Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1.Методика развития речи детей (специальная) как педагогическая наука, ее цель, задачи, содержание.
2.Современные представления о речи и речевой деятельности в психологии, лингвистике, психолингвистике.
3.Характеристика феномена «языковая способность». Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности.
4.Использование данных смежных научных дисциплин в решении проблем специальной методики развития речи на современном этапе.
5.Характеристика основных методов и приемов развития речи.
6.Структура нарушения речи у детей с системным недоразвитием речи.
7.Разделы коррекционной работы при системном недоразвитии речи
8.Особенности детского речевого творчества на разных этапах овладения языком. Становление языковой способности у детей с нарушениями речи.
9.Тематика, задачи, содержание и структура коррекционных индивидуальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
10.Подгрупповые занятия по развитию речи детей с СНР.
11.Тематика, задачи, содержание и структура коррекционных фронтальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
12.Специфика обследования речи детей с СНР.
13.Содержание и методика обследования, параметры анализа материалов обследования различных сторон речи. Выводы и заключение по каждому разделу обследования.
14.Состояние речевого развития детей, имеющих системное недоразвитие речи.
15.Устное (монологическое и диалогическое) связное высказывание.
16.Динамика развития связного речевого высказывания в онтогенезе и особенности его становления у детей с общим недоразвитием речи.
17.Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР. Основные направления работы.
18.Особенности методики работы по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
19.Формирование диалогической и монологической речи.
20.Особенности работы над различными видами монологических связных высказываний.
21.Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Монологическая и диалогическая речь.
22.Особенности развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи
23.Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
24.Обучение умению отвечать на вопросы. Беседа.
25.Формирование монологической речи. Пересказ.
26.Обучение составлению рассказа: повествовательный рассказ, рассказ-описание рассказы по представлению, рассказы по воображению, сказки по аналогии.
27.Метод моделирования в развитии речи дошкольников.
28.Методические требования к работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
29.Фронтальные занятия по развитию связной речи.
30.Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
31.Индивидуальные занятия
32.Структура урока, логопедического занятия
34.Методики по развитию связной речи, аннотация.
35.Как образуются следующие звуки речи: гласные; язычные; губно-губные и губно-зубные; носовые; глухие (шумные); мягкие?
36.Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?
37.На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.
38.Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?
39.Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи.
40.Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.
41.Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность
42.Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?
43.Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.
44.Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.
45.Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения
46.Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?
47.Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.
48.В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?
49.Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?
50.Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.
51.Опишите процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.
52.Общее недоразвитие речи
53.Определение уровней общего недоразвития речи
54.Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и задержки речевого развития
55.Обследование детей с общим недоразвитием речи
56.Фонетико- фонематическое недоразвитие речи.
57.Обследование состояния речи ребенка с системным недразвитием речи.
58.Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с системным недразвитием речи.
59.Технологии проведения фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ.
60.Виды пересказа.
Темы письменных работ:
1)Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Монологическая и диалогическая речь.
2)Особенности развития связной речи у детей с ОНР
3)Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
4)Обучение умению отвечать на вопросы. Беседа.
5)Формирование монологической речи. Пересказ.
6)Обучение составлению рассказа: повествовательный рассказ, рассказ-описание рассказы по представлению, рассказы по воображению, сказки по аналогии.
7)Метод моделирования в развитии речи дошкольников.
8)Методические требования к работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
9)Фронтальные занятия по развитию связной речи.
10)Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
11)Индивидуальные занятия
12)Структура урока, логопедического занятия
13)Планирование занятий по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи.
14)Методики по развитию связной речи, аннотация.
15)Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ТНР.
16)Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
17)Разделы работы по развитию речи, формирование связной речи детей как приоритетное направление в работе.
18)Основные понятия логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
19)Основные направления работы по формированию связной речи у обучающихся с речевыми нарушениями.
20)Формирование диалогической и монологической (устной и письменной) речи.
21)Особенности работы над: а) различными композиционно речевыми формами высказываний (описание, повествование, рассуждение), б) репродуктивными (пересказ, изложение) и продуктивными (рассказ, сочинение) видами монологических связных высказываний.
22)Пересказ литературных произведений.
23)Методика В. П. Глухова.
24)Методика Т. А. Ткаченко.
25)Методика В. К. Воробьевой.
27)Особенности работы над формированием стуктуры предложения у детей с моторной алалией
28)Содержание работы и методически ориентированная характеристика фрагментов занятий по развитию связной речи (задачи, содержание, приемы, последовательность предъявления материал, планирование и др.).
29)Метод моделирования в развитии речи дошкольников.
30)Методические требования к работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.