2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук,  доцент, Ганиева А.М. _________________
 
 
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний, умений и навыков практической деятельности в области владения некоторыми (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха, имеющими речевые нарушения.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование базовых профессиональных категорий, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики в разделе  сурдопедагогики и логопедии;
1.4
формирование навыков владения основными (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха, имеющими речевые нарушения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.1.2
Индивидуальные формы работы логопеда с детьми дошкольного возраста
2.1.3
Онтогенез речевой деятельности
2.1.4
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
2.1.5
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
2.1.6
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.7
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.12: владеет технологиями (в том числе, инклюзивными), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи
 
ПК-1.14: владеет готовностью выявлять особенности развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.15: владеет методами организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательных отношений
 
 
ПК-2: Способен к проектированию и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.8: владеет методами анализа эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
ПК-2.9: владеет навыками консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологии (в том числе, инклюзивные), необходимые для адресной работы с детьми с нарушениями речи и слуха;
3.1.2
особенности развития детей с нарушениями речи и слуха;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять особенности развития детей с нарушениями речи и слуха;
3.2.2
использовать методы организации консультативно-просветительской деятельности с участниками образовательного процесса;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями (в том числе, инклюзивные), необходимыми для адресной работы с детьми с нарушениями речи и слуха;
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.3.2
навыками консультирования педагогов, родителей (законных представителей)и обучающихся по вопросам сопровождения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи и слуха. 

 
1.1
Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику.Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям  с нарушениями слуха и речи.СОУ. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
1.2
Специфические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
1.3
Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха. /Ср/

8
4
0
 
1.4
Фонетико-фонематические нарушения у глухих и слабослышащих детей /Ср/

8
4
0
 
1.5
Основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей /Ср/

8
4
0
 
1.6
Нарушения словарного запаса у слабослышащих детей. /Ср/

8
4
0
 
1.7
Нарушения лексического строя речи у глухих и слабослышащих детей /Ср/

8
4
0
 
1.8
Нарушения грамматического строя речи у глухих и слабослышащих детей /Ср/

8
4
0
 
1.9
Основные формы нарушения письменной речи у слабослышащих детей /Ср/

8
4
0
 
1.10
Особенности логопедического обследования  детей с нарушением слуха /Ср/

8
4
0
 
1.11
Подготовка дидактических материалов для логопедического обследования  детей с нарушением слуха. /Ср/

8
4
0
 
1.12
Комплектование группы детей с нарушением слуха/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
1.13
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением слуха  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
1.14
Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха и речи. Диагностика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
1.15
Обследование детей с нарушением слуха и речи /Пр/

6
4
0
 
 
Раздел 2. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха

 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.1
Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.2
Специфические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.3
Организация и проведение занятий для детей с нарушением слуха /Ср/

10
4
0
 
2.4
Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха/ /Ср/

10
4
0
 
2.5
Подготовка игр по развитию слухового внимания, и слуховой памяти для детей с нарушением слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.6
Подготовка дидактических  пособий, применяемых на занятиях с детьми с нарушением слуха  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.7
Основные требования к демонстрационному и раздаточному материалу коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением слуха/ /Ср/

10
4
0
 
2.8
Подготовка конспектов занятий по развитию речи для детей с нарушением слуха  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.9
Подготовка индивидуальных образовательных маршрутов, конспектов консультаций для родителей и педагогов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.10
Модели игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с нарушением слуха.  /Пр/

4
4
0
 
2.11
Разработка технологических карт занятий по развитию речи для детей с нарушением слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

7
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
2.12
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

9
ПК-1.12 ПК-1.14 ПК-1.15 ПК-2.9
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1) Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.

2) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с на-рушенным слухом.

3) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

4) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с на-рушенным слухом.

5) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

6) Психологические особенности детей с нарушениями слуха.

7) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с нарушениями слуха

8) Билингвальное обучение детей с нарушением слуха.

9) Степени нарушения слуховой функции

10) Речевые нарушения у детей с нарушением слуха.

11) Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха.

12) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением слуха.

13) Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением слуха.

14) Вторичные нарушения у детей с нарушением слуха.

15) Значение речевого развития у детей с нарушением слуха.

16) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с на-рушением слуха.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
17) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с нарушением слуха.  

18) Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха.

19) Коррекция нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха.  

20) Особенности навыка чтения у детей с нарушением слуха.

21) Особенности нарушений устной речи у детей с нарушением слуха.  

22) Развитие навыка звукового анализа у детей с нарушением слуха.

23) Сурдопсихология.

24) Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.

25) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с на-рушенным слухом.

26) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

27) Особенности деятельности детей с нарушенным слухом

28) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с на-рушенным слухом.

29) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

30) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательно-го процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику  

31) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

32) Система государственной социальной помощи детям с нарушениями слуха и

речи. СОУ.  

33) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с нарушения-ми слуха и речи. Диагностика.  

34) Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми.  

35) Игровые приемов и занятия с детьми с нарушением речи с нарушением слуха.  

36) Специфические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

37) Особенности игр, методических пособий, конспектов занятий, индивидуальных обра-зовательных маршрутов, конспектов консультаций для родителей и педагогов

38) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

39) Система государственной социальной помощи детям и взрослым с нарушением слуха

40) Определение понятия СОУ для детей с нарушением слуха.  

41) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с нарушением слуха

42) Система государственной социальной помощи детям и взрослым с  нарушением слуха

43) Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха и сенсорной алалией

44) Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с нарушением слуха

45) Особенности формирования лексико – грамматических категорий, фонематических процессов у детей с нарушением слуха

46) Особенности мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением слуха.

47) Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения.

48) Дифференцированное и интегрированное обучение.

49) Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития.

50) Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении учащихся с  нарушени-ем слуха

51) Возможности  интеграции их в социум детей с нарушением слуха.

52) Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.

53) Педагогическое изучение детей и подростков с  нарушением слуха в условиях детских образовательных учреждений.   

54) Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями и с нарушениями речи.  

55) Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития  

56) Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в специальных учреждениях.

57) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательно-го процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику.  

58) Технология деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении.

59) Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха и аутизмом

60) Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха и ЗПР 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задания для  письменных сообщений

1) Психологические особенности детей с нарушениями слуха.

2) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с нарушениями слуха

3) Билингвальное обучение детей с нарушением слуха.

4) Степени нарушения слуховой функции

5) Речевые нарушения у детей с нарушением слуха.

6) Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха.

7) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением слуха.

8) Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением слуха.

9) Вторичные нарушения у детей с нарушением слуха.

10) Значение речевого развития у детей с нарушением слуха.

11) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.

12) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с нарушением слуха.  

13) Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
14) Коррекция нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха.  

15) Особенности навыка чтения у детей с нарушением слуха.

16) Особенности нарушений устной речи у детей с нарушением слуха.  

17) Развитие навыка звукового анализа у детей с нарушением слуха.

18) Сурдопсихология.

19) Нарушения слуха.

20) Особенности деятельности детей с нарушенным слухом.

21) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.

22) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

23) Особенности деятельности детей с нарушенным слухом

24) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом.

25) Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

26) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику  

27) Понятие о норме и отклонениях в развитии.

28) Система государственной социальной помощи детям  с нарушениями слуха и речи. СОУ.  

29) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с нарушениями слуха и речи. Диагностика.  

30) Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми.  

31) Игровые приемов и занятия с детьми с нарушением речи с нарушением слуха.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
.Речицкая, Е. Г.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442078
 
Л1.2
Речицкая Е. Г.,  Гайдова Ю. В.
Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учебное пособие для бакалавриата и специалитета /.   Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441470 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Леонгард Э.И Самсонова Е.Г., 
Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90072.html
Москва: Теревинф, ЭБС «IPRbooks»2019, 
 
Л2.2
Речицкая Е.Г. ., Зуробьян С.А
Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/  .— Электрон. текстовые данные.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/75829.html 
Москва: Московский педагогический государственный университет, .— ЭБС «IPRbooks» 2017., 
 
Л2.3
Королева И.В.
Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/  .— Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/80569.html  
Санкт-Петербург: КАРО, ЭБС «IPRbooks»2017 , 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.— URL:   https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5316
 
Э2

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.