Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
социально-педагогическом сопровождении.
Э3 Э4 Э5
Э2 Э5
Э2 Э5
речевыми нарушениями современными средствами
/Ср/
Э2 Э5
Э1 Э2 Э3
диагностики в рамках компетентностного и деятельностного подходов /Пр/
Э2 Э5
оценки сформированности личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных
универсальных учебных действий. Постановка учителем целей и задач в работе с учащимися с
речевыми нарушениями в зависимости от результатов диагностики. /Ср/
Э2 Э5
представление на учащегося для обсуждения на ПМПк. Индивидуальный образовательный план
как основной документ сопровождения образовательного маршрута ребенка в рамках школы.
Форма и алгоритм разработки индивидуального образовательного плана (ИОП). Учитель –
ведущий специалист, организующий освоение ребенком с ОВЗ образовательной программы /Ср/
Э2 Э5
детей с речевыми нарушениями /Пр/
Э2 Э5
тьюторского сопровождения: портфолио, проект. Групповое сопровождение – принципы,
вариативность подходов. Включение ребенка в структурированное образовательное пространство.
Принципы зонирования и гибкости, доступности/недоступности и оптимального количества
материалов, разнообразия игровых средств, наглядного планирования активности. Ресурсная карта
как основа индивидуальной образовательной программы. Выявление ресурсов. Принципы ведения
дневника тьютора. Виды дневников. Анализ динамики развития ребенка на основе записей в
дневнике /Ср/
Э2 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие «педагогическая система», еѐ сущность и характеристика.
2. Педагогический процесс: структура и основные компоненты.
3. Воспитание как процесс организации и ускорения социализации.
4. Система специального образования детей с нарушениями речи.
5. Принципы, задачи, методы обучения и воспитания детей с речевой патологией.
6. Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
7. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями.
9. Особенности развития детей первого года жизни.
10. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года).
11. Особенности развития детей раннего возраста (1—3 года) с различными речевыми нарушениями.
12. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста.
13. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (3—7 лет).
14. Особенности развития детей дошкольного возраста (3—7 лет) с ТНР.
15. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста.
16. Система логопедического обследования детей разных возрастных групп.
17. Воспитание детей раннего, дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
18. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
19. Сопоставительный анализ основного содержания программ воспитания правильной речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
20. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с отклонениями в речевом развитии.
21. Сопоставительный анализ основного содержания ООП и АООП у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
22. Организация, основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи.
23. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
24. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в начальной школе
25. Использование подгрупповых и индивидуальных форм работы.
26. Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
27. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
28. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
29. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
30. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Темы письменных сообщений:
1. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.
2. Речевой режим в специальных дошкольных и школьных учреждениях.
3. Основные направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
4. Задачи, методы и формы сенсорного воспитания детей, страдающих различными нарушениями речи.
5. Задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.
6. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
7. Задачи и методы подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.
8. Характеристика методов и форм работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
9. Задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
10.Методы воспитания в специальном дошкольном учреждении.
11.методы обучения детей с ТНР в начальной школе
12.Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
13.Взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя.
14.Воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевым нарушением.
15.Общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.
16.Коррекционные возможности музыкально-ритмических занятий в специальном детском саду.
17.Использование разнообразных видов деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания.
18.Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.
19.Коррекционно-воспитательное воздействие на развитие ребенка с нарушением речи в ходе изобразительной и конструктивной деятельности.
20.Организация речевого общения с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности.
21.Использование игры, элементов психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний детей с речевыми
нарушениями.
22. Сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи в начальной школе,
средства и методы его осуществления.
23. Критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
24.Особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
25.Условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушением речи.
26.Виды помощи, используемые учителем-логопедом, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевым нарушением
27. Проблемы проявлений нормы и отклонений в развитии.
29. Педагогические системы обучения лиц с ОВЗ
30. Специфика речевых нарушений
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.