Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаердинова Р.М.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену
1) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
2) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.
3) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
4) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.
5) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.
6) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику
7) Понятие о норме и отклонениях в развитии.
8) Система государственной социальной помощи детям с ЗПР и речи.СОУ.
9) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с ЗПР и речи.
10) Диагностика детей с ЗПР
11) Логопеическая работа с детьми с задержкой психического развития.
12) Особенности игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с ЗПР.
13) Специфические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.
14) Особенности игр, методических пособий, конспектов занятий, индивидуальных образо-вательных маршрутов, занятий для детей с ЗПР
15) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психиче-ском развитии.
16) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с ЗПР
17) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.
18) Речевые нарушения у детей с ЗПР.
19) Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР.
20) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с ЗПР
21) Логопедическая помощь детям школьного возраста с ЗПР
22) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
23) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.
24) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР.
25) Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.
26) Вторичные нарушения у детей с ЗПР.
27) Значение речевого развития у детей с ЗПР.
28) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.
29) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.
30) Нарушения письменной речи у детей с ЗПР.
31) Коррекция нарушений письменной речи у детей с ЗПР.
32) Особенности навыка чтения у детей с ЗПР.
33) Особенности нарушений устной речи у детей с ЗПР.
34) Развитие навыка звукового анализа у детей с ЗПР.
36) Логопедическое воздействие при коррекции речи у детей с ЗПР.
37) Особые образовательные потребности детей с ЗПР
38) Специальные образовательные условия для детей с ЗПР
39) Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР
40) Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР
41) Адаптированная программа обучения для детей с ЗПР
42) Особенности логического мышления у детей с ЗПР
43) Специальные приемы обучения детей с ЗПР
44) Восприятие речи дошкольниками с ЗПР
45) Особенности методических пособий для детей дошкольного возраста с ЗПР
46) Обучение школьников с ЗПР
47) Воспитание школьников с ЗПР
48) Специальные образовательные организации для детей с ЗПР
49) Методы логопедического воздействия при обучении дошкольников с ЗПР
50) Методы логопедического воздействия при обучении младших школьников школьников с ЗПР
51) Сущность методов логопедической коррекции.
52) Возможности и пути использования различных методов коррекции в образовательно-воспитательном процессе в специальной школе.
53) Развитие произносительной стороны речи у ребенка с ЗПР.
54) Оформление кабинета логопеда в школе для детей с ЗПР.
55) Отчетная документация учителя-логопеда в специальной школе
56) Дифференцированный подход в логопедической работе в специальной школе для детей с ЗПР.
57) Программы коррекции речи в специальной школе на уроках русского языка.
58) Программы по коррекции и развитию мыслительной и речевой деятельности ребенка с ЗПР
59) Программы коррекции речи в школе на уроках трудового обучения.
60) Коррекция речи в специальной школе для детей с ОВЗ во внеклассное время.
Письменные сообщения
1) Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
2) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с ЗПР
3) Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитие ребенка.
4) Речевые нарушения у детей с ЗПР.
5) Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР.
6) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с ЗПР
7) Логопедическая помощь детям школьного возраста с ЗПР
8) Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
9) Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С. Лебединской.
10) Особенности развития познавательной сферы и коммуникативные особенности детей с ЗПР.
11) Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний.
12) Вторичные нарушения у детей с ЗПР.
13) Значение речевого развития у детей с ЗПР.
14) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с ЗПР.
15) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР.
16) Нарушения письменной речи у детей с ЗПР.
17) Коррекция нарушений письменной речи у детей с ЗПР.
18) Особенности навыка чтения у детей с ЗПР.
19) Особенности нарушений устной речи у детей с ЗПР.
20) Развитие навыка звукового анализа у детей с ЗПР.
21) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику
22) Понятие о норме и отклонениях в развитии.
23) Система государственной социальной помощи детям с ЗПР и речи.СОУ.
24) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с ЗПР и речи.
25) Диагностика детей с ЗПР
26) Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития.
27) Особенности игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с ЗПР.
28) Специфические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.
29) Особенности игр, методических пособий, конспектов занятий,
30) Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ЗПР
http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.