальной недостаточностью.

12. Специфика коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей с интеллектуальной недостаточностью.

13. Оптическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

14. Аграмматическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

15. Фонематическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

16. Семантическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

17. Мнестическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

18. Оптическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

19. Кинетические ошибки у детей. Механизмы. Методика преодоления кинетических ошибок.

20. Аграмматическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

21. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

22. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

23. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

24. Обзор программ и методик по преодолению нарушений письменной речи.

25. Дизорфография. Определение. Механизмы. Система коррекционной работы по преодолению.

26. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями письменной речи.

27.Нарушения письменной речи, причины, механизм.

28.Дислексия. Этиология. Механизм нарушения.

29. Роль научных исследований Р.Е.Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями.

30. Физиологический, психологический, лингвистический аспекты механизмов нарушения чтения.

31. Определите детей «группы риска» по возникновению нарушений письменной речи.

32.Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

33.Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

34.Методика обучения изложению на уроках русского языка.

35.Методика обучения пересказу на уроках чтения.

36.Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

37.Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

38.Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

39.Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

40.Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.

41.Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.

42.Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

43.Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.

44.Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи

45.Логопедическая работа по коррекции дизорфографии

46. Формирование зрительного гнозиса.

47. Формирование зрительной памяти.

48. Формирование правильного произношения.

49. Формирование моторного навыка.

50. Формирование фонематических процессов.

51. Формирование звукового анализа и синтеза.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
52. Формирование навыка дифференцирования твердых и мягких согласных.

53. Формирование навыка дифференцирования гласных, близких по артикуляционному укладу.

54. Формирование навыка пространственного ориентирования.

55. Развитие словарного запаса.

56. Формирование грамматических категорий.

57. Формирование связного высказывания.

58. Формирование языкового анализа и синтеза.

59. Развитие психических функций у детей младшего школьного возраста.

60. Развитие мотивационных установок. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

2. Антропологический подход изучения письма.

3. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменной речи у школьников.

4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6. Основные направления работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников

7. Основные технологии в работе педагога по преодолению нарушений письменной речи школьников.

8. Работа с родителями по проведению профилактической работы с детьми

9. Формирование мотивационной готовности младших школьников по преодолению нарушений письменной речи

10. Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи

11.Методические подходы  диагностики дисграфий (медицинские, психофизиологические, психолого-педагогические).

12. Дифференциальная диагностика нарушений письма.

13.Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.

14.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.

15.Акустические ошибки на письме и способы коррекции.

16.Артикуляторно-акустические ошибки на письме и способы коррекции.

17.Нарушений языкового анализа и синтеза и способы коррекции.

18.Оптические ошибки на письме и способы коррекции.

19.Определение нарушений письма и способы ее коррекции.

20.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.

21.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.

22.Формирование  фонологического кода языка.

23.Формирование  морфологического кода языка.

24.Формирование синтаксического кода языка.

25.Формирование лексического кода языка.

26.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.

27.Формирование и нарушение звукоряда на письме.

28.Понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).

29.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.

30.Опишите мероприятия, проводимые педагогом по первичной профилактике нарушений письма у школьников.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Войтик, Н. В.
Войтик, Н. В. Речевая коммуникация : учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09922-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437840 
Москва. Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова, И. В.
Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи : практическое пособие 
Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Коррекция дисграфии -  URL:  http://www.neboleem.net/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.