Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Колендарно – тематическое планирование
Особенности обучения школьников с речевыми нарушениями
Методики диагностики психических процессов младших школьников
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечислите основные отличия письменной речи от устной.
Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.
Психологические особенности письменной речи.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Влияние дефекта оглушения на письменную речь
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Структура индивидуального образовательного маршрута
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в условиях СОШ /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Ведение логопедической документации в СОШ.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов к экзамену
1)Структура работы для зачисления детей в речевые школы.
2)Работа медико- психолого- педагогической комиссии.
3)Распределение времени,отведенного на коррекционно – образовательную работу.
4)Организация работы логопеда с детьми в школьных логопунктах.
5)Организация работы учителя – логопеда на логопункте в массовой школе.
6)Распределение времени, отведенного на коррекционно – образовательную работу.
7)Распределение времени учителя – логопеда в период школьных каникул.
8)Оборудование логопедического кабинета.
9)Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
10)Просветительская деятельность логопеда в СОШ.
11)Назовите примерный перечень тем консультаций, бесед с педагогами и родителями.
12)Примерный перечень оборудования логопедического кабинета.
13)Диагностика речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
14)Дифференциальная диагностика дисграфий.
15)Требования к содержанию плана.
16)Требования к индивидуальным занятиям.
17)Соблюдение метода обучению произношению.
18)Фонетический режим. Исправление ошибок. Фиксация результатов.
19)Рабочая программа логопедической работы.
20)Колендарно – тематическое планирование
21)Особенности обучения школьников с речевыми нарушениями
22)Методики диагностики психических процессов младших школьников
23)Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в условиях СОШ
24)Организация логопедического воздействия в СОШ
25)Ведение логопедической документации в СОШ.
26)Проектирование индивидуального образовательного маршрута в СОШ для детей с тяжелым нарушением речи
27)Структура индивидуального образовательного маршрута
28)Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 8-9 лет с сенсорной алалией
29)Диагностико – проектная деятельность логопеда в СОШ.
30)Дифференциальная диагностика детей с различными видами дисграфий.
31)Комплексная диагностика детей с общим недоразвитием речи в речевой школе.
32)Система мониторинга логопедической работы
33)Коррекционно – логопедическая работа логопеда в СОШ
35)Особенности дидактических пособий для преодоления дисграфии у младших школьников.
36)Перечислите основные отличия письменной речи от устной.
37)Каково психологическое содержание процессов устной и письменной речи? Различия в содержании.
38)Психологические особенности письменной речи.
39)Каковы функции устной и письменной речи?
40)Какой компонент (технический или смысловой) преобладает на начальном этапе усвоения устной речи? письменной речи?
41Охарактеризуйте отличия в построении устного и письменного высказываний. За счет каких средств достигается краткость устного речевого высказывания?
42)Какова роль мотивации в развитии устной и письменной речи?
43)Приведите приемы создания у ребенка мотивов к овладению письменной речью.
44)Охарактеризуйте состояние у ребенка – дошкольника психических функций, которые являются базой для овладения письменной речью.
45)Что становится причиной дальнейшего развития психических функций, являющихся базой овладения письменной речью?
46)Сопоставьте устную, внутреннюю и письменную речь.
47)Какие основные трудности испытывает, по мнению Л.С. Выготского, ребенок, приступающий к овладению грамотой?
48)Какие новообразования формируются у ребенка в процессе обучения письменной речи?
49)Подготовка фрагментов протоколов обследования по разделам: чтение и письмо.
50)Обработка данных обследования и составление заключения (по разделам).
51)Разработка перспективного плана индивидуальных заня¬тий с ребенком (с учетом предполагаемой структуры дефекта)
52)Текущее планирование работы на различных этапах.
53)Планирование логопедической работы (с учетом вида дисграфии).
54)Характеристика нарушений чтения и письма у младших школьников.
55)Система логопедического обследования учащихся с нарушением письменной речи.
56)Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.
57)Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.
58)Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.
59)Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.
60)Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.
61)Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.
1)Дидактические игры в коррекционной работе логопеда в СОШ
2)Виды наглядного материала для ведения логопедической работы в СОШ
3)Инновационные формы логопедической работы в СОШ
4)Формы работы с родителями в СОШ
5)Формы работы с педагогами в СОШ
6)Перспективное и индивидуальное планирование работы логопеда в речевой школе с детьми с ОНР
7)Перспективное и индивидуальное планирование работы логопеда в СОШ
8)Профилактика акустических дисграфий
9)Моделирование коррекционно – профилактической деятельности в образовательном учреждении
10)Проблема раннего обучения чтению
11)Основные направления коррекции речи в СОШ
12)Методика изучения уровня речевого развития у младших школьников
13)Исторический аспект диагностики речи
14)Принципы комплексной диагностики
15)Диагностика речевых нарушений у младших школьников
16)Влияние дефекта смягчения на письменную речь
17)Влияние дефекта оглушения на письменную речь
18)Особенности коррекции фонетической стороны речи у младших школьников
19)Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
20)Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
21)Рабочая программа логопедической работы.
22)Колендарно – тематическое планирование
23)Особенности обучения школьников с речевыми нарушениями
24)Методики диагностики психических процессов младших школьников
25)Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в условиях СОШ
26)Организация логопедического воздействия в СОШ
27)Ведение логопедической документации в СОШ.
28)Проектирование индивидуального образовательного маршрута в СОШ для детей с тяжелым нарушением речи
29)Структура индивидуального образовательного маршрута
30)Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 8-9 лет с сенсорной алалией
URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.