2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Комарова Л.Ю. _________________
 
 
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся представлений о технологиях формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование у обучающихся представлений об этиологии, механизмах, структуре, симптоматике, диагностики дисграфии и дислексии, их систематизации
1.4
Формирование у обучающихся  представлений о технологиях формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.1.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.1.3
Логоритмика
2.1.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.1.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.1.6
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
2.1.7
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.1.8
Логопедия (дизартрия)
2.1.9
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.10
Логопедия (ринолалия)
2.1.11
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.12
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.13
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.14
Анатомия и возрастная физиология
2.1.15
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.16
Ациклические виды спорта
2.1.17
Валеология
2.1.18
Введение в профессиональную деятельность
2.1.19
Основы медицинских знаний
2.1.20
Практикум по обследованию речи
2.1.21
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.22
Теоретические и методологические основы логопедии
2.1.23
Учебная ознакомительная практика
2.1.24
Физическая культура и спорт
2.1.25
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.26
Циклические виды спорта
2.1.27
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе, инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.2: знает типологию технологий индивидуализации обучения
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: знает основы логопедической, психологической и педагогической диагностики
 
ОПК-5.2: знает методы выявления и коррекции трудностей обучающихся в освоении адаптированной образовательной программы
 
ОПК-5.3: умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики освоения адаптированной образовательной программы обучающимися
 
ОПК-5.4: умеет проводить педагогическую диагностику освоения адаптированной образовательной программы обучающимися
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности применения психолого-педагогический технологий (в том числе, инклюзивных), необходимых для работы с детьми с нарушением речи по коррекции письма и чтения.
3.1.2
особенности технологий индивидуализации обучения (адаптивная система обучения, технологии продуктивного образования, проектные методы и др.).
3.1.3
особенности диагностики навыков письма и чтения у младших школьников с нарушением речи.
3.1.4
методы выявления и коррекции трудностей обучающихся с нрушением речи в освоении адаптированной образовательной программы.
3.1.5
инструментарий, методы диагностики, оценку показателей уровней освоения адаптированной образовательной программы, обучающимися с нарушением речи.
3.1.6
особенности проведения педагогической диагностики освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с нарушением речи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять психолого-педагогические технологии (в том числе, инклюзивные), необходимые для работы с детьми с нарушением речи по коррекции письма и чтения.
3.2.2
применять технологии индивидуализацированного обучения (адаптивная система обучения, технологии продуктивного образования, проектные методы и др.).
3.2.3
диагностировать навыки письма и чтения у младших школьников с нарушением речи.
3.2.4
выявлять и корректировать трудности обучающихся с нрушением речи в освоении адаптированной образовательной программы.
3.2.5
применять разнообразный инструментарий, методы диагностики, оценку показателей уровней освоения адаптированной образовательной программы, обучающимися с нарушением речи.
3.2.6
проводить педагогическую диагностику освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с нарушением речи.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком использования психолого-педагогический технологий (в том числе, инклюзивных), необходимых для работы с детьми с нарушением речи по коррекции письма и чтения.
3.3.2
навыком использования технологий индивидуализации обучения (адаптивная система обучения, технологии продуктивного образования, проектные методы и др.).
3.3.3
навыком диагностики письма и чтения  младших школьников с нарушением речи.
3.3.4
навыком выявления и коррекции трудностей обучающихся с нарушением речи в освоении адаптированной образовательной программы.
3.3.5
навыком применения разнообразного инструментария, методов диагностики, оценки показателей уровней освоения адаптированной образовательной программы, обучающимися с нарушением речи.
3.3.6
навыком проведения педагогической диагностики освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с нарушением речи.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Клиника, этиология, патогенез и психологические механизмы нарушений письма и чтения. Диагностика.

 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.1
Этиология нарушений письма и чтения, симптоматика этих нарушений. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.2
Проведение диагностики. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.3
Формирование навыка чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.4
Формирование навыка письма. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
1.5
Авторские методики формирования навыка чтения и письма. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 2. Технологии коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи

 
2.1
Рекомендации к планированию занятий.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.2
Технологии коррекции навыков письма у младших школьников с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.3
Технологии коррекции навыков чтения у младших школьников с нарушениями речи /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.4
Нетрадиционные способы коррекции /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

2.Антропологический подход изучения письма.

3.Показать различные подходы изучения проблемы расстройств письма и письменной речи в зарубежной и отечественной литературе.

4.Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

5.Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6.Дислексия. Этиология, патогенез, клиника дислексий.

7.Дисграфия. Этиология, патогенез, клиника дисграфий.

8.Психологические классификации дислексий (назовите авторов классификаций, перечислите формы нарушений)

9.Психологические классификации дисграфий.

10.Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи

11.Технологии развития зрительной памяти.

12.Технологии развития зрительного гнозиса.

13.Технологии развития фонематических представлений.

14.Технологии формирования языкового анализа и синтеза.

15.Технологии формирования  звукового анализа и синтеза.

16.Технологии формирования правильного звукопроизношения.

17.Исправление дисграфии в условиях направленного обучения.

18.Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников на школьном логопункте.

20.Логопедическая работа по коррекции дизорфографии.

21.Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников.

22.Методика коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

23.Методика обучения изложению на уроках русского языка.

24.Методика обучения пересказу на уроках чтения.

25.Формирование функционального базиса письма у детей с отклонениями речевого развития.

26.Формирование операций языкового анализа как условие предупреждения дисграфии.

27.Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

28.Соотношение левшества и нарушений письма у младших школьников, учащихся массовой общеобразовательной (или специальной) школы.

29.Современные подходы к формированию навыка письма у детей со спастико-паретической формой дизартрии.

30.Проблема раннего выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста.

31.Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

32.Нарушения письменной речи у учащихся старших классов массовой общеобразовательной школы.

33.Наглядные пособия и их роль в процессе обучения русскому языку детей с нарушениями речи

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Дать краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письма.

2. Антропологический подход изучения письма.

3. Профилактическая работа по преодолению нарушений письменной речи у школьников.

4. Дать определение «письма», «письменной речи». Условия формирования письма.

5. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогической готовности к школе ребенка, имеющего проблемы в усвоении грамоты.

6. Основные направления работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников

7. Основные технологии в работе педагога по преодолению нарушений письменной речи школьников.

8. Работа с родителями по проведению профилактической работы с детьми

9. Формирование мотивационной готовности младших школьников по преодолению нарушений письменной речи

10.Дайте клиническую, психологическую и педагогическую характеристику детей с проблемами письма и письменной речи

11.Методические подходы  диагностики дисграфий (медицинские, психофизиологические, психолого-педагогические).

12.Дифференциальная диагностика нарушений письма.

13.Опишите приемы обследования детей по выявлению нарушений письма, письменной речи.

14.Опишите основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения.

15.Акустические ошибки на письме и способы коррекции.

16.Артикуляторно-акустические ошибки на письме и способы коррекции.

17.Нарушений языкового анализа и синтеза и способы коррекции.

18.Оптические ошибки на письме и способы коррекции.

19.Определение нарушений письма и способы ее коррекции.

20.Совместная работа логопеда, учителя, психолога и родителей.

21.Опишите комплекс мер по первичной и вторичной профилактике дислексии.

22.Формирование  фонологического кода языка.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
23.Формирование  морфологического кода языка.

24.Формирование синтаксического кода языка.

25.Формирование лексического кода языка.

26.Взаимосвязь фонемы – артикулемы – графемы и ее влияние ее формирования на нарушение письма.

27.Формирование и нарушение звукоряда на письме.

28.Понятие «системного интегративного единства» А.А. Леонтьева. (Письменная речь как системное интегративное единство).

29.Взаимосвязь дискретных и симультанных процессов при формировании и нарушении письма и чтения.

30.Опишите мероприятия, проводимые педагогом по первичной профилактике нарушений письма у школьников

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
И. В. Прищепова
Прищепова, И. В.  Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для вузов / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11095-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517393 :  учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Войтик, Н. В.
Войтик, Н. В. Речевая коммуникация : учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09922-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437840 
Москва. Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психология формирования письменной речи у детей -  URL: https://www.youtube.com/watch?v=0O39TJvGtzI
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Высокоэффективная методика преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников. Иванова С.В. -  URL: https://www.youtube.com/watch?v=6hUs5pevcuI
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.