2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
124
124
124
124
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол наук, доц., Ганиева А.М. _________________
 
 
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний и представлений о логопедической работе с детьми  с интеллектуальными нарушениями
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формирование базовых профессиональных категорий, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики в разделе дефектологии и логопедии;
1.4
Формирование навыков владения основными (базовыми) технологиями коррекционно-логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по преодолению нарушений речи у этой категории детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.1.2
Индивидуальные формы работы логопеда с детьми дошкольного возраста
2.1.3
Методические аспекты организации взаимодействия логопеда и воспитателя
2.1.4
Онтогенез речевой деятельности
2.1.5
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
2.1.6
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
2.1.7
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.8
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.12: владеет технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи
 
ПК-1.14: владеет готовностью выявлять особенности развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.15: владеет методами организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений
 
 
ПК-2: Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.8: владеет методами анализа эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологии (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми  с нарушениями речи;
3.1.2
методы организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать и реализовывать образовательный и коррекционно-развивающий процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями речи;
3.2.2
проектировать и сопровождать индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи;
3.2.3
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи;
3.3.2
методами анализа эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи.
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи с интеллектуальными нарушениями. 

 
1.1
Понятие о норме и отклонениях в развитии. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.2
Комплексное обследование речевой функции у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.3
Характеристика уровня сформированности речевых компонентов у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью (фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь).  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.4
Причины недоразвития речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Взаимосвязь развития речи и психических процессов.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.5
Специфика логопедического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.6
Этапы логопедического обследования: ориентировочный, диагностический, аналитический, прогностический.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.7
Технология обследования фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, связной речи у детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.8
Технология обследования психофизиологической базы речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Составление логопедического заключения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.9
Организация психолого-педагогической помощи.   /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.10
Диагностика активного и пассивного словаря /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.11
Диагностика общей, мелкой, артикуляционной моторики  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.12
Диагностика нарушений звукопроизношения  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.13
Диагностика лексико-грамматических нарушений  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.14
Организация психолого-педагогической помощи.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.15
Понятие о норме и отклонениях в развитии. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.16
Диагностика активного и пассивного словаря /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.17
Диагностика общей, мелкой, артикуляционной моторики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.18
Диагностика нарушений звукопроизношения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
1.19
Диагностика лексико-грамматических нарушений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
 
Раздел 2. Особенности логопедической работы при интеллектуальных нарушениях

 
2.1
Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.2
Специфика организации логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в дошкольных и школьных образовательных организациях.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.3
Содержание логопедических занятий по коррекции системного недоразвития речи у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.4
Структура рабочей программы логопедических занятий в дошкольных и школьных образовательных организациях для детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.5
Нормативно-правовые документы регламентирующие содержание логопедических программ по коррекции речи у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.6
Формулировка цели, задач программы логопедических занятий с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.7
Специфика планирования индивидуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.8
Структура индивидуального занятия по постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Структура фронтального занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи детей дошкольного и школьного возраста.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.9
Специфические методы и приемы работы, применяемые на логопедических занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
2.10
Структура логопедических занятий по коррекции письменной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
 
Раздел 3. Методики логопедической коррекции нарушений звукопроизношения, лексико-грамматических нарушений у умственно отсталых детей. 

 
3.1
Технология преодоления фонетико-фонематических нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.2
Специфика усвоения лексико-грамматической стороны речи детьми с интеллектуальными нарушениями, особенности ее формирования.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.3
Обзор логопедических программ по коррекции системного недоразвития речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.4
Этапы коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей с интеллектуальными

нарушениями.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.5
Виды заданий по развитию связной речи. Технология коррекции нарушений письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.6
Особенности организации логопедической работы по коррекции чтения и письма.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.7
Виды дидактических пособий по формированию письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.8
Особенности планирования и организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.9
Особенности организации логопедической работы в классах КРО.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.10
Модели игровых приемов и занятий с детьми.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.11
Применение логопедических технологий в работе с детьми с нарушением интеллекта  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
3.12
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Актуальность проблемы изучения детей с интеллектуальными нарушениями.

2. Роль биологических и социально-психологических факторов в возникновении речевых нарушений.

3. Межпредметные связи дисциплины с другими науками.

4. Особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.

5. Особенности обучения данной категории детей.

6. Особенности звуковой стороны речи детей с интеллектуальными нарушениями.

7. Фонематические процессы и их влияние на речевое развитие детей данной категории.

8. Структура речевого нарушения. Первичность и вторичность речевого нарушения.

9. Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

10. Состояние связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

11. Подготовка к школе дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

12. Процесс чтения и его механизмы.

13. Ошибки при чтении у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

14. Причины ошибок при чтении у учащихся с данной категории.

15. Профилактика ошибок при чтении.

16. Процесс письма и его механизмы.

17. Ошии на письме у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

18. Причины ошибок на письме у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

19. Профилактика специфических ошибок.

20. Обследование звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

21. Результаты комплексного обследования речи в виде логопедического заключения.

22. Изучение письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью

23. Предварительный этап коррекции нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью: развитие ручной моторики.

24. Предварительный этап коррекции нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью: развитие ритма.

25. Предварительный этап коррекции нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью: развитие дыхания.

26. Дисграфия при интеллектуальной недостаточности.

27. Дислексия при интеллектуальной недостаточности.

28. Аграфия при интеллектуальной недостаточности.

29. Алексия при интеллектуальной недостаточности.

30. Особенности мышления при нарушениях интеллекта.

31. Особенности памяти при нарушениях интеллекта

32. Особенности воображения при нарушениях интеллекта

33. Особенности внимания при нарушениях интеллекта

34. Особенности представлений при нарушениях интеллекта

35. Особенности психомоторики при нарушениях интеллекта

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1)Теоретические методы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

2)Практические методы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

3)Экспериментальные методы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

4)Игровые методы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
5)Теоретические приемы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

6)Практические приемы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

7)Экспериментальные приемы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

8)Игровые приемы обследования устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

9)Дисграфия при интеллектуальной недостаточности.

10)Дислексия при интеллектуальной недостаточности.

11)Аграфия при интеллектуальной недостаточности.

12)Алексия при интеллектуальной недостаточности.

13)Особенности мышления при нарушениях интеллекта.

14)Особенности памяти при нарушениях интеллекта

15)Особенности воображения при нарушениях интеллекта

16)Особенности внимания при нарушениях интеллекта

17)Особенности представлений при нарушениях интеллекта

18)Особенности психомоторики при нарушениях интеллекта

19)Понятие интеллектуальная недостаточность, этиология возникновения.

20)Формы интеллектуальных нарушений.

21)Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

22)Характеристика нарушений речи при интеллектуальной недостаточности.

23)Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

24)Документация учителя-логопеда. Специфика логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

25)Логопедическое обследование в системе комплексного изучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

26)Особенности организации изучения устной речи, лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова и звуконаполняемости при речевом недоразвитии.

27)Методы и приемы обследования звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

28)Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

29)Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

30)Особенности коррекции нарушений произношения различных групп звуков у детей с интеллектуальной недостаточностью

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лапп Е.А.
Организация логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лапп Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 229 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/79777.html 
Саратов: Вузовское образование,  ЭБС «IPRbooks» 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 312 c.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/75801.html
Москва: Московский педагогический государственный университет,, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Обучение детей дошкольников с нарушением интеллекта - https://www.youtube.com/watch?v=1nFzyUMnt9w
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3

Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.