2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. .филол-.наук, доц., Ганиева А.М. _________________
 
 
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаердинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о логопедическойй работе с детьми  с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать базовые профессиональные категории, основанные на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики в разделе дефектологии и логопедии;
1.4
сформировать навыки владения основными (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.1.2
Индивидуальные формы работы логопеда с детьми дошкольного возраста
2.1.3
Методические аспекты организации взаимодействия логопеда и воспитателя
2.1.4
Онтогенез речевой деятельности
2.1.5
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
2.1.6
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
2.1.7
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.8
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.12: владеет технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи
 
ПК-1.14: владеет готовностью выявлять особенности развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.15: владеет методами организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений
 
 
ПК-2: Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.8: владеет методами анализа эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные направления логопедического воздействия,   применяемые в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и ЗПР, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
3.1.2
методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения и ЗПР;
3.1.3
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с речевыми нарушениями с ЗПР;
3.1.4
виды планов и программ логопедического воздействия, применяемых для детей с речевыми нарушениями с ЗПР.  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать коррекционно- логопедические   программы обучения детей с речевыми нарушениями, с ЗПР;
3.2.2
производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ЗПР;
3.2.3
выстраивать и реализовывать план консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений обучающегося с речевыми нарушениями, с ЗПР;
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.2.4
составлять все виды планов (годовой, перспективный, календарный, индивидуальный), конспекты занятий, применяемые в коррекционно- логопедическом воздействии при составлении индивидуальных образовательных маршрутов и обучении детей с речевыми нарушениями с ЗПР.  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи с ЗПР;
3.3.2
приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого-педагогической диагностики;
3.3.3
методами педагогического консультирования семей, представителей ближайшего социального окружения, педагогов, участвующих в обучении лиц с нарушениями речи с ЗПР;
3.3.4
навыком самостоятельного планирования индивидуального образовательного маршрута с учетом системы речевого нарушения и степени задержки психического развития в перспективе на год, месяц, день.  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи с ЗПР. 

 
1.1
Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.2
Умственная отсталость. Структура дефекта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.3
Причины и классификация нарушений познавательной сферы. Основные проявления дефектного развития при нарушении познавательной сферы, вторичные дефекты развития при нарушении интеллекта.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.4
Задержка психического развития. Структура дефекта  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.5
Причины и классификация задержек психического развития.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.6
Особенности развития речи при ЗПР и умственной отсталости  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.7
Обследование детей с ЗПР. Подготовка дидактических материалов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.8
Планирования коррекционной работы в 1- 4 классах.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.9
Комплектование группы детей с задержкой психического развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.10
Логопедическая работа со школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.11
Методы коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с ЗПР.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.12
Этап коррекционной работы на фонетическом уровне  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.13
Этап коррекционной работы на лексическом уровне  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.14
Этап коррекционной работы на синтаксическом уровне - развитие связной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.15
Обучение письму и чтению детей с ЗПР.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.16
Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.17
Организация и проведение занятий для детей с ЗПР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.18
Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям  с ЗПР и речи.СОУ. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.19
Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР и речи. Диагностика. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.20
Особенности звукопроизношения, фонематических представлений, лексики и грамматического строя речи детей с нарушением интеллекта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
 
Раздел 2. Особенности логопедической работы при задержке психического развития.

 
2.1
Логопеческая работа с детьми с задержкой психического развития. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.2
Направления, формы и методы логопедической работы с детьми с задержкой психического развития и нарушением /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.3
Организация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.4
Модели игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с ЗПР. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.5
Специфические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.6
Подготовка игр по развитию внимания, памяти для детей с ЗПР,  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.7
Подготовка дидактических  пособий, применяемых на занятиях с детьми с ЗПР /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.8
Подготовка конспектов занятий по развитию речи для детей с ЗПР  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.9
Индивидуальные образовательные маршруты. Подготовка конспектов консультаций для родителей и педагогов.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.10
Оказание консультативной и методической помощи родителям. Изготовление брошюр и листовок /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

2) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.

3) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

4) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.

5) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.

6) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику

7) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

8) Система государственной социальной помощи детям  с ЗПР и речи.СОУ.  

9) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с ЗПР и речи.

10) Диагностика детей с ЗПР

11) Логопеическая работа с детьми с задержкой психического развития.

12) Особенности игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с ЗПР.  

13) Специфические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.

14) Особенности игр, методических пособий, конспектов занятий, индивидуальных образо-вательных маршрутов, занятий для детей с ЗПР

15) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психиче-ском развитии.

16) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с ЗПР

17) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.

18) Речевые нарушения у детей с ЗПР.

19) Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР.

20) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с ЗПР

21) Логопедическая помощь детям школьного возраста с ЗПР

22) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

23) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.

24) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР.

25) Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.

26) Вторичные нарушения у детей с ЗПР.

27) Значение речевого развития у детей с ЗПР.

28) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.

29) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.

30) Нарушения письменной речи у детей с ЗПР.

31) Коррекция нарушений письменной речи у детей с ЗПР.

32) Особенности навыка чтения у детей с ЗПР.

33) Особенности нарушений устной речи у детей с ЗПР.

34) Развитие навыка звукового анализа у детей с ЗПР.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
35) Дифференциальная диагностика детей с ЗПР и с умственной отсталостью

36) Логопедическое воздействие при коррекции речи у детей с ЗПР.

37) Особые образовательные потребности детей с ЗПР

38) Специальные образовательные условия для детей с ЗПР

39) Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР

40) Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР

41) Адаптированная программа обучения для детей с ЗПР

42) Особенности логического мышления у детей с ЗПР

43) Специальные приемы обучения детей с ЗПР

44) Восприятие речи дошкольниками с ЗПР

45) Особенности методических пособий для детей дошкольного возраста с ЗПР

46) Обучение школьников с ЗПР

47) Воспитание школьников с ЗПР

48) Специальные образовательные организации для детей с ЗПР

49) Методы логопедического воздействия при обучении дошкольников с ЗПР

50) Методы логопедического воздействия при обучении младших школьников школьников с ЗПР

51) Сущность методов логопедической коррекции.

52) Возможности и пути использования различных методов коррекции в образовательно-воспитательном процессе в специальной школе.

53) Развитие произносительной стороны речи у ребенка с ЗПР.

54) Оформление кабинета логопеда в школе для детей с ЗПР.

55) Отчетная документация учителя-логопеда в специальной школе

56) Дифференцированный подход в логопедической работе в специальной школе для детей с ЗПР.

57) Программы коррекции речи в специальной школе на уроках русского языка.

58) Программы по коррекции и развитию мыслительной и речевой деятельности ребенка с ЗПР

59) Программы коррекции речи в школе на уроках трудового обучения.

60) Коррекция речи в специальной школе для детей с ОВЗ во внеклассное время.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменные сообщения

1) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

2) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с ЗПР

3) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.

4) Речевые нарушения у детей с ЗПР.

5) Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР.

6) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с ЗПР

7) Логопедическая помощь детям школьного возраста с ЗПР

8) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

9) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.

10) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР.

11) Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.

12) Вторичные нарушения у детей с ЗПР.

13) Значение речевого развития у детей с ЗПР.

14) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.

15) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.

16) Нарушения письменной речи у детей с ЗПР.

17) Коррекция нарушений письменной речи у детей с ЗПР.

18) Особенности навыка чтения у детей с ЗПР.

19) Особенности нарушений устной речи у детей с ЗПР.

20) Развитие навыка звукового анализа у детей с ЗПР.

21) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику

22) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

23) Система государственной социальной помощи детям  с ЗПР и речи.СОУ.  

24) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с ЗПР и речи.

25) Диагностика детей с ЗПР

26) Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития.

27) Особенности игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с ЗПР.  

28) Специфические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.

29) Особенности игр, методических пособий, конспектов занятий,

30) Индивидуальные образовательные маршруты  для детей с ЗПР  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Липунова О.В
Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные
: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ворошнина, Л. В. 
Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438992 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
Л2.2
Заваденко, Н. Н. 
Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441113 (
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ -  URL:

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Особенности логопедической  работы с детьми страдающими задержкой психического развития  — URL: https://www.i-gnom.ru/books/logopediya/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-stradayuschimi-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.html  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут 

 
стр. 11
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.