Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
процесса в общеобразовательной школе и основные направления освоения будущими
педагогами тьюторских компетенций.
школе /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
учебно-воспитательного процесса в школе. /Пр/
Э1 Э3 Э4
разработке вариантов социально-профессионального самоопределения личности учащегося. /Пр/
Э1 Э3 Э4
образовательных программ учащихся как формы организации индивидуального
образования в школе. /Ср/
Э1 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
индивидуального алгоритма (маршрута) освоения знаний. /Ср/
Э2 Э3 Э4
воспитательной деятельности школы на основе реализации функций тьюторства /Ср/
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
обучающихся как форма тьюторского сопровождения. /Ср/
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1.Характеристика основных понятий: "педагог-тьютор"; "тьюторство" "тьюторское сопровождение", "принципы тьюторского сопровождения", "технологии тьюторского сопровождения", "индивидуальная образовательная траектория", взаимосвязь названных понятий.
2.История создания института тьюторства.
3. Зарубежный опыт реализации тьюторства в образовании.
4.Понятие о тьюторских компетенциях педагога и их роль в совершенствовании профессиональной квалификации современного учителя.
5.Учебно-воспитательный процесс в школе и ее компоненты.
6.Этапы технологии тьюторского сопровождения.
7.Направления реализации технологии тьюторского сопровождения.
8.Схема полного тьюторского действия.
9.Функциональное многообразие индивидуальных образовательных программ.
10.Создание индивидуального алгоритма (маршрута) освоения знаний.
11. Методика индивидуализированной работы с "особыми детьми".
12.Волонтерская работа обучающихся как форма тьюторского сопровождения.
13.Инновации в практике воспитательной деятельности школы на основе реализации функций тьюторства.
14.Исторические и теоретические основы тьюторства.
15.Тьюторство в университетах средневековой Англии.
16.Тьюторство как педагогическое движение в России.
17.Идеи открытого образования и индивидуализации – теоретическая основа тьюторства.
18.Тьюторство в начальной школе. Особенности возраста.
19.Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения в начальной школе.
20.Формы и методы тьюторского сопровождения в начальной школе.
21.Тьюторство в основной школе. Особенности возраста.
22.Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения в основной школе.
23.Формы и методы тьюторского сопровождения в начальной школе.
24.Тьюторство в старшей школе. Особенности возраста.
25.Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения в старшей школе.
26.Формы и методы тьюторского сопровождения в старшей школе.
27.Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в общеобразовательной школе.
28.Индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план ученика.
29.Должностные обязанности тьютора.
30.Тьюторы в штатном расписании школы. Оплата труда.
Примерные темы для письменных сообщений:
1. Разработка проблем инклюзивного обучения в различных научных дисциплинах.
2. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
3. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ за рубежом.
4. Особенности личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного
обучения.
5. Выбор моделей инклюзии в зависимости от глубины и структуры дефекта развития у детей с
ОВЗ.
6. Социологические исследования в выявлении мнения различных групп респондентов о
реализации идеи инклюзивного обучения.
7. Анализ мнений респондентов о внедрении инклюзивного обучения.
8. Алгоритмы внедрения инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии в широкую
практику образования.
9. Значение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов при
внедрении идеи инклюзии детей с ОВЗ в практику массовых общеобразовательных школ и детских
садов.
10. Роль семьи и школы в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его инклюзии в массовой
школе или детском саду.
11. Методика тьюторского сопровождения.
12.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения.
13. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа).
14. Групповая тьюторская консультация.
15. Технология тьюторского сопровождения.
16. Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении.
17. Основные функции тьютора в отношении обучающихся.
18. Тьюторство, как профессиональная деятельность.
19. Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования.
20. Компетентностный подход в тьюторстве.
21. Индивидуальная образовательная программа: понятие, структура.
22. Индивидуальная образовательная траектория.
23.Модели индивидуальных образовательных траекторий.
25. Индивидуальный образовательный маршрут, виды, факторы выбора, методы диагностики, структура.
26. Профессия «тьютор», должностные обязанности тьютора, цель и результаты.
27. Компетенции тьютора и тьюторская компетенция.
28.Модели тьюторской деятельности.
29. Современные методы работы тьютора.
30. Виды профессиональной деятельности тьютора.
http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники,информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий